Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" (далее - ООО "Техноимпорт", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Усть-Ишимская центральная районная больница" (далее - БУЗОО "Усть-Ишимская ЦРБ", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку сейфа для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества (Реестровый номер 2023.086264) (извещение N 0352300002823000040) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - "_" (доверенность от 20.10.2022),
в отсутствие представителя заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 11902-ЭП/23 от 15.12.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) суммой цен контракта 344080 руб.
08.12.2023 размещались изменения извещения о проведении электронного аукциона N ИИ1.
Из протокола подачи ценовых предложений от 15.12.2023 следует, что ценовые предложения были поданы тремя участниками из четырех поданных на участие в закупке заявок, лучшее ценовое предложение в размере 218222 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 115596108 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 36, 58 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.12.2023 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки была отклонена. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта в размере 219952 руб. (ООО "Асфарма").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов установлено следующее.
Заявителем указано, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по следующим причинам:
- указание в описании объекта закупки характеристик товара, которые не соответствуют ГОСТ Р 57266-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Сейфы для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Требования, классификация и методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 57266-2016), а также приводят к ограничению конкуренции;
- неправомерное включение в проект контракта условий об обмене документами при его исполнении на бумажном носителе.
БУЗОО "Усть-Ишимская ЦРБ" в адрес Омского УФАС России представлено (вх. N 12147-ЭП/23 от 20.12.2023) письмо, согласно которому размещенное в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта является надлежащим и отвечает его потребностям. Однако такое письмо не содержало возражений относительно каждого из доводов, указанных в жалобе заявителя, а также не было подписано лицом, уполномоченным действовать от имени заказчика.
3.1. Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно- Правила использования каталога товаров, работ, услуг, КТРУ).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.
В отношении приобретаемого товара согласно извещению об осуществлении закупки определен код позиции КТРУ 32.50.50.190-00000626 "Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов", при этом описание товара в рассматриваемой позиции отсутствует.
В связи с чем для отражения в полном объеме качественных, технических и функциональных характеристик товара, которые отвечают потребностям учреждения здравоохранения с учетом специфики его деятельности и во исполнение пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, надлежало осуществить самостоятельное описание товара.
Кроме того, во вкладке "общая информация" позиции КТРУ имеется информация о том, что данному оборудованию в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (далее - НКМИ) соответствует код 335210.
В НКМИ указана следующая информация о приобретаемом медицинском изделии: "устройство в виде холодильника, с питанием от сети переменного тока, специально разработанное для обеспечения безопасного хранения наркотических или психотропных веществ при определенной температуре. Оно может иметь двойные стены, замки, укрепляющие стержни и другие решения по обеспечению безопасности и предотвращению несанкционированного доступа. Сейф имеет функцию поддержания теплового режима, необходимого для хранения наркотических и/или психотропных веществ, с обеспечением контроля температуры".
Согласно НКМИ, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (далее - приказ N 4н), алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, в качестве классификационных признаков, в том числе использует область применения медицинского изделия, эксплуатационные и конструктивные особенности.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Из подпункта "з" пункта 9 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, следует, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указывается вид медицинского изделия в соответствии с НКМИ.
Таким образом, регистрация конкретного медицинского изделия осуществляется в рамках НКМИ.
Как неоднократно отмечал Минфин России, позиции КТРУ по медицинским изделиям формируются на основании НКМИ, утвержденной приказом N 4н соответствующей рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542 (например, письма от 19.05.2022 N 24-03-07/46536, от 12.07.2022 N 24-03-07/67085).
Указанное также следует из подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения на официальном сайте ЕИС каталога товаров, работ, услуг, согласно которому в позицию каталога включается справочная информация, содержащая коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка сейфа для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества.
Характеристики товара были указаны заказчиком при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки":
N п/п |
Наименование товара |
N п/п |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество в единицах измерения |
||
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
|
|
|||
1 |
Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов
32.50.50.190-00000626
|
1.1 |
Сейф-холодильник предназначен для хранения и защиты от свободного доступа веществ, медицинских препаратах, лекарственных форм и т.п., имеющих строго определённые температурные условия хранения, в служебных, складских и подсобных помещениях лабораторий, медицинских учреждений, аптеках и других организациях. |
|
Соответствует |
штука |
1 |
1.2 |
Класс взломостойкости |
|
Не менее 3* |
||||
1.3 |
Диапазон регулируемых температур в охлаждаемом объёме |
°С |
Не менее +2* Не более +18* |
||||
1.4 |
Использование технологии No Frost (без инея) |
|
Наличие |
||||
1.5 |
Автоматическая оттайка |
|
Наличие |
||||
1.6 |
Размещен электрический блок управления холодильной системы в нижней части корпуса |
|
Соответствие |
||||
1.7 |
Внутренний полезный объём холодильной камеры |
л |
Не менее 10* |
||||
1.8 |
Материал полок: нержавеющая сталь |
|
Соответствует |
||||
1.9 |
Ригельная система запирания двери холодильной камеры |
|
Наличие |
||||
1.10 |
Тип замка для холодильной камеры: ключевой сувальдный |
|
Соответствует |
||||
1.11 |
Опечатывающее устройство для холодильной камеры типа "Ушки" |
|
Наличие |
||||
1.12 |
Освещение холодильной камеры: светодиодное |
|
Наличие |
||||
1.13 |
Покрытие внешней поверхности: порошковое покрытие |
|
Соответствует |
||||
1.14 |
Внутренняя поверхность холодильной камеры: нержавеющая сталь |
|
Соответствует |
||||
1.15 |
Габаритная ширина |
мм |
Не менее 420* |
||||
1.16 |
Габаритная высота |
мм |
Не менее 700* |
||||
1.17 |
Габаритная глубина |
мм |
Не менее 420* |
||||
1.18 |
Компрессор герметичного типа |
|
Наличие |
||||
1.20 |
Мощность двигателя |
Вт |
Не менее 200* |
||||
1.21 |
Напряжение питания двигателя |
В |
Не более 220* |
||||
1.22 |
Рабочий ток питания двигателя |
А |
Не более 1,1 |
||||
1.23 |
Испаритель тип "труба на радиаторе" |
|
Наличие |
||||
1.24 |
Конденсатор тип "ребра и трубка" |
|
Наличие |
||||
1.25 |
Температурный контроллер |
|
Наличие |
||||
1.26 |
Температурный датчик |
|
Наличие |
||||
1.27 |
Вентилятор |
шт |
Не менее 1 |
||||
1.28 |
Крепление к полу анкерным болтом внутри рамы корпуса изделия, скрытого от постороннего доступа |
|
Наличие |
||||
1.29 |
Толщина стенок |
мм |
Не менее 40* |
||||
1.30 |
Толщина дверей |
мм |
Не менее 100* |
||||
1.31 |
Сплошная проварка швов и углов |
|
Соответствует |
||||
1.32 |
Замок не менее 4-го класса взломостойкости с логотипом производителя |
|
Наличие |
||||
1.33 |
Система блокировки выдвижения ригелей при открытой двери для предотвращения их ударов и переднюю панель и скола лакокрасочного покрытия |
|
Наличие |
||||
1.34 |
Исключительно естественное охлаждение радиатора |
|
Наличие |
||||
1.35 |
Ресивер в хладосистеме |
|
Наличие |
||||
1.36 |
Огнестойкий бетонный заполнитель |
|
Наличие |
||||
1.38 |
Срок гарантийного обслуживания |
мес |
Не менее 12* |
||||
1.39 |
Регистрационное удостоверение, подтверждающее соответствие изделия медицинской техники сейф-холодильник |
|
Наличие |
||||
1.40 |
Сертификат соответствия на сейф III (третьему) классу устойчивости к взлому |
|
Наличие |
||||
1.41 |
Лицензия на деятельность по производству медицинской техники |
|
Наличие |
||||
1.42 |
Комплект эксплуатационной документации на русском языке |
|
Наличие |
Оценивая правомерность определенных заказчиком требований к закупаемому товару, доводы заявителя, Комиссия руководствовалась следующим.
По убеждению Комиссии, основным нормативно-техническим документом, исполнение требований которого при осуществлении рассматриваемой закупки с учетом ее предмета обязательно для заказчика, является ГОСТ Р 57266-2016.
Разделом 1 ГОСТ Р 57266-2016 предусмотрено, что данный стандарт распространяется на сейфы, предназначенные для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенных для медицинского применения, а также других лекарственных средств.
Такой стандарт также устанавливает требования к конструкции и испытаниям сейфов для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обеспечивающих безопасность эксплуатации и устойчивость к взлому.
Согласно определению, закрепленному в пункте 3.2 раздела 3 ГОСТ Р 57266-2016, под медицинским сейфом-термостатом (сейфом-термостатом) понимается сейф для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обеспечивающий постоянную заданную температуру в рабочей камере.
В пункте 4.1 раздела 4 ГОСТ Р 57266-2016, в свою очередь, представлена классификация медицинских сейфов по назначению:
- сейфы-термостаты, предназначенные для продолжительного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- сейфы, предназначенные для кратковременного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- сейфы, предназначенные для транспортирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В зависимости от назначения сейфа ГОСТ Р 57266-2016 установлены требования к конструкции сейфа-термостата.
Так, в подпункте 5.3.1 пункта 5.3 раздела 5 ГОСТ Р 57266-2016 изложены требования к конструкции сейфа-термостата, предназначенного для продолжительного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Например, сейф-термостат должен обеспечивать заданную температуру хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в среде с климатическим исполнением УХЛ4.1 по ГОСТ 15150 (подпункт 5.3.1.8).
Вместе с тем установить, какой из видов сейфов-термостатов по назначению необходим заказчику на основании характеристик закупаемого им товара, невозможно.
Описание объекта закупки не включало значимые показатели закупаемого товара, которые присущи именно данному товару как медицинскому изделию в соответствии с присвоенным кодом НКМИ и принятым в национальной системе стандартизации документом, в числе которых: питание от сети переменного тока, вид назначения сейфа-термостата.
При этом в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки не было приведено обоснование необходимости использования показателей и требований, отличных от тех, которые закреплены в ГОСТ Р 57266-2016.
Так, в пункте 5.3.1.1 ГОСТ Р 57266-2016 предусмотрено, что в рабочей камере сейфа-термостата должны обеспечиваться следующие тепловые режимы хранения лекарств:
- в холодильнике при температуре от 2 °C до 8 °C (не допуская замораживания);
- хранение в прохладном месте при температуре от 8 °C до 15 °C.
Однако пункт 1.3 описания объекта закупки включал информацию о том, что диапазон регулируемых температур в охлаждаемом объёме должен составлять не менее +2 °C и не более +18 °C.
Таким образом, описание объекта закупки, размещенное в составе извещения о закупке, нельзя в полной мере признать надлежащим и соответствующим законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях БУЗОО "Усть-Ишимская ЦРБ" нарушений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, а жалобу в указанной части признает обоснованной.
Одновременно Комиссия не может согласиться с выводами ООО "Техноимпорт" о том, что описанию объекта закупки, сформированному заказчиком, фактически соответствует товар единственного производителя.
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика. В частности, при описании объекта закупки.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Комиссия не может в данном случае признать ограничивающими конкуренцию действия учреждения при формировании требований к товару, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.
Кроме того, заявителем не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Обществом также не представлены документальные доказательства несоответствия товаров иных производителей характеристикам, установленным заказчиком.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало. В связи с указанным жалоба ООО "Техноимпорт" в данной части признается необоснованной.
3.2. Относительно довода общества о неправомерном включении в проект контракта условий об обмене документами на бумажном носителе при его исполнении Комиссия отмечает следующее.
На основании пункта 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа проект контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 13 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;
е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке.
Согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
При осуществлении данной закупки заказчиком применен указанный типовой контракт в части, не противоречащей действующим нормам Федерального закона о контрактной системе.
Так, по мнению заявителя, условия проекта контракта, размещенного БУЗОО "Усть-Ишимская ЦРБ" в составе извещения об осуществлении закупки, не соответствует положениям Федерального закона о контрактной системе о приемке, осуществляемой в электронной форме, а именно:
"9.3. При исполнении контракта Поставщик в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента подписания Сторонами Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 4 к Контракту) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - усиленная электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место поставки Оборудования, информацию о Поставщике, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного Оборудования,;
б) наименование поставленного Оборудования;
в) наименование страны происхождения поставленного Оборудования;
г) информацию о количестве поставленного Оборудования;
д) стоимость исполненных Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного Оборудования;
е) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона о контрактной системе.
После подписания Поставщиком и Заказчиком на бумажном носителе Акта приема-передачи Оборудования (приложение N 3 к Контракту), Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 4 к Контракту), Поставщик оформляет скан-копии данных документов, которые прикрепляет к документу о приемке при его подписании и размещении в единой информационной системе в сфере закупок. Также к документу о приемке прикрепляются документы, предусмотренные пунктом 9.12 настоящего Контракта".
"9.12. Оплата по Контракту за поставленное Оборудование и оказанные Услуги осуществляется Заказчиком после подписания Сторонами документа о приемке в единой информационной системе в сфере закупок, на основании выставленных Поставщиком документов на оплату:
а) счета;
б) счета-фактуры".
Комиссия, проанализировав оспариваемые заявителем условия проекта контракта, отмечает, что проект контракта не обязывают поставщика предоставлять указанные документы исключительно на бумажном носителе, такие документы подлежат направлению наряду с электронным документом о приемке.
Комиссия с учетом приведенных положений нормативных правовых актов и условий проекта контракта приходит к выводу, что обжалуемое заявителем условие контракта не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и никаким образом не ограничивает права потенциального участника закупки в подаче заявки.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Случаи и порядок установления требований к участникам закупок регламентирован статьей 31 Федерального закона о контрактной системе.
В силу части 6 названной нормы заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как было указано ранее, требования к закупаемому товару представлены заказчиком в размещенном на официальном сайте ЕИС электронном документе "Описание объекта закупки".
Согласно такому описанию наряду с другими заказчиком определены следующие характеристики закупаемого товара:
- срок гарантийного обслуживания,
- регистрационное удостоверение, подтверждающее соответствие изделия медицинской техники сейф-холодильник,
- сертификат соответствия на сейф III (третьему) классу устойчивости к взлому,
- лицензия на деятельность по производству медицинской техники,
- комплект эксплуатационной документации на русском языке.
Однако данные положения электронного документа, по мнению Комиссии, не являются непосредственно функциональными, техническими, качественными, эксплуатационными и иными характеристиками товара по смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем не подлежат указанию в описании объекта закупки.
В частности, БУЗОО "Усть-Ишимская ЦРБ" при описании товара фактически были установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии - специального разрешения на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании)).
Более того, сформулированный заказчиком объект закупки не включает в себя какой-либо из видов деятельности, на который требуется лицензия в силу статьи 12 Закона о лицензировании.
Аналогично имеются положения о предоставлении документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, - регистрационного удостоверения на медицинское изделие, которое в настоящем случае подлежит включению в заявку в рамках предложения участника в отношении объекта закупки в соответствии с электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению".
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений части 2 статьи 8, части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" на действия "Техноимпорт" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Усть-Ишимская центральная районная больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку сейфа для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества (Реестровый номер 2023.086264) (извещение N 0352300002823000040) в части невключения в описание объекта закупки необходимых и достаточных характеристик закупаемого товара.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Усть-Ишимская центральная районная больница" нарушение части 2 статьи 8, части 6 статьи 31, пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Усть-Ишимская центральная районная больница", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 декабря 2023 г. N 055/06/106-1445/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023