Резолютивная часть решения оглашена "22" декабря 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "27" декабря 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии:
в присутствии представителей:
администрации Петровского района Тамбовской области (далее - Заказчик) - .,
заявителя - .,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - ,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП (далее - Заявитель, ИП) на действия администрации Петровского района Тамбовской области при проведении аукциона в электронной форме N0164200001923004129 на поставку и монтаж звукового оборудования на объект "Строительство Дома культуры в с. Петровское Петровского района" и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 06.12.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) опубликовало извещение N 0164200001923004129 о проведении электронного аукциона на поставку и монтаж звукового оборудования на объект "Строительство Дома культуры в с. Петровское Петровского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 966 549,44 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.12.2023 в 07:00 часов.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 21.12.2023. После объявленного перерыва рассмотрение продолжено 22.12.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель указывает, что при описании товара по позиции N39 "Студийные мониторы" Заказчик не применил соответствующий код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ). Товар по позиции N39 имеет код ОКПД2: 26.40.31.190. Под этим кодом, как указывает Заявитель, в КТРУ внесены три позиции, которые могут быть применены Заказчиком: код КТРУ 26.40.31.190-0000010, код КТРУ 26.40.31.190-0000011, код КТРУ 26.40.31.190-0000012.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев указанный довод жалобы, приходит к следующему выводу.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил, установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к характеристикам поставляемого товара.
По спорной позиции 39 "Студийные мониторы" закупка осуществляется Заказчиком в соответствии с кодом ОКПД2. По данной позиции указано, в том числе, следующее.
39 |
Студийные мониторы |
КТРУ: ОКПД2: 26.40.31.190 |
|
ШТ |
1.00 |
Комиссия Тамбовского УФАС России в рассмотрении жалобы объявила перерыв и предложила Заказчику представить доказательства того, что в ЕИС не содержится позиция КТРУ, которая соответствует характеристикам закупаемого товара по позиции 39 "Монитор студийный".
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым к поставке ему необходим студийный монитор имеющий активный и пассивный мониторы. Однако из имеющихся в ЕИС позиций КРТУ 26.40.31.190-0000010, 26.40.31.190-0000011, 26.40.31.190-0000012 по показателю "Тип" акустической системы необходимо сделать обязательный выбор между активным и пассивным монитором, что не подходит под требования Заказчика.
Из анализа открытых источников в сети "Интернет" Комиссия Тамбовского УФАС России сделала вывод, что студийные мониторы делятся на активные и пассивные, одновременно активным и пассивным монитор быть не может.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что из приведенных положений позиции N39 невозможно сделать однозначный вывод, какой товар и в каком количестве закупает Заказчик. В одном случае указано "шт. 1", в другом - количество - 2 шт., при этом по типу монитор должен быть активным и пассивным.
Представители Заказчика по данному факту пояснений дать не смогли.
Комиссия Тамбовского УФАС России, считает, что по рассматриваемой позиции N39 Заказчику необходимо было описание товара осуществить в соответствии с КТРУ.
Заказчиком не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части неприменения соответствующей позиции КТРУ для товара "Студийные мониторы", противоречат Правилам и требованиям ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
Рассмотренный довод признается обоснованным.
2. Заявитель указывает, что в состав одного лота заказчиком включены товары, входящие в разные производственные списки, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N617.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод, считает его необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 878).
Министерство Финансов Российской Федерации в своем письме N 24-06-06/47217 от 24.05.2023 разъясняет порядок применения Постановления Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019.
Таким образом, если код ОКПД2 включен в Перечень производственных групп, но не входит в Перечень отдельных промышленных товаров, ограничения в соответствии с Постановлением N 617 не устанавливаются.
В связи с тем, что Заказчиком в извещении не установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617, довод жалобы об объединении в составе одного лота товаров входящие в разные производственные группы из перечня, установленного указанным постановлением, признается необоснованным.
3. Заявитель считает, что в составе одного лота закупаются товары, включенные в перечень радиоэлектронной продукции, на которые распространяются ограничения согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N878, и которые в него не включены. Также, Заявитель указывает, что Заказчиком не верно выбран код ОКПД2 в отношении позиции N34 "Гитарная стойка".
Рассмотрев указанный довод, Комиссия Тамбовского УФАС России, приходит к следующему выводу.
В пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России установлено, что в рамках рассматриваемой закупки по позиции N34 Описания объекта закупки необходимо поставить гитарную стойку.
При этом Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении о проведении аукциона установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 878.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что гитарная стойка не являются радиоэлектронной продукцией, в связи с чем положение пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 878 не применяется.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе и довод жалобы признается необоснованным.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России полагает, что по позиции N34 "Гитарная стойка" Заказчиком не верно выбран код ОКПД2 26.30.30.190 "Части и комплектующие коммуникационного оборудования прочие", так как стойка гитарная не относится к коммуникационному оборудованию, его частям и комплектующим.
4. Заявитель указывает, что проектом контракта предусмотрено выполнение сопутствующих работ, а именно монтаж оборудования и пуско-наладочные работы, однако не определен их объем и требуемые материалы. Кроме того, Заказчиком установлено недопустимое требование о том, что оборудование, применяемое при монтаже, должно соответствовать Правилам охраны труда в театрах и концертных залах, утвержденным приказом Минкультуры РФ от 06.01.1998 N2.
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив указанный довод, считает его обоснованным ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 1.2 проекта контракта предусмотрено: "Поставщик обязуется поставить и произвести монтаж звукового оборудования в районный Дом культуры в с. Петровское, ул. Кооперативная д.88 Петровского района, Тамбовской области, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в соответствии с наименованием и описанием объекта закупки спецификация (приложениеN1 к настоящему контракту), (Приложение к Контракту N 2) , являющимися неотъемлемой частью Контракта. ), а Заказчик - принять Товар и оплатить принятый Товар".
В техническом задании (Приложение N 2 к контракту) Заказчиком установлено следующее: "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам: поставляемое оборудование должно быть новым (оборудование, которое не было в употреблении, в ремонте, в том числе, которое не было восстановлено, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), и быть не ранее 2022 года выпуска.
При поставке Товар должен быть упакован в упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и хранении.
Монтаж оборудования и пуско-наладочные работы производятся силами и средствами Поставщика.
Кроме поставки и монтажа товара поставщик, проводит первичный инструктаж и обучение эксплуатирующего состава на месте проведения работ, объясняет условия гарантийного обслуживания, знакомит с основными режимами функционирования оборудования.
Монтаж оборудования выполняется "под ключ" в соответствии с ПТБ, СНиП, требования производителя и действующим правилам пожарной безопасности в отношении культурно-зрелищных предприятий".
В требованиях к безопасности товаров, работ и услуг в техническом задании указано, что "Поставщик монтаж оборудования выполняет с использованием собственных материалов и оборудования, которые должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество, пожарную безопасность. Применяемое оборудование должно соответствовать Правилам охраны труда в театрах и концертных залах, утвержденным приказом Минкультуры РФ N 2 от 06.01.1998".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что отсутствие объема работ, конкретного перечня необходимых оборудования, материалов (с указанием минимальных и (или) максимальных требований к ним и (или) их количеству), не позволяет определить потребности заказчика в отношении требуемых материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
Заказчик в нарушение требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе не указал в описании объекта закупки объем работ, количество оборудования и материалов, необходимых для монтажа и пуско-наладки звукового оборудования.
Кроме того, в нарушение п. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено неправомерное требование о соответствии оборудования Правилам охраны труда в театрах и концертных залах, утвержденным приказом Минкультуры РФ N 2 от 06.01.1998.
Установлено, что Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 6 января 1998 г. N 2 "Об утверждении и введении в действие Правил охраны труда в театрах и концертных залах" утратил силу с 01.01.2021.
5. Заявитель указывает, что в проекте контракта установлены противоречащие друг другу требования к порядку исполнения контракта.
Данный довод жалобы признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
Так, в проекте контракта установлено: "3.1.1. Сроки поставки и монтажа Товара: Дата начала исполнения контракта с 1 июня 2024года, в течение 40 (сорока) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика при условии подписания контракта со стороны Заказчика и Поставщика. Поставка товара и монтаж осуществляется в срок до 15 ноября 2024 г.
3.1.1. Сроки поставки и монтаж Товара: с 01 июня 2024 года до 15 ноября 2024 г.
Поставка и монтаж осуществляется по заявке поставке Заказчика в течение 40 (сорока) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки".
При этом в техническом задании в требованиях к срокам поставки оборудования Заказчиком установлен иной срок: "в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика при условии подписания контракта со стороны Заказчика и Поставщика".
Указанное нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
В п. 10.4 проекта контракта указано: При не урегулировании Сторонами спора в досудебном порядке, спор разрешается в судебном порядке в Арбитражном суде Псковской области".
В ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сформулировано общее правило территориальной подсудности споров арбитражным судам, согласно которому дело должен рассматривать арбитражный суд субъекта РФ, действующий на той территории, на которой находится (имеет адрес) ответчик (если это юридическое лицо) или проживает ответчик (если это физическое лицо).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП обоснованной в части п.п. 1, 4, 5, поименованных в настоящем решении.
2. Признать администрацию Петровского района Тамбовской области нарушившей ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 23, ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать администрации Петровского района Тамбовской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 декабря 2023 г. N 068/06/42-947/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023