На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом Северо-Осетинского УФАС России от 05.12.2023 N56/23 "О проведении внеплановой проверки и создании по контролю в сфере закупок" в составе:
Инспекция в результате осуществления внеплановой проверки на основании обращений ООО "АсфальтТрейд" о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях Комитетом по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, открытый конкурс в электронной форме N0310200000323003091, далее - Конкурс, Закупка)
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в Северо-Осетинское УФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях КТДИ РСО-Алания при осуществлении Закупки, Инспекцией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения настоящей внеплановой проверки Инспекцией были изучены следующие документы, материалы и сведения:
- обращения ООО "АсфальтТрейд"
- Извещение о проведении Конкурса, размещенное в Единой информаицонной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) со всеми приложениями, в том числе описание объекта закупки и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки).
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
17 ноября 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323003091 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение) в том числе локальный сметный расчет, проект контракта, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пункте 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения N2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения N2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Так в соответствии с вышеуказанными нормами Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса N0310200000323003091 установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Одним из критериев оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, который в свою очередь содержит показатель: "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" (значимость критерия - 100%) и такие детализирующие показатели критерия, как:
общая цена исполненных участником закупки договоров 40%;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров 60%.
При этом, в перечне документов, подтверждающих наличие у участника закупки выполнения работы, связанного с предметом контракта по указанным детализирующим показателям Заказчиком, помимо прочего, установлено следующее:
- "общая цена одного из исполненных участником закупки договоров": предельное максимальное значение наибольшей цены одного из исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 340 000 000 рублей;
- "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" предельное максимальная значение цены принимаемых к оценки исполненных участником закупки контрактов (договоров) - 180 000 000 рублей.
Согласно пункту 18 Положения N2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению N2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Вместе с тем, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе содержит обоснование необходимости установления предельных максимальных значений, исполненных участником закупки договоров, с целью выявления лучших условий выполнения работ. То есть, Заказчик уравнивает участников, имеющих опыт выше установленных значений, с участниками, имеющими опыт на уровне предельных значений, установленных заказчиком с целью соблюдения конкуренции и предоставлению возможности участия большему количеству хозяйствующих субъектов. Учитывая величину начальной (максимальной) цены контракта, участник, имеющий опыт выполнения работ на уровне предельных максимальных значений в полной мере подтверждает свою квалификацию и способность исполнить работы, указанные в извещении качественно и в установленные сроки.
Комиссия отмечает, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе сформирован Заказчиком в соответствии с нормами Положения N2604 и Закона о контрактной системе. В данном случае установленный порядок оценки заявок направлен, в первую очередь, на определение лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика для выполнения работ по контракту, заключенного по результатам проведения Конкурса. Установление предельного максимального значения по детализирующему показателю является правом Заказчика, а не обязанностью, на что прямо указывает пункт 18 Положения N2604.
Таким образом, порядок рассмотрения и оценки заявок и Извещение о проведении Конкурса соответствуют требованиям Постановления N2604 и Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами и приказом Северо-Осетинского УФАС России от 05.12.2023 N56/23, Инспекция
РЕШИЛА:
По результатам внеплановой документарной проверки в действиях государственного заказчика - КТДИ РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги (открытый конкурс в электронной форме N0310200000323003091) нарушений в сфере законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 декабря 2023 г. N 255-12/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023