На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 19.12.2023 N 8657/23, на основании обращения заказчика Главного управления МЧС России по Брянской области (вх. N 8857/23 от 19.12.2023) о включении сведений в отношении ООО "Система" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "____"
Членов Инспекции: "____"
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика Главного управления МЧС России по Брянской области (ходатайство вх. N 8853-ЭП от 25.12.2023), ООО "Система",
в результате рассмотрения обращения заказчика Главного управления МЧС России по Брянской области о включении сведений в отношении ООО "Система" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Главным управлением МЧС России по Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на приобретение пожарных рукавов за N 0127100006023000051,
установила:
1) 06.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение пожарных рукавов за N 0127100006023000051.
2) Начальная (максимальная) цена договора - 9 844 137,89 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127100006023000051 подано 4 (четыре) заявки.
4) Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано - ООО "Система", предложившее цену контракта 7 963 907,55 рублей.
5) 03.10.2023 между заказчиком Главным управлением МЧС России по Брянской области и ООО "Система" заключен государственный контракт N 0127100006023000051 на поставку пожарных рукавов.
Согласно п. 2.1 государственного контракта товар поставляется поставщиком в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) приложение N 1 к Контракту.
В соответствии с п. 2 Технического задания (Описания объекта закупки) срок поставки Товара: в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня, следующего за днем заключения Контракта обеими сторонами за счёт сил и средств Поставщика. Приемка Товара производится Заказчиком по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д. 59, Главного управления МЧС России по Брянской области (т.е. срок поставки с 03.10.2023 по 02.12.2023).
6) 09.10.2023 платежным поручением N 4 заказчиком перечислен поставщику аванс в размере 30% от цены контракта в размере 3 389 172, 26 рублей (в соответствии с п. 6.6 контракта).
7) 22.11.2023 исх. N ИВ-132-4050 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо с просьбой в письменной форме сообщить о ходе исполнения контракта и о точной дате поставки товара.
8) 23.11.2023 исх. N 94121 поставщик письмом сообщил заказчику, что исполнение контракта невозможно по вине 3-х лиц, а именно банк приостановил расходные операции по счету ООО "Система" по причине проверки контракта, заключенного с одним из заказчиков общества. В данном письме общество просит расторгнуть контракт по соглашению сторон с полным возвратом аванса.
9) 24.11.2023 исх. N ИВ-132-4064 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо-требование о возврате авансового платежа.
10) 04.12.2023 исх. N ИВ-132-4192 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту и требованием об уплате пени.
11) 07.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств ООО "Система" по поставке товара в установленный срок.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком Главным управлением МЧС России по Брянской области 07.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127100006023000051 на поставку пожарных рукавов.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено неисполнением обязательств ООО "Система" по поставке товара в установленный контрактом срок
Пунктом 15.7 государственного контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком Главным управлением МЧС России по Брянской области 07.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127100006023000051 на поставку пожарных рукавов.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 07.12.2023 10:40 ч., которое впоследствии 07.12.2023 10:40 ч. автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 07.12.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 07.12.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 18.12.2023 контракт считается расторгнутым.
Таким образом, заказчиком процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Система" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком Главным управлением МЧС России по Брянской области в рамках заключенного контракта недобросовестного поведения поставщика ООО "Система".
Данный вывод подтверждается следующим:
03.10.2023 между заказчиком Главным управлением МЧС России по Брянской области и ООО "Система" заключен государственный контракт N 0127100006023000051 на поставку пожарных рукавов.
Согласно п. 2.1 государственного контракта товар поставляется поставщиком в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) приложение N 1 к Контракту.
В соответствии с п. 2 Технического задания (Описания объекта закупки) срок поставки Товара: в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня, следующего за днем заключения Контракта обеими сторонами за счёт сил и средств Поставщика. Приемка Товара производится Заказчиком по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, д. 59, Главного управления МЧС России по Брянской области.
Таким образом, срок поставки товара определен с 03.10.2023 по 02.12.2023.
22.11.2023 исх. N ИВ-132-4050 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо с просьбой в письменной форме сообщить о ходе исполнения контракта и о точной дате поставки товара.
23.11.2023 исх. N 94121 поставщик письмом сообщил заказчику, что исполнение контракта невозможно по вине 3-х лиц, а именно банк приостановил расходные операции по счету ООО "Система" по причине проверки контракта, заключенного с одним из заказчиков общества. В данном письме общество просит расторгнуть контракт по соглашению сторон с полным возвратом аванса.
В связи с неисполнением обязательств по поставке товара в указанный поставщиком срок, заказчик направил в его адрес письмо-требование о возврате авансового платежа, а также претензию о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту с требованием об уплате пени.
Таким образом, установлено, что товар в установленный контрактом срок поставщиком не поставлен.
Исходя из содержания письма, направленного поставщиком в адрес заказчика от 23.11.2023 исх. N 94121, ООО "Система" считает, что неисполнение условий контракта было допущено по вине третьих лиц.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение обществом условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, в материалы дела не предоставлено.
Кроме того, ООО "Система" не представлено доказательств, подтверждающих доводы о невозможности исполнения контракта, изложенные в письме от 23.11.2023 исх. N 94121.
Более того, отсутствуют доказательства того, что обществом были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта.
Инспекция Брянского УФАС России, обращая внимание на фактические обстоятельства, отмечает, что в рамках рассмотрения обращения не было установлено, что контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что Общество не исполнило обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Контракту влекут негативные последствия для учреждения.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что общество добровольно принимало участие в закупке, выразило согласие исполнение обязательств для нужд заказчика, на условиях, предусмотренных извещением о закупке. Участник закупки, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавал в каком именно объеме и при каких именно условиях ему будет необходимо выполнять работы, являющиеся предметом контракта. Являясь добросовестным участником закупки, участник обязан соотнести свои возможности по надлежащему исполнению контракта.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность поставщика выразилась в ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения контракта.
Установлено, что обществом не предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако, оснований для отмены заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имелось.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Система" нарушены существенные условия заключенного контракта, а также, в частности, учитывая, что обществом не совершено никаких действий: 1) по устранению допущенных нарушений в срок, установленный ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 2) по признанию решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, сведения в отношении ООО "Вектор" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Система" "____", сведения об учредителе, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица - "____" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении общества с ограниченной ответственностью "Система" "____", сведения об учредителе, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица - "____" в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "____"
Члены инспекции "____"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 26 декабря 2023 г. N РНП-32-823
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023