Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_.
при участии представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - Уполномоченное учреждение) Д<_> (дов. N 39 от 29.06.2023), Н<_> (дов. N 51 от 04.09.2023), представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданский областной диспансер фтизиатрии и инфекционных заболеваний" (далее - Заказчик) Х<_> (дов. б/н от 21.12.2023), без участия представителей Общества с ограниченной ответственностью "Экодом" (далее - Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по обеспечению лечебным питанием пациентов ГБУЗ "Магаданский областной диспансер фтизиатрии и инфекционных заболеваний" в I полугодии 2024 года" (реестровый номер извещения 0847500000923001929).
Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе Заявитель указывает, что извещение о проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме сформировано с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 30.11.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по обеспечению лечебным питанием пациентов ГБУЗ "Магаданский областной диспансер фтизиатрии и инфекционных заболеваний" в I полугодии 2024 года" (реестровый номер извещения 0847500000923001929).
Начальная (максимальная) цена контракта 19 977 918,60 рублей.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, дата и время окончания срока подачи заявок - 18.12.2023 08:00; дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 21.12.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.12.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.12.2023 NИЭОК1 на участие в закупке была подана 1 заявка участника, с идентификационным номером 115476857, признанная комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям извещения о закупке. На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся, Заказчику следует заключить контракт с единственным участником закупки с идентификационным номером 115476857, по цене контракта 19 913 425,80 рублей.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, в извещении о закупке (с приложениями) Заказчиком неверно установлен сопоставимый характер принимаемых к оценке исполненных договоров, противоречащий пункту 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604), подпунктом "в" которого установлено, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Вместе с тем, в разделе 3 приложения к извещению о закупке "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" Заказчиком установлено, что подтверждением опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, по детализирующему показателю, будут являться, в том числе: "копий исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг питания".
В то же время, по мнению Заявителя, учитывая установленные в извещении о закупке дополнительные требования в соответствии с пунктом 33 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), предусматривающей наличие опыта исполнения участником закупки договора на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, Заказчик должен был указать в качестве детализирующего критерия - наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по организации питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, так как процессы приготовления пищи в образовательной организации и в не образовательной организации не отличаются друг от друга (и в том, и в другом случае повар руководствуется и действует в соответствии с утвержденным меню, технологическими картами и карточками раскладками, требованиями нормативных актов, регламентирующих требования к питанию, но самостоятельно не определяет состав блюда и его пищевую ценность).
Заявитель полагает, что установленное Заказчиком условие, ограничивающее оцениваемый опыт, создает необоснованное преимущество для участников закупки, имеющих опыт оказания услуг только в рамках контрактов (договоров) указанных заказчиком, при этом не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, что не соответствует принципам и задачам контрактной системы в сфере закупок.
Рассмотрев довод жалобы, извещение о закупке с приложениями, пояснения Уполномоченного учреждения и Заказчика, Комиссия приходит к следующему.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно частям 4., 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
На основании пункта 18 приложения к Постановлению N 2571 при закупке услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно абзацу 3 Постановления N 2571 позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
В соответствии с извещением о закупке, начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 977 918,60 рублей. Таким образом, установление дополнительных требований к участникам закупки по пункту 33 приложения к Постановлению N 2571 является обязанностью Заказчика.
Комиссия установила, что в извещении, приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению" Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 33 Постановления N 2571.
В соответствии с положениями части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. На основании подпункта "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно подпункту "а" пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения применяются детализирующие показатели.
Подпунктом "в" пункта 24 положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько показателей оценки, в том числе, наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно извещению, приложению к извещению "Описание объекта закупи", пункту 1.1 приложения к извещению "Проект контракта", предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обеспечению лечебным питанием пациентов ГБУЗ "Магаданский областной диспансер фтизиатрии и инфекционных заболеваний".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о правомерности установления Уполномоченным учреждением, Заказчиком в приложении к извещению о закупке "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" требования о наличии у участников закупки опыта выполнения работ (оказания услуг) связанного с предметом контракта.
Вместе с тем, пунктом 2.1 приложении к извещению о закупке "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлено следующее:
"Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (общая цена исполненных участником закупки договоров)
Наличие опыта исполнения участником закупки контрактов (договоров) на оказание услуг питания, подтверждается предоставлением следующих документов (их копий), в совокупности:
- копий исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг питания,
- копий документов о приёмке оказанной услуги,
- копий дополнительных соглашений об изменении цены контракта (договора) (при наличии), о расторжении контракта (договора) (при наличии)".
Комиссией установлено, что заявка единственного участника закупки содержит перечень контрактов (договоров), в качестве подтверждения опыта оказания закупаемых услуг, предметом которых является оказание услуг питания, в том числе представлен контракт на оказание услуг по обеспечению лечебным питанием, соответствующие всем установленным требованиям к опыту закупаемых услуг. Таким образом, установление как общего, так и детализирующего требования к подтверждению опыта выполнения закупаемых работ (оказания услуг), не повлияло на возможность подачи заявки участником закупки, определение победителя рассматриваемой закупки.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчик обладает неотъемлемым правом определить содержание сопоставимости характера принимаемого к оценке опыта. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, требуемой квалификации, возможности поставить товар (оказать услугу), в соответствии с потребностью Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Требования к критерию "Квалификация участников закупки", в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, не препятствуют участию в конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия оказания услуг. Доказательств иного Заявитель не представил.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заявитель не обеспечил участие в заседании Комиссии, не представил какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия Общества в рассматриваемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушения положений законодательства о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экодом" на положения извещения о закупке Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданский областной диспансер фтизиатрии и инфекционных заболеваний" при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по обеспечению лечебным питанием пациентов ГБУЗ "Магаданский областной диспансер фтизиатрии и инфекционных заболеваний" в I полугодии 2024 года" (реестровый номер извещения 0847500000923001929) необоснованной.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 25 декабря 2023 г. N 049/06/48-280/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023