Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Курмаевой Г.Р. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Габдулхаевой А.А. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя заказчика Министерства образования и науки Республики Татарстан - Парфеновой Е.В. (доверенность от 18.12.2023 г. Nб/н), представителя заявителя ООО "Проекция" - Белугина Е.М. (доверенность от 19.12.2023 г. N482), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Проекция" (вх. N13437/ж от 14.12.2023 г. (ЕИС от 14.12.2023 г.)) на действия заказчика Министерства образования и науки Республики Татарстан при проведении закупки N0111200003423000107 на предмет: "Оказание услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей по Республике Татарстан в муниципальных районах Республики Татарстан: Нижнекамский, Заинский, Елабужский, Менделеевский, Агрызский, Мамадышский, Мензелинский",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0111200003423000107 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 30.11.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 957 600,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о неправомерном условии в проекте контракта в части возможной вариативности включения суммы НДС в зависимости от системы налогообложения победителя закупки.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 3.1 проекта контракта заказчиком установлено, что цена контракта в рублях Российской Федерации составляет: _______________ (___________) рублей __ копеек, в том числе НДС - ___%, что составляет _______________ (_________) рублей __ копеек.
(в случае если Исполнитель не является плательщиком НДС вместо слов "_, в том числе НДС - ___%, что составляет _______________ (_________) рублей __ копеек" необходимо указать: НДС не облагается).
Согласно пункту 3.2 проекта контракта цена контракта включает в себя собственно стоимость услуги, уплату пошлин, налогов, сборов, и других обязательных платежей (при наличии), расходы, связанные с направлением работников Исполнителя на территорию Заказчика для оказания услуг и иных расходов Исполнителя, связанных с исполнением контракта.
Согласно доводам заявителя, указанная формулировка ставит в неравное положение участников применяющих общую систему налогообложения, при реализации права подачи ценового предложения в рамках проводимого открытого конкурса в электронной форме на 20% от цены контракта.
Комиссия, рассмотрев доводы приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе освобожденный от уплаты налога на добавленную стоимость и применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.
В соответствии с нормами действующего законодательства при проведении аукциона (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (при проведении конкурса (и аналогичных процедур закупки) ценовой критерий также учитывается для определения победителя закупки).
При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, с лицом, выигравшим закупку, заключается контракт по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, извещения о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить контракт по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.
Судебная коллегия ВС РФ в Определении по делу А56-75118/2019 от 21.04.2021 г. указала на то, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.
Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.
В случае выделения и указания НДС в проекте контракта при подаче заявок участники не плательщики НДС окажутся в неравном положении с участниками закупки, применяющими общую систему налогообложения, что не соответствует принципам законодательства о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
2. Относительно довода заявителя о неустановлении заказчиком в извещении требования о наличии образовательной лицензии у участников закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно доводам заявителя заказчиком в извещении не установлено требования к участникам о закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Согласно статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
Комиссией установлено, что предметом закупки является оказание услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, что регулируется нормами Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Вместе с тем, программа подготовки кандидатов в приемные родители не относится ни к одному из установленных статьей 12 Закона видов образовательных программ, и не является образовательной программой.
Следовательно, деятельность по реализации программы подготовки кандидатов в приемные родители не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании образовательной деятельности. Подготовка кандидатов в приемные родители согласно Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" - это полномочие органа опеки и попечительства, являющегося органом государственной власти, которое в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" в установленном порядке может быть передано соответствующим организациям.
Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.
3. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерного условия в проекте контракта о наделении полномочиями в соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. N 4.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 6.3.12 проекта контракта установлено, что участник закупки в течении 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания контракта должен быть наделен муниципальным образованием отдельными полномочиями на право проведения подготовки, в соответствии с Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан". В случае не наделения полномочиями в указанный срок Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта.
Согласно доводам заявителя, пункт 6.3.12 проекта контракта прямо предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта при отсутствии наделения полномочий соответствующим муниципальным образованием, при этом не учтены положения п. 14 Процедуры проведения отбора организаций в части сроков отбора, а также необходимости публикации Извещения органом опеки и попечительства. Заказчиком заведомо заложены невыполнимые требования для потенциальных участников с учетом риска отказа и/ или внесения в РНП.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" организатором отбора организаций является орган опеки и попечительства.
Для проведения отбора организаций орган опеки и попечительства создает комиссию по отбору организаций (далее - комиссия).
Пунктом 4 Приказа установлено, что извещение о проведении отбора организаций (далее - извещение) орган опеки и попечительства размещает на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления и в региональных (местных) печатных средствах массовой информации. В извещении указываются:
наименование и адрес организатора отбора организаций;
место подачи заявления на участие в отборе организаций;
перечень документов, представляемых для участия в отборе организаций;
показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор;
контактная информация.
Согласно пункту 13 Приказа отбор организаций осуществляется на основании документов, представленных организациями, в соответствии с показателями деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор, которые определяются комиссией.
Пунктом 14 Приказа установлено, что отбор организаций проводится в течение 30 дней со дня получения органом опеки и попечительства заявления организации и прилагаемых к нему документов.
Согласно статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные заказчиком в пункте 6.3.12 проекта контракта условия являются неправомерными, ставят исполнение обязательств по заключенному государственному контракту в зависимость от решений третьих лиц.
Законом о контрактной системе установлены порядок заключения и исполнения контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. При этом положения Закона о контрактной системе не предусматривают регулирование отношений между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и третьими лицами.
Таким образом, отношения, возникающие между исполнителем и третьими лицами в рамках исполнения контракта, выходят за рамки регулирования Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, неправомерно установившего требование о том, что исполнитель должен быть наделен муниципальным образованием отдельными полномочиями на право проведения подготовки, в соответствии с Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлено следующее нарушение.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
В соответствии с извещением о проведении закупки N0111200003423000107 исполнителю необходимо оказать услуги по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей по Республике Татарстан в следующих муниципальных районах Республики Татарстан:
- Нижнекамский,
- Заинский,
- Елабужский,
- Менделеевский,
- Агрызский,
- Мамадышский,
- Мензелинский.
Вместе с тем, в состав одного лота включено оказание услуг в различных районах Республики Татарстан.
В соответствии с условиями Извещения, услуги необходимо выполнить в один временной период параллельно, что накладывает на исполнителя по государственному контракту дополнительную кадровую и финансовую нагрузку, так как срок оказания услуг c даты заключения контракта до 20 декабря 2024 года.
Комиссия изучив Извещение, приходит к выводу, что объединение Заказчиком в один лот оказание услуг в различных муниципальных районах Республики Татарстан приводит к увеличению объема оказываемых услуг, НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта.
Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота на оказание услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц, имеющих возможность выполнения Работ в определенном районе Республики Татарстан, в следствие чего сокращается число претендентов.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика нарушают требования статьи, 6, 8, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона.
Комиссия принимает решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Проекция" (вх. N13437/ж от 14.12.2023 г. (ЕИС от 14.12.2023 г.)) на действия заказчика Министерства образования и науки Республики Татарстан при проведении закупки N0111200003423000107 на предмет: "Оказание услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей по Республике Татарстан в муниципальных районах Республики Татарстан: Нижнекамский, Заинский, Елабужский, Менделеевский, Агрызский, Мамадышский, Мензелинский" частично обоснованной по 3 доводу.
2. Признать заказчика Министерство образования и науки Республики Татарстан нарушившими требования статьи, 6, 8, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Г.Р. Курмаева |
|
А.А. Габдулхаева |
Исп.: Габдулхаева А.А., Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 декабря 2023 г. N 016/06/33-1832/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023