Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, врио руководителя, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск) (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об Индивидуальном предпринимателе Павловой Веронике Васильевне (ИНН 143412461501) (далее - ИП, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "На поставку медицинских изделий", извещение N 0319100000223000793, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ИП условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам Заказчика и ИП было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о
недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии ИП и Заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
В назначенное время посредством ВКС подключился представитель ИП (личность установлена, полномочия подтверждены), представитель заказчика явился лично (личность установлена, полномочия подтверждены).
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, ИП, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
Комиссия, изучив материалы, представленные представителем Заказчика и представителями ИП, установила следующее.
21.11.2023 между Заказчиком и ИП заключен контракт на поставку товара.
В соответствии с разделом 1 Контракта: "Предмет Контракта: поставка медицинских изделий (далее - товары) согласно Спецификации (Приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
1.1. Требования, предъявляемые к товарам, характеристики товаров определяются в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту).
1.2. По Контракту Поставщик обязуется по заданию Заказчика поставить товары, а Заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату поставленных товаров, соответствующих условиям Контракта.
1.3. Поставка товаров осуществляется в срок и в порядке:
1.3.1. Срок поставки товаров: поставка товаров осуществляется партиями по заявке Заказчика с момента заключения Контракта и до 15 декабря 2023 года включительно. Наименование, ассортимент и количество товаров каждой партии определяются направляемыми Поставщику заявками Заказчика в пределах наименований товаров и цены Контракта (максимального значения цены контракта), указанных в Спецификации (Приложение N1 к Контракту). Партия товаров в объеме одной заявки должна быть передана Заказчику не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента получения соответствующей заявки Заказчика. Заказчик в случае возникновения срочной необходимости вправе направлять Поставщику требование о досрочной поставке любой части партии товара. Такие товары Поставщик, получивший соответствующее требование Заказчика, обязуется поставлять не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента получения данного требования, в том числе в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время.
1.3.2. Срок исполнения отдельных этапов исполнения контракта: этапы не предусмотрены.
1.3.3. Поставка товара осуществляется по мере возникновения потребности Заказчика на основании заявок, переданных Поставщику посредством электронной почты, указанной в главе 14 Контракта. Должностное лицо Заказчика, ответственное за направление заявок - Гапеева Елена Анатольевна. Не заказанный Заказчиком товар не поставляется и не оплачивается. Заказчик не гарантирует и не принимает на себя обязательств выкупить весь объем товаров, предусмотренный в Спецификации (Приложение N1 к Контракту).
1.3.4. Датой поставки товара считается дата фактического предоставления товара и всей необходимой документации Заказчику. После истечения срока поставки Поставщик может осуществить обязательства по поставке товара только с согласия Заказчика, полученного в письменной форме.
1.3.5. Досрочная поставка товаров возможна только с письменного разрешения Заказчика.
1.3.6. Место поставки товара: Российская Федерация, 660020, Красноярский край, город Красноярск, улица Караульная, дом 45, аптечный склад, 8 (391) 226-82-36. Должностное лицо Заказчика, ответственное за приемку Рогова Т.П., Шакурова Т.Л., Козлова Е.Л., Гинтнер В.В.".
Разделом 2 Контракта предусмотрены права и обязанности сторон.
В соответствии с пунктом 8.2. Контракта: "До обращения в суд обязательным для Сторон является соблюдение претензионного порядка разрешения разногласий. Сторона, получившая претензию, обязана предоставить мотивированный ответ в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения Претензии. В указанный срок не включается время доставки организацией связи (курьерской организацией) ответа Стороне, направившей претензию".
Согласно пункту 11.5. Контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Заказчиком в порядке пункта 1.4.1. Контракта 21.11.2023 направлена в адрес ИП заявка на поставку товара на сумму 495355,46 руб. Срок исполнения заявки - не позднее 22.11.2023. В указанный срок товар не поставлен.
23.11.2023 Заказчиком в адрес ИП направлена претензия о неисполнении обязательств по Контракту.
24.11.2023 ИП в адрес Заказчика направлено уведомление о поставке товара. Товар поставлен Заказчику частично 27.11.2023, при этом часть товара не соответствовала заявке. Товар Заказчиком принят частично - на сумму 45080,74 руб.
04.12.2023 Заказчиком размещен отказ в принятии товара в части.
06.12.2023 ИП направлено уведомление Заказчику об ошибочно отправленном товаре.
07.12.2023 Заказчиком ввиду ненадлежащего исполнения ИП обязательств по Контракту принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пункт 2 статьи 523 ГК РФ предусматривает следующее: нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 07.12.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 07.12.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что ИП устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта.
Комиссия отмечает, что ИП в период до вступления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в законную силу, предпринимались попытки поставки товара в адрес Заказчика путем направления товара посредством курьерской службы, однако, в установленный срок, товар Заказчику поставлен не был.
Учитывая совокупность представленных материалов и пояснений, Комиссия установила, что ИП в десятидневный срок не совершены действия по устранению нарушений, послуживших основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, ввиду чего контракт считается расторгнутым с 19.12.2023.
Кроме того, Комиссия учитывает социальную значимость объекта закупки, тот факт что исполнение обязательств по Контракту необходимо для нормального функционирования медицинского учреждения, а также тот факт, что ИП не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения надлежащим образом предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен надлежащим образом, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки. Указанные нарушения условий Контракта повлекли негативные последствия для Заказчика (в том числе отсутствие возможности планирования оперативных вмешательств) и граждан, которые нуждаются в медицинской помощи.
Комиссия дает оценку пояснениям представителя ИП, в соответствии с которыми, ИП не имеет на территории г. Красноярска, а также в близлежащих субъектах, помещений в которых возможно хранение товара, подлежащего доставке в адрес Заказчика в случае направления Заказчиком срочной заявки на поставку товара. При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное априори исключает возможность своевременной поставки товара по вышеуказанной заявке.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание бездействия ИП при выборе логистической схемы доставки товара в адрес Заказчика (с учетом установленных сроков): ИП не воспользовался возможностью направления товара посредством авиасообщений, что существенно ускорило бы доставку товара в адрес Заказчика.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что ИП были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта ИП Комиссии не представил.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ИП Павловой Веронике Васильевне (ИНН 143412461501) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
19.12.23 |
21.12.23 |
20.12.23 |
0 |
20.12.23 |
27.12.23 |
26.12.23 |
0 |
29.12.23 |
28.12.23 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
Н.А. Ворсина |
|
М.А. Грицай |
|
|
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 декабря 2023 г. N 024/10/104-3754/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2023