Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в отсутствие представителей Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Нальчик" Министерства внутренних дел РФ (далее - Заказчик), индивидуального предпринимателя далее - Заявитель) и представителя ЭТП, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304100005623000076 "Выполнение работ по капитальному ремонту асфальтового покрытия дорожек и площадок, тротуаров территории" (далее - конкурс, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком допущены нарушения при проведении конкурса, выразившиеся в установлении ненадлежащих дополнительных требований к участникам закупки, в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик предоставил письменные пояснения по доводу жалобы, согласно которым считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы Заявителя, указанные в жалобе и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.11.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки http://roseltorg.ru) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0304100005623000076 "Выполнение работ по капитальному ремонту асфальтового покрытия дорожек и площадок, тротуаров территории" с начальной (максимальной) ценой контракта 14 867 291,34 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Согласно жалобе Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 11 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требовании, предъявляемого к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В соответствии с позицией 11 приложения к Постановлению N 2571 на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 Постановления N 2571, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1. опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2. опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3. опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, установлено дополнительное требование, предусмотренное позицией 11 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с Постановлением N 2571 позиция 11 приложения применяется при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 приложения Постановления N 2571.
Вместе с тем согласно извещению объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту асфальтового покрытия дорожек и площадок, тротуаров территории Санатория.
Вместе с тем частью 10.1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, плошадки, дорожки и тротуары расположенные на территории санатория не являются линейным объектом, в связи с чем установление к участникам закупки дополнительного требования, предусмотренного позицией 11 приложения к Постановлению N 2571 является неправомерным.
При этом в соответствии с Постановлением N 2571 при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории необходимо применять позицию 9 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, Комиссия, изучив описание объекта закупки, приходит к выводу, что к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования, предусмотренные позицией 9 приложения к Постановлению N 2571.
Также Комиссия отмечает, что Заказчиком также установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки, в частности порядком оценки установлено следующее.
Документом в отношении показателя оценки наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, его детализирующих показателей, устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров) предусматривающего (-их) выполнение работ на объекте(-ах) капитального строительства (линейного объекта, за исключением автомобильной дороги), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в Порядке оценки установлен предмет контракта (договора), принимаемый к оценке, который не является сопоставимым с предметом заключаемого государственного контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При таких обстоятельствах, действия Заказчика, установившего дополнительные требования, предусмотренные позицией 11 приложения к Постановлению N 2571, а также ненадлежащий порядок оценки заявок нарушают п.12 ч.1 ст. 42 и п.4 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.12 ч.1 ст. 42 и п.4 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 27 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023