резолютивная часть решения объявлена 25.12.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница им. Хацукова А.А" (далее - Заказчик), ... по доверенности от 11.011.2023 г.,
в отсутствии Индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича (далее - Заявитель) и Акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов",
рассмотрев жалобу, Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0304300058923000098 "капитальный ремонт (здания ВА с.Нартан ГБУЗ "ЦРБ им.Хацукова А.А.)" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно жалобе Заявителя, извещение об осуществлении Закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе
Рассмотрев доводы Заявителя, выслушав пояснения Заказчика, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
12.12.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) электронного аукциона N0304300058923000098 "капитальный ремонт (здания ВА с.Нартан ГБУЗ "ЦРБ им.Хацукова А.А.)" с начальной (максимальной) ценой контракта 2 179 347,35 руб. В извещении указано: Дата и время начала срока подачи заявок 12.12.2023 23:25 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок 20.12.2023 г. 09:00; Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 20.12.2023; Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя 21.12.2023 г.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение в части описания объекта закупки с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указанный довод Заявителя Комиссией признается необоснованной в силу следующего.
Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей:
-из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в "структурированном виде") (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60);
-из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в "структурированном виде") и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла - электронного документа или образа бумажного документа (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения, пункт 2 формы, являющейся приложением к такому Положению).
Вместе с тем, если объектом закупки являются исключительно работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, при выполнении которой заказчику не поставляется товар, формирование извещения в структурированном виде не осуществляется (Правовая позиция подтверждается письмом Министерства финансов России письмом от 18.12.2023 N 24-01-10/122331).
Включение проектной документации в описание объекта закупки означает, что характеристики закупаемой работы указаны и их дополнительное указание в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не требуется.
В этой связи при осуществлении закупок исключительно работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства проектная документация включается в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в качестве отдельного приложения, дополнительное указание характеристик закупаемых работ в извещении об осуществлении закупки не осуществляется.
Согласно извещению объектом закупки является капитальный ремонт здания.
Таким образом, довод об осуществлении закупки путем формирования извещения не в "структурированном виде" Комиссией признается необоснованным.
2. Довод Заявителя об указании одновременно двух требований к участникам об отсутствии в реестре РНП, Комиссия также признает несостоятельным в силу следующего.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Извещением установлено следующее требование к участникам закупки: "Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Вместе с тем извещением установлено также требование к участникам закупки: "Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера".
Комиссия отмечает, что установление вышеизложенных требований к участникам закупки не противоречит друг другу, и не нарушает прав Заявителей на участие в Закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Извещении требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Постановлением N 2571 наряду с установленным в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованием, не противоречит Закону о контрактной системе.
3. Заявитель, указывает на то, что Заказчик неправомерно установил требование о наличии членства СРО.
В извещении о проведении закупки заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "Участник закупки должен быть действующим членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, снос) по договору строительного подряда в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).* Участник закупки должен быть зарег-н в том же субъекте РФ, в котором зарег-на СРО, членом которой этот участник является, согласно ч. 3 ст. 55.6 ГрК РФ, за исключением: а) иностранных ЮЛ; б) случая, если на территории субъекта РФ, в котором зарег-ны ИП или ЮЛ, отсутствует зарег-ая СРО, основанная на членстве лиц, осущ-их строительство, и соотв. треб-ям ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ. СРО, в котором состоит участник, должна иметь компенсационные фонды в соотв. с ч. 1, ч. 2 ст. 55.16. ГрК РФ; Уровень ответственности участника закупки - члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соотв. с которым членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен соотв. требованиям п. 2 ч. 3 ст. 55.8 и ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ; Уровень ответственности участника закупки - члена СРО по обязательствам по договору строительного подряда, в соотв. с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен соотв. требованиям ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ. *Требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн.руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1. ст. 52 ГрК РФ; - на унитарные предприятия, гос. и мун. учреждения, ЮЛ с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ".
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ от 29.12.2004 индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является капитальный ремонт здания.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, поскольку объектом закупки являются работы по капитальному ремонту здания и начальная (максимальная) цена контракта менее десяти миллионов рублей, следовательно Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии членства в СРО.
Ввиду изложенного, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 и пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Правил Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 декабря 2023 г. N 007/06/42-1055/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023