Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Магаданской области" (далее - Заказчик, МОГКУ "УКС Магаданской области"), Общества с ограниченной ответственностью "Эко-Блок N 345" (далее - Подрядчик, ООО "Эко-блок N 345"), извещенных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от МОГКУ "УКС Магаданской области", в порядке предусмотренном частью 22.2 статьи 95 Федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ООО "Эко-блок N 345", в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения государственного контракта N 0847500000420000004 от 22.06.2020 (реестровый номер контракта 2490913094220000014), заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение комплексных инженерных изысканий и разработка проектной и рабочей документации "Строительство очистных сооружений со станцией биологической очистки в пгт Ола Ольского района Магаданской области" (реестровый номер извещения 0847500000420000004).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения реестра), а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
1. 08.05.2020 Заказчиком - Магаданским областным государственным казенным учреждением "Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области" на официальном сайте Единой информационной сиcтемы zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение комплексных инженерных изысканий и разработка проектной и рабочей документации "Строительство очистных сооружений со станцией биологической очистки в пгт. Ола Ольского района Магаданской области" (реестровый номер извещения 0847500000420000004).
Начальная (максимальная) цена контракта 10 000 000,00 рублей.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, дата и время начала подачи заявок - соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение; дата и время окончания подачи заявок - 02.06.2020 09:00; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 03.06.2020 17:00; дата подачи окончательных предложений - 05.06.2020; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 08.06.2020 17:00.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.06.2020 NПРОI1 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме были поданы 6 заявок участников закупки, которым присвоены идентификационные номера заявок: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Все участники допущены к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 09.06.2020 NПРОII1 участники закупки с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4, 6, и вторые части заявок указанных участников соответствуют установленным в документации о закупке требованиям; участник с идентификационным номером 5, и вторая часть заявки данного участника, признан комиссией по осуществлению закупки не соответствующим требованиям, установленным конкурсной документацией, на основании пункта 2 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе (в ред. от 08.06.2020, действующей на момент проведения закупки) - наличие в заявке документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе (в ред. от 08.06.2020), недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе, а именно: "в соответствии с приложенным участником закупки документом о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, а также сведениями, содержащимися в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, участник закупки относится к категории Среднего предприятия".
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 10.06.2020 NППИ1 8, оценив заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с критериями оценки и порядком оценки, указанными в конкурсной документации, на основании полученных результатов, руководствуясь частями 11 и 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе (в ред. от 08.06.2020), комиссия по осуществлению закупки приняла решение признать победителем открытого конкурса в электронной форме ООО "ЭКО-БЛОК N345" (идентификационный номер заявки участника закупки 1), с ценовым предложением 10 000 000,00 рублей.
22.06.2020 между Заказчиком - Магаданским областным государственным казенным учреждением "Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области" и ООО "ЭКО-БЛОК N345" был заключен государственный контракт N 0847500000420000004 (реестровый номер контракта 2490913094220000014) (далее - Контракт) на выполнение комплексных инженерных изысканий и разработку проектной и рабочей документации "Строительство очистных сооружений со станцией биологической очистки в пгт Ола Ольского района Магаданской области, цена Контракта составила 10 000 000,00 рублей.
18.11.2020, на основании статьи 95 Закона о контрактной системе (в ред. от 31.07.2020), пункта 9.2.2 Контракта, Магаданское областное государственное казенное учреждение "Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области" и ООО "ЭКО-БЛОК N345" заключили дополнительное соглашение N 1 к Контракту об увеличении цены Контракта, ввиду увеличения объема выполняемой работы, не более чем на 10 % цены контракта. Пункт 2.2 Контракта изложен в новой редакции: "Цена Контракта составляет 11 000 000 (одиннадцать миллионов) рублей 00 копеек, включая НДС 20% - 1 833 333,33 руб.".
12.08.2022, дополнительным соглашением N 3 к Контракту внесены изменения в Контракт, в соответствии с которым права и обязанности Заказчика по Контракту перешли от Магаданского областного государственного казенного учреждения "Дирекция единого заказчика Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области" Магаданскому областному государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства Магаданской области".
15.11.2023 Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, на основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, ввиду неоказания Заказчиком своевременного, необходимого, полного и достаточного содействия Подрядчику в ходе выполнения работ, по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
2. Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пунктам 9.5, 9.6 Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Порядок расторжения Контракта определен статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 20.1. в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований пункта 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика и размещено в единой информационной системе 07.12.2023.
Согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 07.12.2023.
На основании пункта 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления Заказчика об одностороннем отказе Подрядчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 07.12.2023.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 18.12.2023.
Дата расторжения Контракта, установленная в ЕИС - 19.12.2023.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Подрядчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 19.12.2023.
Комиссия приходит к выводу о соблюдении порядка одностороннего расторжения Контракта.
3. Согласно части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения.
В соответствии с пунктом 3 Правил ведения реестра (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обращение формируется по форме согласно приложению N 1 и направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона, заказчиком либо уполномоченным органом или уполномоченным учреждением, наделенными полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
19.12.2023, во исполнение части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, обращение о включении ООО "Эко-блок N 345" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено Заказчиком и поступило в Магаданское УФАС России посредством ЕИС, то есть в установленный законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа Подрядчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из решения Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, основанием для принятия Подрядчиком решения об одностороннем расторжении Контракта является ненадлежащее исполнение (не исполнение) Заказчиком обязательств по Контракту, выразившееся в неоказании Заказчиком своевременного, необходимого, полного и достаточного содействия Подрядчику в ходе выполнения работ, по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика, а именно: отсутствие письма (иного документа) главного распорядителя бюджетных средств о предельной стоимости строительства с указанием источников финансирования в процентном соотношении (федеральный бюджет и бюджет Магаданской области) Работ по Контракту. Как результат, отсутствие документов, согласно подпунктам л(1)-л(7) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 " О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", что явилось причиной невозможности получения положительного заключения государственной экспертизы разработанной Подрядчиком проектной документации (в соответствии с условиями Контракта, этапами выполнения работ), отказа Заказчика оплатить выполненные работы по 6 этапу Контракта, приемке и оплате 7 этапа Контракта. Изложенное является нарушением со стороны Заказчика пункта 3.3.3 Контракта, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, пункта 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской федерации. Подрядчик неоднократно, на протяжении длительного времени, путем направления Заказчику писем и претензий: исх. N 0847500000420000004-046 от 16.11.2021; 0847500000420000004-059 от 09.02.2022; 0847500000420000004-060 от 18.03.2022; N 155 от 22.06.2022; 0847500000420000004-069 от 05.09.2022; N 283 от 12.09.2022; 0847500000420000004-071 от 03.10.2022; N 345 от 14.10.2022; N 388 от 31.10.2022; N 389 от 31.10.2022; N 693 от 06.03.2023; N 746 от 29.03.2023) совершал действия, направленные на получение от Заказчика письма (иного документа) главного распорядителя бюджетных средств о предельной стоимости строительства с указанием источников финансирования в процентном соотношении (федеральный бюджет/бюджет Магаданской области) работ по Контракту.
На основании изложенного, Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Во исполнение части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
При проведении проверки оснований для одностороннего отказа Подрядчика от исполнения Контракта, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 Контракта установлено следующие:
- Предметом настоящего Контракта является выполнение комплексных инженерных изысканий и разработка проектной и рабочей документации "Строительство очистных сооружений со станцией биологической очистки в пгт Ола Ольского района Магаданской области" (далее - Работы);
- Подрядчик обязуется в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить Работы на основании переданной Заказчиком исходной документации, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), а также от имени Заказчика направить проектно-сметную документацию на государственную экспертизу для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости и согласовать проектно-сметную документацию вместе с Заказчиком со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы;
- Срок выполнения Работ: поэтапно, в течение 275 календарных дней с момента заключения Контракта в соответствии с Календарным планом выполнения Работ (Приложение N 2 к Контракту) - до 24.03.2021.
- Место выполнения Работ:
- комплексные инженерные изыскания - Магаданская область, Ольский район, пгт Ола;
- разработка проектно-сметной документации - по месту нахождения Подрядчика.
Подрядчик доставляет результат выполнения Работ до места нахождения Заказчика по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15.
- Результатом Работ по настоящему Контракту является разработанные Подрядчиком и принятые Заказчиком проектно-сметная документация и документы, содержащие результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости и рабочая документация, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями.
В случае изменения нормативных актов Российской Федерации, касающихся сферы капитального строительства, на момент проведения Государственной экспертизы, проектно-сметная документация дорабатывается Подрядчиком в соответствии с новыми нормативными актами и правилами РФ.
Согласно приложению N 2 к Контракту - "Календарный план выполнения работ", выполнение работ по Контракту разделено на 7 этапов:
1. Сбор исходной документации, подготовка Технического задания на проведение инженерных изысканий;
2. Проведение инженерных изысканий;
3. Разработка проекта планировки и межевания территории под линейный объект (сбросной коллектор), проведение общественных слушаний по разработанному проекту планировки и межевания территории, археологические работы, проведение историко-культурной экспертизы;
4. Разработка проектно-сметной документации, раздела оценки воздействия на окружающую среду, проекта санитарно-защитной зоны, проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны, согласование с Росрыболовством, публикация в средствах массовой информации и проведение общественных слушаний для экологической экспертизы;
5. Проведение экологической экспертизы;
6. Проведение государственной экспертизы проектно-изыскательных работ;
7. Разработка рабочей документации.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Контракта Подрядчик вправе, в том числе, требовать от Заказчика своевременной приемки и оплаты выполненных работ в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пунктам 3.3.1 - 3.3.3 Контракта Заказчик обязан:
- В течение 5 (пяти) календарных дней с момента обращения Подрядчика передать Подрядчику задание на проектирование (исходную документацию);
- Принять и оплатить выполненные Работы в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом;
- Оказывать содействие Подрядчику в ходе выполнения Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
В силу пункта 7.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
Исходя из переписки Сторон по вопросу исполнения Контракта, представленной в материалы дела, работы по пяти этапам Контракта были выполнены Подрядчиком, приняты Магаданским областным государственным казенным учреждением "Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области".
В ходе исполнения Контракта, на основании статей 716, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Подрядчиком неоднократно приостанавливалось выполнение работ, ввиду согласования с заказчиком дополнительных работ, получения технической документации.
Ввиду того, что пунктом 2.6 Контракта источником финансирования определено: средства Особой экономической зоны Магаданской области, письмом от 28.01.2022 N 0847500000420000004-058 Подрядчик, в целях начала выполнения работ по 6 этапу Контракта (проведение государственной экспертизы проектно-изыскательных работ), запросил у Заказчика согласованный сводный сметный расчет в базовых и текущих ценах, письмо главного распорядителя бюджетных средств о предельной стоимости строительства с указанием источников финансирования в процентном соотношении.
Письмом от 09.02.2022 Подрядчик в очередной раз уведомил Заказчика о приостановке выполнения работ по Контракту, а именно 6 этапа работ, в связи с непредставлением Заказчиком документов, ранее запрашиваемых Подрядчиком, необходимых для проведения государственной экспертизы.
Письмом от 15.02.2022 N 414 Заказчик, в целях загрузки на сайт государственной экспертизы документов, направил Подрядчику распоряжение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области от 14.02.2022 N 7-р "О предельной стоимости объекта "Строительство очистных сооружений со станцией биологической очистки в пгт Ола Ольского района Магаданской области", согласно пункту 3 которого строительство объекта планируется осуществить за счет бюджета Магаданской области.
Письмом от 16.02.2022 N 2022/01/19-0037 Подрядчик, в целях начала выполнения работ по 6 этапу Контракта, направил заявление (с приложенными документами) в МОГАУ "Управление государственной экспертизы" для прохождения входного контроля.
Письмом от 21.02.2022 N 00348-22/Г49-0008337/12-03 МОГАУ "Управление государственной экспертизы" сообщило Подрядчику, что предоставленная проектная документация, включая сметную, и результаты инженерных изысканий по Объекту строительства, не соответствуют требованиям, предусмотренным подпунктами "к" и "л" Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N 145), в связи с чем Учреждение не вправе принять их к рассмотрению.
Письмом от 18.03.2022 N 0847500000420000004-060 Подрядчик сообщил Заказчику, что с 19.03.2022, в связи с требованиями пункта 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, потребуется корректировка проектных решений с учетом норм, действующих на дату направления проектной документации на государственную экспертизу, так как с даты выдачи градостроительного плана земельного участка прошло более 1,5 лет. Данный факт может привести к увеличению сроков выполнения работ по Контракту. Также обращено внимание Заказчика на то, что в июне 2022 года истекает срок действия инженерных изысканий. На основании изложенного, Подрядчик просит Заказчика в срок до 25.03.2022 предоставить письмо главного распорядителя бюджетных средств о предельной стоимости строительства с указанием источников финансирования в процентном соотношении, для обеспечения возможности прохождения государственной экспертизы проектной документации, без выполнения дополнительных объемов работ.
28.03.2022 Заказчик направил Подрядчику письмо Губернатора Магаданской области N 2039/01/25 от 28.03.2022, согласно которому финансирование строительных работ по Объекту планируется за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Магаданской области, предусмотренного Законом Магаданской области от 03.12.2021 N 2655-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".
05.04.2022 Подрядчик направил в ФАУ "Главгосэкспертиза России" заявление (с приложенными документами), которое по итогам рассмотрения указало на необходимость уточнения информации по источнику финансирования, а также предоставления документов, согласно подпунктам л(1)-л(7) пункта 13 Постановления N 145.
16.05.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика и ФАУ "Главгосэкспертиза России" письмо Губернатора Магаданской области N 3142/01/25 от 13.05.2022, согласно которому финансирование строительных работ по Объекту планируется за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Магаданской области, предусмотренного Законом Магаданской области от 03.12.2021 N 2655-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".
Письмом от 05.09.2022 N 0847500000420000004-069 Подрядчик сообщил Заказчику, что экспертами ФАУ "Главгосэкспертиза России", в рамках проведения процедуры входного контроля, неоднократно поднимался вопрос о необходимости предоставления нормативно-правового акта, подтверждающего источник финансирования строительства Объекта и доли федерального бюджета в финансировании. По данным запросам от Заказчика было представлено письмо Губернатора Магаданской области N 3142/01/25 от 13.05.2022. Вместе с тем, Подрядчик просил Заказчика в срок до 16.09.2022 представить документы, подтверждающие источник финансирования строительства Объекта, в соответствии с требованиями подпунктов л(1)-л(7) пункта 13 Постановления N 145, или указать сроки представления запрашиваемых документов.
Письмом от 13.09.2022 N 885 Заказчик сообщил Подрядчику, что в соответствии с пунктом 1.1.5 приложения N 3 к Постановлению N 1076-пп, финансирование объекта "Строительство очистных сооружений со станцией биологической очистки в пгт Ола Ольского района Магаданской области" в размере 1 011 800 000,00 рублей предусмотрено из средств бюджета Магаданской области.
Письмом от 03.10.2022 N 1059 Заказчик сообщил Подрядчику, что финансирование строительства Объекта планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета (в соответствии с письмом Губернатора Магаданской области), нормативно-правовой акт, подтверждающий источник финансирования, будет принят после утверждения закона о бюджете.
Письмом от 03.10.2022 N 0847500000420000004-071 Подрядчик в очередной раз обратился к Заказчику с просьбой дать разъяснение об источнике финансирования строительства Объекта. Кроме того, обращено внимание Заказчика на отказ в приеме документации МОГАУ "Управление государственной экспертизы", в связи с финансированием Объекта строительства из средств федерального бюджета. ФАУ "Главгосэкспертиза России", в случае отсутствия финансирования Объекта строительства из средств федерального бюджета, откажет в приемке документов.
Вопрос об источниках финансирования Объекта строительства уточнялся между Подрядчиком и Заказчиком с ноября 2021 года и до настоящего времени конкретного ответа, подтверждающих документов Заказчиком не представлено.
ООО "Эко-блок N 345" полностью выполнило проектно-изыскательские работы, разработало рабочую документацию (этап 7 Контракта), получены согласования Росрыболовства и балансодержателей близлежащих инженерных сетей, получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны и положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, с момента обращения Подрядчиком в ФАУ "Главгосэкспертиза России" (05.04.2022) и до настоящего времени имеются обстоятельства, не зависящие от воли Подрядчика, которые грозят годности результатов выполненной работы, а также создают невозможность ее завершения и получения оплаты в полном объеме.
Изложенная хронология событий является частью объемной переписки между Подрядчиком и Заказчиком по вопросу разрешения спорного обстоятельства.
Позиция Заказчика по факту одностороннего отказа Общества от исполнения государственного контракта, изложенная в письменном пояснении (вх. N 4984-ЭП/23 от 22.12.2023), заключается в следующем.
В ходе исполнения Контракта между Заказчиком и Подрядчиком в течении 2023 года велась переписка по вопросу исполнения Контракта.
Основное требование Подрядчика к Заказчику заключалось в приемке (подписании акта выполненных работ) по 7-му этапу Контракта и его оплаты. Между тем, Заказчиком указанный акт не подписан, оплата не произведена по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1.6 Контракта результатом работ по Контракту является разработанные Подрядчиком и принятые Заказчиком проектно-сметная документация и документы, содержащие результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости и рабочая документация, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями.
В силу пункта 2.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Учитывая изложенное, если проектно-сметная документация не прошла государственную экспертизу и не получила положительное заключение, то она не может быть результатом работ по Контракту. Соответственно, основания для приемки работ, предусмотренных 6 этапом исполнения Контракта, отсутствовали.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания для приемки рабочей документации, в связи с отсутствием возможности проверить её на соответствие проектной документации.
Заказчиком принимались меры, направленные на урегулирование сложившейся ситуации. Так, Заказчиком 14.11.2023 в адрес Подрядчика направлено соглашение о расторжении Контракта, которое Обществом подписано не было.
Не согласившись с предложенным вариантом соглашения о расторжении Контракта, Общество 15.11.2023 направило Заказчику решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Проведя анализ переписки Сторон, представленной в материалы дела, с учетом письменных пояснений Заказчика, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Пунктом 5 статьи 10 ГК РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта в срок, надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Подпунктом "б" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств. В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
На основании изложенного, с учетом сложившихся обстоятельств, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что у Подрядчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Следовательно, ООО "Эко-блок N 345" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Магаданским областным государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Магаданской области" об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "Эко-Блок N 345" (ИНН/КПП 5001112570/500101001, ОГРН 1175053001430, адрес: Западная промзона ш. Энтузиастов, д. 7, подъезд 2, этаж 2, офис 222, г. Балашиха, Московская область, 143912), в связи с односторонним отказом Общества от исполнения государственного контракта N 0847500000420000004 от 22.06.2020 (реестровый номер контракта 2490913094220000014), заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение комплексных инженерных изысканий и разработка проектной и рабочей документации "Строительство очистных сооружений со станцией биологической очистки в пгт Ола Ольского района Магаданской области" (реестровый номер извещения 0847500000420000004) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 25 декабря 2023 г. N 049/10/104-279/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023