рассмотрев материалы дела N 7-3/751 по обращению заказчика - КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Хабаровой Ольге Валерьевне (ИНН 663403341050) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 19.09.2023 N228К (2023) (реестровый номер контракта 22702015153 23 000145) на передачу неисключительного права на использование программного обеспечения, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного запроса котировок (извещение N0322200009323000074 от 06.09.2023), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ИП Хабаровой Ольгой Валерьевной,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 19.09.2023 N228К (2023) на передачу неисключительного права на использование программного обеспечения между КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" (далее - Заказчик, Лицензиат) и ИП Хабаровой Ольгой Валерьевной (далее - Исполнитель, Лицензиар) заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0322200009323000074 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предмет контракта: Передача неисключительного права на использование программного обеспечения. Лицензиар обязуется предоставить Лицензиату неисключительное право на использование программного обеспечения (далее - Продукт) в соответствии со Спецификацией на передачу права (Приложение 1) и Технической частью (Приложение 2), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта (далее - право, лицензия).
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 279 960 (двести семьдесят девять тысяч девятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек, в том числе НДС - 20%.
Согласно п. 4.1 контракта Лицензиат вправе:
- 4.1.1. Требовать от Лицензиара, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
- 4.1.2. Требовать от Лицензиара представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта.
- 4.1.3. Запрашивать у Лицензиара информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Лицензиара по настоящему контракту.
- 4.1.4. Использовать Продукт на территории Российской Федерации способами, определенными в разделе 1 "Предмет контракта" настоящего контракта. Нарушение Лицензиатом прав использования Продукта, предусмотренных в разделе 1 "Предмет контракта" настоящего контракта, влечет за собой прекращение действия лицензий.
4.5. Лицензиар обязан:
- 4.5.1. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня заключения контракта представить Лицензиату оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства копии документов, подтверждающих в соответствии с положениями части 4 Гражданского кодекса РФ наличие у Лицензиара полномочий в объеме, достаточном для выполнения обязательств по контракту без нарушения интеллектуальных прав третьих лиц.
В случае несанкционированного использования исключительных прав третьих лиц к Лицензиату не будут применены меры материальной ответственности по искам третьих лиц. Ответственность за нарушение прав третьих лиц полностью возлагается на Лицензиара.
- 4.5.2. Предоставить право на использование Продукта в соответствии с условиями настоящего контракта и согласно Технической части.
- 4.5.3. Сообщить необходимые ключи доступа и пароли, в случае использования Правообладателем технических средств защиты пользования программ для ЭВМ.
- 4.5.4. Осуществить передачу права в сроки, установленные настоящим контрактом. По факту предоставления права подписать с Лицензиатом документ о приемке права использования Продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии и др.
Согласно п. 5.1 контракта срок предоставления права на использование Продукта - В течение 30 дней с даты заключения контракта.
Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта 30.12.2023 (п. 5.1.1 контракта).
В соответствии с п. 5.2 контракта место предоставления права: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 83.
Из п. 5.3 контракта следует, что условия предоставления права - Передача права использования программного обеспечения осуществляется Исполнителем собственными силами и средствами в порядке и объемах, указанных в Технической части.
В соответствии с п. 6.1 контракта Лицензиар предоставляет лицензии Лицензиату на срок, указанный в Технической части.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 9.1 контракта).
Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту (п. 11.1 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Лицензиата от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2 контракта).
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Лицензиата от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-Ф (п. 13.4 контракта).
Согласно приложению N1 к контракту "Спецификация на передачу права" к поставке необходим следующий товар:
Nп/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения |
Ед. изм. |
Количество |
Цена9, руб. |
Сумма, руб. |
1. |
Операционная система Microsoft Windows Professional 11 64-bit fpp, Ирландия |
ШТ |
60 |
2 333,00 |
139 980,00 |
2. |
Пакет офисных программ Microsoft Office для дома и бизнеса 2021 fpp, Ирландия |
ШТ |
60 |
2 333,00 |
139 980,00 |
ИТОГО |
|
|
|
279 960,00 |
Описание объекта закупки согласовано сторонами контракта в приложении N 2 Техническая часть.
Поставка товара в полном объеме не осуществлена, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 19.09.2023 N228К (2023) на передачу неисключительного права на использование программного обеспечения (решение от 04.12.2023 Nб/н).
В результате изучения материалов дела 7-3/751, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Материалами дела установлено, что согласно условиям контракта Лицензиар обязан в течение 1 (одного) рабочего дня со дня заключения контракта представить Лицензиату оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства копии документов, подтверждающих в соответствии с положениями части 4 Гражданского кодекса РФ наличие у Лицензиара полномочий в объеме, достаточном для выполнения обязательств по контракту без нарушения интеллектуальных прав третьих лиц (п.п. 4.5.1.)
Лицензиар обязан предоставить право на использование Продукта в соответствии с условиями настоящего контракта и согласно Технической части (п.п.4.5.2.).
Лицензиар обязан сообщить необходимые ключи доступа и пароли, в случае использования Правообладателем технических средств защиты пользования программ для ЭВМ (п.п.4.5.3.).
Лицензиар обязан осуществить передачу права в сроки, установленные настоящим контрактом. По факту предоставления права подписать с Лицензиатом документ о приемке права использования Продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии (п.п.4.5.4.).
Лицензиар обязан обеспечить соответствие результатов передаваемых прав требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом (п.п.4.5.6.).
В рамках исполнения контракта Исполнитель поставил по документу о приемке (счету-фактуре) N 57 от 03.10.2023:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения |
Ед. изм. |
Количество |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
1. |
Операционная система Microsoft Windows Professional 11 64-bit fpp, Ирландия |
ШТ |
60 |
2 333,00 |
139 980,00 |
2. |
Пакет офисных программ Microsoft Office для дома и бизнеса 2021 fpp, Ирландия |
ШТ |
60 |
2 333,00 |
139 980,00 |
Заказчиком проведена экспертиза товара, по результатам которой установлено, что только часть товара соответствует условиям контракта, поэтому Заказчиком принято решение о частичной приемке.
Соответствующий условиям контракта товар принят Заказчиком: Операционная система Microsoft Windows Professional 11 64-bit fpp (60 шт).
В приемке несоответствующего условиям контракта товара отказано: Пакет офисных программ Microsoft Office для дома и бизнеса 2021 fpp (60 шт), что подтверждается составленным актом (экспертиза) N 228К/1 от 17.10.2023.
Согласно условиям контракта, в случае получения мотивированного отказа заказчика от приемки, поставщик устраняет причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направляет Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном контрактом (п. 6.7.).
Частичная приемка завершена Заказчиком 17.10.2023, в акте (экспертизе) N 228К/1 от 17.10.2023 заказчиком указан 14 - дневный срок для исправления поставщиком недочетов и допоставки товара, соответствующего условиям контракта (размещено в ЕИС).
Однако, Исполнитель не выполнил допоставку товара, а 27.10.2023 разместил в ЕИС корректировочный документ N 57 от 27.10.2023 с указанием в пояснениях: "Предлагаю изменить стоимость". В данном документе Исполнителем изменены количество поставляемых Пакет офисных программ Microsoft Office для дома и бизнеса 2021 fpp с 60 шт. до 0 шт., из чего Заказчиком сделан вывод об отсутствии намерения у Исполнителя поставлять недостающий товар.
О причинах невозможности поставки указанного товара, об их уважительности, информация и (или) подтверждающие документы Исполнителем не предоставлены.
08.11.2023 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия N 2352 "О ненадлежащем исполнении контракта (Претензия)"). Поставщику было предложено незамедлительно информировать заказчика о принятом решении.
Ответ на претензию Исполнителем в адрес Заказчика не направлен, обязательства по поставке товара в полном объеме не исполнены.
По состоянию на 04.12.2023 Исполнителем поставлен товар на сумму 139 980, 00 рублей, не исполнены обязательства на сумму 139 980, 00 рублей.
04.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что Исполнителем допущено существенное нарушение условий контракта.
04.12.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
04.12.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу. Контракт расторгнут 15.12.2023.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении сведений об ИП Хабаровой Ольге Валерьевне в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ИП Хабарова Ольга Валерьевна осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ИП Хабаровой Ольги Валерьевны, отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ИП Хабаровой Ольге Валерьевне в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не приняло, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявило и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Консультативно-диагностический центр" Министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" об ИП Хабаровой Ольге Валерьевне (ИНН 663403341050) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 19.09.2023 N228К (2023) (реестровый номер контракта 22702015153 23 000145) на передачу неисключительного права на использование программного обеспечения, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного запроса котировок (извещение N0322200009323000074 от 06.09.2023), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 декабря 2023 г. N РНП-27-507
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023