Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, |
|
Никитиной И.Г. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя исполнительного комитета ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Гузаировой Л.Р. (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ПАО "Ростелеком" - Исайкиной Е.И. (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ПАО "Ростелеком" (вх.13630/ж от 19.12.2023 г.) на действия уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АГРЫЗ" АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки N0111300001223000103 на предмет: "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0111300001223000103 на предмет: "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов" размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 06.12.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 54 637 675,44 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе, частично не согласны, были представлены письменные и устные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки, рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа и позиции заказчика, изучения извещения приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об установлении требования к качеству оказания услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами, утратившими силу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 2.2. раздела "Требования к осветительному оборудованию" технического задания (Приложение 2 к извещению) определено, что энергоэффективные световые приборы, подлежащие установке по Контракту, должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10.
Вместе с тем, данный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства России от 08.10.2020 г. N1631. Документ повторно признан утратившим силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 г. N28. В этом же пункте содержится ссылка на Постановление Правительства России от 10.11.2017 г. N1356. Данный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства России от 11.07.2020 г. N1036.
В разделе "Технические требования к светильникам наружного освещения" (Приложение N1 к Техническому заданию) определяется, что поставляемые и заменяемые по Контракту светильники должны соответствовать требованиям, в том числе, следующих нормативных документов: ГОСТ IEC 60598-2-1-2011 и ГОСТ 30804.3.2-2013 (IEC 61000-3-2:2009).
Вместе с тем, данные документы также утратили силу в связи с изданием Приказа Росстандарта от 10.10.2022 г. N1098-ст и Приказа Росстандарта от 17.08.2021 г. N721-ст.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод признан обоснованным.
2.Относительно довода заявителя о том, что проект контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, содержит положения, носящие неопределенный и двусмысленный характер, а также предусматривает в себе указание на порядок обеспечения исполнения контракта, не существующий в настоящее время.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" Определение сроков оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту, которые должны составлять 5 - 45 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты, но не более 7 рабочих дней с даты подписания акта, подтверждающего исполнение исполнителем обязательств по достижению доли размера экономии энергетических ресурсов за такой период, если иное не установлено частью 13.1 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.
В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
По мнению заявителя, в размещенном проекте контракта имеются следующие недочеты:
а) Подпунктом 3.1.6. пункта 3.1. проекта контракта обуславливается, что Исполнитель обязуется письменно уведомить Заказчика о завершении реализации Перечня ЭЭМ (Приложение N2) в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней. Вместе с тем, не представляется возможным установить, с какого дня начинает течь срок надлежащего уведомления, и в какой день заканчивает свое течение срок надлежащего уведомления Исполнителем Заказчика о завершении реализации Перечня ЭЭМ;
б) Пунктом 4.13. проекта контракта определяется, что не позднее 30 (тридцати) дней со дня окончания расчетного периода Заказчик осуществляет расчеты с Исполнителем путем перечисления денежных средств на его расчетный счет. В то же время, в силу части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты Заказчиком оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 1 мая 2022 года не может превышать 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке;
в) Пунктами 8.2., 8.3. проекта контракта устанавливается, что в качестве обеспечения исполнения Контракта может быть предоставлена банковская гарантия;
г) Проект контракта не предусматривает обязательного требования, определенного частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе;
д) Порядок приемки услуг, предусмотренный проектом контракта, не соответствует требованиям статьи 94 Закона о контрактной системе, поскольку, согласно проекту контракта, в данном документе не предусматривается приемка с использованием ЕИС, а также не предусмотрен порядок взаимодействия сторон при осуществлении приемки услуг с использованием ЕИС;
е) В проекте контракта установлен некорректный порядок принятия решения и уведомления исполнителя при одностороннем отказе от исполнения контракта. В частности, из пунктов 2, 3 части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе.
По результатам анализа размещённого в ЕИС проекта контракта Комиссией установлено, что заявленные доводы заявителя подтверждаются частично в части пунктов "а", "в-е" довода.
Вместе с тем, в части пункта "б" довода Комиссией установлено, что срок оплаты был указан в соответствии с требованиями пункта 13 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о признании довода заявителя обоснованным частично.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлены нарушения требований части 1, пункта 1 части 14, части 30 статьи 34, части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3.Относительно довода заявителя о неверном определении ОКПД, что не позволило применить структурированную форму заявки, требования национального режима.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
Из представленных пояснений Заказчика следовало, что предметом контракта является не поставка и не продажа товара, а непосредственное оказание услуг, при исполнении обязательств по которому используемый товар будет подлежать передаче на баланс с присвоением права собственности на оборудование. Учитывая, что в рамках осуществления закупок, связанных с повышением энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, действующим законодательством не определены однозначно вопросы по применению нацрежима, Заказчиком с учетом действующей правоприменительной практики было установлено в извещении ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878.
Комиссия по результатам анализа размещенного извещения приходит к выводу, что определенный объект закупки соответствует выбранному коду ОКПД 2 в извещении.
С учетом изложенного, Комиссия не находит оснований для признания заявленного довода заявителя обоснованным.
Довод заявителя не подтверждён и признан необоснованным.
4. Относительно довода заявителя о некорректном описании объекта закупки.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По мнению заявителя, описание объекта закупки противоречит в части:
- Отсутствия характеристик или иного описания системы АСУНО (наряду с наличием требования к монтажу осветительных приборов с привязкой к системе АСУНО).
- Несоответствия требований к размеру и массе светильников обычному назначению светильников, а также иным условиям проекта контракта.
- Указание на консольное крепление и дальнейшее определение характеристик крепления, указывающего на фактическую поставку товара с поворотным креплением.
- В перечне улиц не определены тип, мощность и количество светильников на каждую улицу.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
В ходе анализа сведений, размещенных в извещении, установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.
В описании были отражены достаточные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Довод Заявителя не находит своего подтверждения и признан необоснованным.
5.Относителньо довода заявителя о неверном способе определён поставщика, учитывая, что ценовой критерии составляет 99%.
Избрание и выбор способа определения поставщика полностью отнесены к полномочиям Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Действующим законодательством определен исчерпывающий перечень оснований, по которым в обязательном порядке должен проводиться определенный способ закупки.
Согласно представленным пояснениям Заказчика выбор способа определения поставщика в форме проведения конкурса осуществлен в связи с тем, что для Заказчика важны как цена, так и квалификация исполнителя.
В рассматриваемом случае выбор способа определения поставщика в форме открытого конкурса не противоречит действующему законодательству.
Комиссия не находит в действиях Заказчика нарушений требований действующего законодательства.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ПАО "Ростелеком" (вх.13630/ж от 19.12.2023 г.) на действия уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АГРЫЗ" АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки N0111300001223000103 на предмет: "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов" обоснованной по доводам 1, частично обоснованной по доводу 2 жалобы.
2. Признать уполномоченный орган - исполнительный комитет АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АГРЫЗ" АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 33, части 1, пункта 1 части 14, части 30 статьи 34, части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику и Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии Л.А. Акперова
И.Г. Никитина
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25 декабря 2023 г. N 016/06/42-1843/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023