Резолютивная часть решения оглашена "22" декабря 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "27" декабря 2023 года.
г.Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
руководитель комиссии - ,
члены комиссии:
в присутствии представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Стрелецкая средняя общеобразовательная школа" (МБОУ "Стрелецкая СОШ") - ,
на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и обращения прокуратуры Тамбовского района (исх. от 16.10.2023 NИсорг-20680005-2651-23/4446-20680005, вх. от 30.10.2023 N7032/23), осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком в лице МБОУ "Стрелецкая СОШ" требований Закона о контрактной системе при заключении договоров с единственным подрядчиком (поставщиком) в пределах 600000 рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение прокуратуры Тамбовского района с информацией о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в действиях МБОУ "Стрелецкая СОШ" в части заключения договоров с единственным подрядчиком по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанное обращение стало основанием для проведения настоящей внеплановой проверки.
Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 данной статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
Таким образом, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности или нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно.
Между МБОУ "Стрелецкая СОШ" и ООО "БизнесГрупп" в рамках реализации проекта "Точка роста" национального проекта "Образование" без проведения конкурентных процедур заключены следующие договоры:
05.04.2023 и 10.04.2023 - 2 договора на выполнение работ по текущему ремонту помещений в филиале МБОУ "Стрелецкая СОШ" в с. Беломестная Двойня;
20.04.2023 и 15.05.2023 - 2 договора на выполнение работ по текущему ремонту помещений в филиале МБОУ "Стрелецкая СОШ" в с. Красная Криуша;
05.06.2023 и 07.06.2023 - 2 договора на выполнение работ по текущему ремонту помещений в филиале МБОУ "Стрелецкая СОШ" в д. Орловка;
01.08.2023 и 04.08.2023 - 2 договора на выполнение работ по текущему ремонту помещений в филиале МБОУ "Стрелецкая СОШ" в с. Новая Жизнь.
Общая сумма договоров составляет 1 047 676,00 рублей.
Предметом договоров является выполнение работ по отделке стен в кабинетах физики, химии/биологии с установкой оконных и дверных проемов из ПВХ профилей, а также выполнение отделочных работ в указанных кабинетах.
Комиссия Тамбовского УФАС России, принимая во внимание предмет перечисленных договоров, приходит к выводу, что Заказчиком допущено искусственное дробление закупки в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения договоров с единственным подрядчиком (поставщиком) в пределах 600 000 рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Сведения об отсутствии конкурентного рынка на выполнение работ, являющихся предметов договоров, отсутствуют.
В соответствии с письмом ФАС России от 14 ноября 2019 г. N ИА/100041/19 "О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Заключение путем проведения закупки у единственного поставщика ряда взаимосвязанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям, может привести к сокращению числа участников закупки, что в свою очередь влечет нарушение прав субъектов предпринимательства, а также исключает возможность снижения стоимости работ при применении конкурентных способов определения подрядчиков.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика в части принятия решения о способе определения подрядчика, в том числе решения о закупке товаров и работ для обеспечения муниципальных нужд у единственного подрядчика ООО "БизнесГрупп", с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выраженных в виде заключения вышеуказанных договоров без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, противоречит части 2 статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного по итогам проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Стрелецкая средняя общеобразовательная школа" нарушение требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе при заключении договоров с ООО "БизнесГрупп" без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 декабря 2023 г. N 068/06/93-877/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023