На основании обращения Общественной организации Союз добросовестных поставщиков, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, руководствуясь ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) N 038/377/23 от 21.12.2023 г. о проведении внепланового контрольного мероприятия (проверки), Инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: "_";
участники Инспекции: "_";
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Министерство здравоохранения Иркутской области (ИНН: 3808172327), уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (ИНН: 3808131923) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на оказание услуг по передаче неисключительных прав на расширенную функциональность системы "Центральный архив медицинских изображений" Иркутской области (ЦАМИ) и услуги по внедрению расширенной функциональности системы "Центральный архив медицинских изображений" в целях применения медицинских изделий с технологиями искусственного интеллекта (извещение N 0134200000123002244).
Место нахождения Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области - 664003, Иркутская обл., Иркутск г, ул. Сухэ-Батора, 15, Министерства здравоохранения Иркутской области - 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 29.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Распоряжение министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области О.В. Недорубковой "Об утверждении составов комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области" N 128-мр от 30 декабря 2021 года;
- Распоряжение министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области О.В. Недорубковой "О внесении изменений в состав комиссии N 1" N 92-32-мр от 04 апреля 2023 года;
- Извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000123002244;
- Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2023 NИЭА1;
- Заявка, поданная на участие в электронном аукционе N 0134200000123002244;
- Государственный контракт N 966/ЦК/2244-ЭА/23 от 06 июня 2023 года на услуги по передаче неисключительных прав на расширенную функциональность системы "Центральный архив медицинских изображений" Иркутской области (ЦАМИ) и услуги по внедрению расширенной функциональности системы "Центральный архив медицинских изображений" в целях применения медицинских изделий с технологиями искусственного интеллекта, а также иные материалы.
Описательная часть
В Иркутское УФАС России из ФАС России поступило обращение Общественной организации Союз добросовестных поставщиков от 08 ноября 2023 г. NЗЕД 014/1123 (вх. 22509-ЭП/23 от 21 декабря 2023 г.).
На основании вышеназванного обращения Инспекцией Иркутского УФАС России в отношении заказчика - Министерство здравоохранения Иркутской области (ИНН: 3808172327), уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (ИНН: 3808131923) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на оказание услуг по передаче неисключительных прав на расширенную функциональность системы "Центральный архив медицинских изображений" Иркутской области (ЦАМИ) и услуги по внедрению расширенной функциональности системы "Центральный архив медицинских изображений" в целях применения медицинских изделий с технологиями искусственного интеллекта (извещение N 0134200000123002244).
По результатам проведенной проверки Инспекцией установлено следующее.
Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании заявки Министерства здравоохранения Иркутской области (далее - заказчик) 11 мая 2023 г. на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 11.05.2023 N0134200000123002244" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 15 983 719 руб. 24 коп.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2023 NИЭА1 на участие в данной закупке подана 1 заявка, признанная соответствующей положениям Извещения.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2023 NИЭА1 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 114275916 - Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком").
06 июня 2023 года между Заказчиком и 966/ЦК/2244-ЭА/23 заключен государственный контракт N 966/ЦК/2244-ЭА/23 от 06 июня 2023 года на на услуги по передаче неисключительных прав на расширенную функциональность системы "Центральный архив медицинских изображений" Иркутской области (ЦАМИ) и услуги по внедрению расширенной функциональности системы "Центральный архив медицинских изображений" в целях применения медицинских изделий с технологиями искусственного интеллекта, а также иные материалы.
По существу, изложенных в обращении доводов, Инспекция полагает необходимым сообщить следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД 2.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заказчиком в описании объекта закупки указано, что ему необходимы услуги по передаче неисключительных прав на расширенную функциональность системы "Центральный архив медицинских изображений" Иркутской области (ЦАМИ) и услуги по внедрению расширенной функциональности системы "Центральный архив медицинских изображений" в целях применения медицинских изделий с технологиями искусственного интеллекта, применив следующие коды ОКПД 2:
62.09.20.120 - "Услуги по установке программного обеспечения"
58.29.50.000 - "Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение".
Из представленных Заказчиком пояснений установлено, что электронный аукцион объявлен в рамках исполнения мероприятий федерального проекта "Создание единого цифрового контура на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" национального проекта Здравоохранение.
Программное обеспечение, обеспечивающее выполнение функций искусственного интеллекта (модуль анализа флюоорограмм), не может быть закуплено отдельно и существовать автономно от существующей инфраструктуры и развернутых компонентов государственной информационной системы в сфере здравоохранения Иркутской области (далее - ГИСЗ ИО). В случае закупки модулей отдельно Заказчик имеет риск получения модулей, не обеспечивающих полноценную взаимосвязанность при работе, что затрудняет работу медицинского персонала и не обеспечивает достижение показателей федерального проекта.
По вопросу использования в закупке ОКПД2 58.29.50.000 Заказчик поясняет, что данный код используется при закупке, подразумевающей передачу лицензий на использование программного обеспечения и не содержит ограничение на использование только при приобретении нового программного обеспечения.
Кроме того, Общественной организацией Союзом добросовестных поставщиков не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки.
Предметом закупки является право на заключение контракта на оказание услуг по передаче неисключительных прав на расширенную функциональность системы "Центральный архив медицинских изображений" Иркутской области (ЦАМИ) и услуги по внедрению расширенной функциональности системы "Центральный архив медицинских изображений" в целях применения медицинских изделий с технологиями искусственного интеллекта, а не на изготовление предмета закупки, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка предмет закупки.
Инспекция не находит достаточных оснований для признания в указанных Общественной организации Союз добросовестных поставщиков действиях Заказчика и Уполномоченного учреждения нарушений Федерального закона N44-ФЗ.
По доводу о неправомерном установлении требования в пункте 1.1 Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) о том, что "Исполнитель должен обладать правами на модификацию используемого у Заказчика программного обеспечения ЦАМИ." Инспекция приходит к следующему выводу.
Установлено, что в документе прикрепленного к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" не содержится требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих наличие права на модификацию программного обеспечения ЦАМИ.
Вместе с тем, согласно пункту 5.3.4 Контракта N 966/ЦК/2244-ЭА/23 от 06 июня 2023 года "Исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) Услуг, предусмотренных в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту). При этом Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями."
Положения извещения о закупке позволяют победителю закупки либо самостоятельно выполнять работы, предусмотренные контрактом, либо же путем привлечения сторонних организаций, обладающих специальной правоспособностью.
Установив требования указанным образом, Заказчиком не был ограничен круг участников закупки, поскольку участник, не имеющий соответствующего права, имеет возможность привлечения субподрядчика обладающего указанной правоспособностью, что являлось бы подтверждением его соответствия требованиям извещения.
Относительно довода об отсутствии по состоянию на 07 ноября 2023 г. в ЕИС документов о приемке услуг по контракту Инспекцией установлено, что согласно пункту 3.1 Контракта N 966/ЦК/2244-ЭА/23 от 06 июня 2023 года "Срок приемки оказанных услуг - в течение 10 (десяти) календарных дней с даты предоставления Исполнителем надлежаще оформленных отчетных документов, предусмотренных Контрактом. Общий срок оказания услуг с учетом приемки Заказчика - 20 декабря 2023 года."
На сайте ЕИС ПАО "Ростелеком" размещены документы о приемке Nб/н от 12 декабря 2023 г. (испр. N2 от 19 декабря 2023 г.).
20 декабря 2023 г. Заказчиком подписаны документы о приемке на общую сумму 15 983 719 руб. 24 коп.
На основании вышеизложенного, Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - Министерство здравоохранения Иркутской области (ИНН: 3808172327), уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (ИНН: 3808131923) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на оказание услуг по передаче неисключительных прав на расширенную функциональность системы "Центральный архив медицинских изображений" Иркутской области (ЦАМИ) и услуги по внедрению расширенной функциональности системы "Центральный архив медицинских изображений" в целях применения медицинских изделий с технологиями искусственного интеллекта (извещение N 0134200000123002244) нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не установлено.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Министерство здравоохранения Иркутской области (ИНН: 3808172327), уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (ИНН: 3808131923) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на оказание услуг по передаче неисключительных прав на расширенную функциональность системы "Центральный архив медицинских изображений" Иркутской области (ЦАМИ) и услуги по внедрению расширенной функциональности системы "Центральный архив медицинских изображений" в целях применения медицинских изделий с технологиями искусственного интеллекта (извещение N 0134200000123002244) нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не установлено.
Руководитель инспекции |
"_" |
Участники инспекции |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023