Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-00, в отсутствие представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Зеленстрой", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
- уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
- заявителя в лице ООО "Ленкомтех", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Ленкомтех" (вх. N 27926-ЭП/23 от 18.12.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Зеленстрой" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку пескоразбрасывателя полуприцепного коммунального для нужд МБУ "Зеленстрой" в 2024 г. (извещение N 0162300005323002518), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Ленкомтех" (вх. N 27926-ЭП/23 от 18.12.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного учреждения "Зеленстрой" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку пескоразбрасывателя полуприцепного коммунального для нужд МБУ "Зеленстрой" в 2024 г. (извещение N 0162300005323002518), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки составлено Заказчиком с нарушением действующего законодательства. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.12.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0162300005323002518 на поставку пескоразбрасывателя полуприцепного коммунального для нужд МБУ "Зеленстрой" в 2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 084 333,33 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования указанного каталога определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
В силу п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно доводам жалобы, Заказчик в описании объекта закупки установил значения показателя "Тип транспортера - скребковый, на безвтулочных цепях" как значение характеристики, которое не может изменяться. На основании опыта работы заявитель считает, что транспортер иной конструкции обеспечивает высокую работоспособность и надежность пескоразбрасывателя, что в свою очередь позволит закрыть потребность заказчика.
В описании объекта закупки Заказчик установил габаритные размеры объекта закупки равные не более 3500*1860*2350 мм, а также значение показателя колея, не превышающее 1440 мм. Считаю, что установленные значения показатели ограничивают количество производителей аналогичной техники, способной закрыть потребность Заказчика, выраженной в приобретении пескоразбрасывателя, функцией которого является нанесение противогололедных смесей. По мнению заявителя. что пескоразбрасыватели со значениями показателей отличными от заявленных способны выполнять свой прямой функционал. Анализируя информацию о производителях аналогичной техники, можно сделать вывод, что пескоразбрасывателя с заявленными габаритными размерами и шириной колеи, с учетом объема бункера, производит только. Так же согласно позиции заявителя, необходимым обратить внимание что закупаемый заказчиком пескоразбрасыватель агрегатируется с тракторами тягового класса 1,4-2, ширина по задним колесам которых составляет 1980 мм, следовательно, устанавливать ширину пескоразбрасывателя уже 1980 мм является нецелесообразным.
В описании объекта закупки установлено, что "грузоподъёмность" полуприцепа должна соответствовать значению в диапазоне больше или равно 3600 и меньше или равно 3900 килограмм. При условии, что заявленная Заказчиком вместимость бункера должна быть равна 3 кубических метра, учитывая, что усреднённая масса, согласно ГОСТу на песок, составляет 1700 килограмм на кубометр, получаем что грузоподъемность пескоразбрасывателя должна быть равно 5100 килограмм. Описание объекта закупки не содержит обоснования применения дополнительных характеристик в виду неприменения Заказчиком КТРУ. При формировании извещения Заказчик использовал ОКПД 29.20.23.130. При этом КТРУ содержит позицию 29.20.23.110-00000002, отвечающую значениям объекта закупки. Обязанность применения Заказчиком КТРУ при описании объекта закупки и размещения извещения о закупки установлена постановлением Правительства РФ N 145.
Комиссией установлено, что соответствии с извещением запроса котировок в электронной форме объектом закупки является: "Поставка пескоразбрасывателя полуприцепного коммунального для нужд МБУ "Зеленстрой" в 2024 г.".
К указанному запросу котировок в электронной форме заказчик применил следующую позицию ОКПД2: 29.20.23.190 "Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки".
Таким образом, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
При этом, поскольку действующим законодательством не установлено требований к порядку установления кода ОКПД 2, Комиссия лишена возможности такое указание Заказчика рассматривать в качестве самостоятельного нарушения требований Закона о контрактной системе.
Учитывая, что Заказчик осуществлял закупку товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе без применения КТРУ, установление дополнительных характеристик к поставляемому товару не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При формировании предмета закупки Заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность Заказчика, как не вправе определять и муниципальные нужды.
Из вышеуказанных норм следует, что Заказчик вправе включить в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнять его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Вышеуказанная позиция также отражена в Письме Минфин России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, Комиссией установлено, что 19.12.2023 г. Заказчиком размещен документ "Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2023 NИО1" в соответствии со сроками, установленными положениями Закона о контрактной системе.
Комиссия констатирует, что ст. 105 - 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
Таким образом, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Ленкомтех" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Зеленстрой", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного учреждения "Зеленстрой", уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
*
* |
|
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 декабря 2023 г. N 066/06/106-4693/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023