Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "ОА Гектор" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ОА Гектор",
У С Т А Н О В И Л А:
14.12.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ОА Гектор" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Солнечный" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране областных государственных учреждений здравоохранения КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Солнечный" (извещение N 0340200003323017300).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения о проведении закупки, поскольку Заказчиком некорректно сформировано описание объекта закупки, а именно: в аукционной документации Заказчиком не указано, какими характеристиками должна обладать мобильная группа охраны, не понятно, должна или нет использоваться мобильная группа при оказании услуг по контракту. Заказчиком не применены ГОСТ Р 59044-2020, ГОСТ 31817.1.1-2012, ГОСТ Р 50776-95.
Указывает, что Заказчиком не конкретизированы спецсредства для работников Исполнителя на посту, не установлено какая рабочая документация необходима для оказания охранных услуг на посту.
Отмечает, что Заказчиком не разъяснено нужно ли охранным организациям, не зарегистрированным в Кировской области, предоставить Заказчику разрешения на транспортирование оружия и патронов серии РТЮ, отсутствует информация требуется ли наличие у Исполнителя оборудованного помещения для хранения оружия, не указано какая рабочая документация необходима для оказания охранных услуг на посту, а также кто устанавливает кнопку тревожной сигнализации, за чей счет, на чей пульт централизованного наблюдения выводится сигнал.
Сообщает, что Заказчиком не разъяснено нужно ли организациям, зарегистрированным за пределами Кировской области, создавать обособленное подразделение в Кировской области.
Указывает, что Заказчиком неправомерно не установлены в описании объекта закупки, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования, предусмотренные ГОСТ Р 59588-2021, ГОСТ Р 70619-2022.
Заявляет, что Заказчик злоупотребил своим правом, включив в проект контракта пункты 1.5-1.5.2, 7.14-7.15, которые отсутствуют в типовом контракте, утв. Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149.
Рассмотрение жалобы назначено на 20.12.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик письменно сообщил, что описание объекта закупки осуществлено с использованием позиции каталога товаров, работ, услуг и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Описанием объекта закупки установлено, что оказание услуг осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", других нормативно-правовых актов Российской Федерации, поэтому исполнитель самостоятельно на основании нормативно - правовых актов Российской Федерации осуществляет свою деятельность: определяет состав группы быстрого реагирования, наличие средств индивидуальной защиты, наличие оружия, транспортное средство, на котором должна прибыть группа быстрого реагирования, самостоятельно определяет наличие у него оборудованного помещения для хранения оружия и т.п., а также определяет необходимость в создании обособленного подразделения в Кировской области, в том числе определяет исполнение обязательных требований нормативно-правовых актов Российской Федерации необходимых для оказания услуг. Исчерпывающий перечень специальных средств закреплен в постановлении Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587. Наличие данных специальных средств обеспечивается Исполнителем.
Отмечает, что Исполнитель обеспечивает ведение документации в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечение пропускного, внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, а также охраны имущества и объектов. По условиям закупки не требуется предоставлять Заказчику разрешение на транспортирование оружия и патронов. Исполнитель на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации осуществляет свою деятельность, в том числе определяет наличие необходимых разрешительных документов для оказания услуг.
Указывает, что необходимость использовать "кнопку тревожной сигнализации" Заказчиком в документации к извещению не установлена, требуются услуги невооружённой охраны. Согласно п. 1.3 ГОСТ Р 59588-2021 положения настоящего стандарта не распространяются на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации. Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 70619-2022 требования настоящего стандарта не распространяются на оказание иных видов охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями. Считает, что требования ГОСТ Р 70619-2022 установлены для оказания услуг по обеспечению защиты жизни и здоровья конкретного охраняемого лица, т.е. личной охраны.
Сообщает, что проект контракта соответствует типовому контракту, утвержденному Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 1 июня 2020 г. 149. Изменения в типовой контракт внесены для приведения его в соответствии с Законом о контрактной системе. Требования типового контракта применены в части, не противоречащей требованиям действующего Закона о контрактной системе. Считает жалобу необоснованной. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав возражения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
08.12.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране областных государственных учреждений здравоохранения КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Солнечный". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 844 640,00 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о закупке Заказчиком установлена позиция КТРУ 80.10.10.000-00000003 Услуги частных охранных служб в соответствии с описанием объекта закупки.
Отсутствие указания на наличие средств индивидуальной защиты, транспортное средство, время прибытия, наличие средств оперативной связи, средств фото, видео фиксации не ограничивает Исполнителя и дает возможность Исполнителю самостоятельно определить, как он будет оказывать услуги Заказчику. Потребность Заказчика заключается в качественном и в срок осуществлении охранных услуг.
Заказчик письменно пояснил, что необходимость использовать кнопку тревожной сигнализации извещением не установлена, требуются услуги невооруженной охраны, следовательно, Заказчиком правомерно не применены ГОСТ Р 59044-2020, ГОСТ 31817.1.1-2012, ГОСТ Р 50776-95.
Статьей 31 Закона о контрактной системе определены требования к участникам закупок. Частью 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Приложением N 2 Постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" определен перечень специальных средств, используемых в частной охранной деятельности:
1. Шлем защитный 1 - 3 классов защиты отечественного производства.
2. Жилет защитный 1 - 5 классов защиты отечественного производства.
3. Наручники отечественного производства "БР-С", "БР-С2", "БКС-1", "БОС".
4. Палка резиновая отечественного производства "ПР-73-М", "ПР-К", "ПР-Т", "ПУС-1", "ПУС-2", "ПУС-3".
В приложении N 2 проекта контракта и в описании объекта закупки в п. 1.2 раздела "Требования к сотруднику охраны Исполнителя" установлено следующее требование: наличие специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, Согласно Приложению 2 Постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587.
Таким образом, отсутствие указания на применяемые специальные средства и их количество не ограничивает Исполнителя и дает возможность Исполнителю самостоятельно определить с каким количеством и видом специальных средств он будет оказывать услуги Заказчику. Потребность Заказчика заключается в качественном и в срок осуществлении охранных услуг.
Согласно п. 69 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814) юридические лица имеют право транспортировать принадлежащие им оружие и патроны на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов, выдаваемых в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Данным пунктом Правил также определены обязанности юридических лиц для транспортирования оружия и патронов.
Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 19.06.2018) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" определены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ.
Согласно ч. 2 ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны.
В соответствии с п. 10.6 и п. 12.1 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны (утв. Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419) установлено, что в должностной инструкции в разделе I "Общие положения" указываются Правила ведения и порядок оформления служебной документации на объекте охраны, в разделе III "Обязанности" указывается перечень обязанностей, возложенных на частного охранника при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны, в том числе предусмотренных статьей 12.1 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, требования относительно транспортирования оружия и патронов, об оборудовании помещения для хранения оружия и о разработке рабочей документации, необходимой для оказания охранных услуг на посту определены специальным законодательством. При этом описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Согласно статье 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 утверждены положение о лицензировании частной охранной деятельности (далее - Положение) и правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) о начале и об окончании оказания охранных услуг в определенные Правилами сроки.
Таким образом, требование о регистрации обособленного подразделения охранной организации на территории Кировской области, противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем Заказчиком обоснованно не разъяснена необходимость создания такого подразделения.
Согласно пп. "в" п. 1.3 ГОСТ Р 59588-2021 "Обеспечение безопасности медицинских организаций. Оказание охранных услуг на объектах медицинских организаций. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 59588-2021) положения настоящего стандарта не распространяются на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 70619-2022 "Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 70619-2022) настоящий стандарт устанавливает общие требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги по защите жизни и здоровья граждан. В силу п. 1.2 ГОСТ Р 70619-2022 требования настоящего стандарта не распространяются на оказание иных видов охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями.
Учитывая, что объектом закупки выступают услуги, состоящие в предоставлении наемного персонала для обеспечения безопасности населения или отдельных лиц, производственной или коммерческой собственности путем охраны от огня, воров, вандализма или несанкционированного прохода (услуги по патрулированию и наблюдению, услуги охраны для обеспечения безопасности, услуги по наблюдению за местами парковок, услуги по контролю за несанкционированным проходом на охраняемую территорию), в том числе обеспечение антитеррористической защищенности на объектах Заказчика (п. 4.4 описания объекта закупки), Заказчиком правомерно не применены ГОСТ Р 59588-2021, ГОСТ Р 70619-2022.
ОКПД2 80.10.1: Услуги частных охранных служб, КТРУ 80.10.10.000-00000003 Услуги частных охранных служб входит в информационную карту типового контракта на оказание охранных услуг, утвержденного Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (далее - Типовой контракт).
В соответствии с ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Согласно информационному письму Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 после 1 января 2022 г. (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые противоречат действующим положениям Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ.
Комиссией Кировского УФАС России проведен анализ применения Заказчиком условий типового контракта и установлено, что положения пунктов 1.5-1.5.2 проекта контракта Заказчика не противоречат требованиям ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, указание пунктов 7.14-7.15 проекта контракта Заказчика обусловлено позицией министерства финансов Кировской области для урегулирования вопросов, возникающих при исполнении контрактов (п. 2.2, 2.3, 2.4 постановления Правительства Кировской области от 30.08.2011 N 118/416 "О мерах по повышению ответственности государственных заказчиков Кировской области при осуществлении закупок и исполнении заключенных государственных контрактов (гражданско-правовых договоров)". Таким образом, пункты 7.14-7.15 проекта контракта не противоречат требованиям типового контракта, не налагают дополнительных необоснованных требований на исполнение по контракту, а определяют порядок претензионной работы.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ОА Гектор" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Солнечный при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране областных государственных учреждений здравоохранения КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Солнечный" (извещение N 0340200003323017300).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 декабря 2023 г. N 043/06/106-1339/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023