Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО УК "ЭКО БОС" по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка саженцев деревьев и кустарников" (извещение: 0118300016423000096),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации Белореченского городского поселения Белореченского района (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО УК "ЭКО БОС" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка саженцев деревьев и кустарников" (извещение: 0118300016423000096).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.10.2023 NИЭА1 ООО УК "ЭКО БОС" присвоен второй порядковый номер.
В силу ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
10.11.2023 между администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района и ООО УК "ЭКО БОС" заключен контракт на сумму 1 948 788,40 рублей.
04.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью УК "ЭКО БОС";
- адрес: 127030, г. Москва, вн.тер. г. МО Тверской, ул. Новослободская, д. 20, помещ. 26/1/2;
- ИНН: 9707003884, КПП: 770701001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района проводился электронный аукцион: "Поставка саженцев деревьев и кустарников" (извещение: 0118300016423000096).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.10.2023 NИЭА1 ООО УК "ЭКО БОС" присвоен второй порядковый номер.
В силу ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
10.11.2023 между администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района и ООО УК "ЭКО БОС" заключен контракт на сумму 1 948 788,40 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется в установленный контрактом срок осуществить поставку саженцев деревьев и кустарников (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п.3.1 контракта срок поставки товара: с даты заключения муниципального контракта в течение 20 календарных дней.
Дата начала срока поставки Товара: дата заключения контракта.
Дата окончания срока поставки Товара: 30 ноября 2023 года (включительно).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО УК "ЭКО БОС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
По состоянию на 28.11.2023 года у Заказчика отсутствовала информация о намерении Поставщика исполнить контракт в установленные сроки в полном объеме.
По состоянию на 05.12.2023 года поставка товара, предусмотренного условиями муниципального контракта, не осуществлена.
Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контакта муниципального контракта.
В адрес Заказчика 08.12.2023 года поступило письмо от Поставщика с просьбой отменить решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Заказчик посчитал принятое решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта обоснованным, так как высадку крупной партии саженцев выполнить до конца текущего года невозможно по агротехническим и погодным условиям.
Поставщику направлена Претензия с расчетом пени за нарушение срока поставки товара N 02-11/2602 от 14.12.2023 года и уточненная претензия с расчетом пени за нарушение срока поставки товара N 02-11/2631 от 18.12.2023 года.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.12.2023 Заказчик разместил информацию в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Из пояснений ООО УК "ЭКО БОС" следует, что к поставке по Контракту подлежал товар в количестве 854 штук в следующем ассортименте:
1. Туя западная "Brabant" (Thuja occidentalis 'Brabant' ) - 363 штуки;
2. Туя западная "Глобоза" (Thuja occidentalis 'Globosa') - 22 штуки;
3. Туя западная "Danica" (Thuja occidentalis 'Danica') - 177 штуки;
4. Сосна веймутова "Pinus strobus" - 18 штук;
5. Спирея японская "Крупнолистная" (Spiraea japonica Macrophylla) - 40 штук;
6. Барбарис тунберга (Berberis thunbergii) - 75 штук:
7. Самшит вечнозеленый - 130 штук;
8. Чубушник "Юннат" (Yunnat) - 26 штук;
9. Можжевельник обыкновенный "Suecica" (Juniperus communis'Suecica') - 3 штуки.
Пунктом 3.1. Контракта предусмотрено, что поставка товара должна быть осуществлена в течение 20 календарных дней и не позднее 30.11.2023 г.
В силу абз. 2 п. 3.2. Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком в рабочие дни с 8.00 до 16.00 по предварительному уведомлению Заказчика о готовности отгрузить товар, с учетом погрузочно-разгрузочных работ, не позднее, чем за три часа до осуществления поставки.
В целях исполнения обязанностей по договору ООО УК "ЭКО БОС" заключило договор перевозки груза N234 от 21.11.2023.
05.12.2023 Заказчик разместил информацию о расторжении контракта в ЕИС.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
08.12.2023 Поставщик направил Заказчику письменный ответ с намерением произвести отгрузку товара в течение 5 (Пяти) календарных дней и просьбой отмены решения Заказчика одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Письменный мотивированный ответ на письмо от 08.12.2023 в материалы дела не представлен.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что применение к ООО УК "ЭКО БОС" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района в отношении ООО УК "ЭКО БОС" (127030, г. Москва, вн.тер. г. МО Тверской, ул. Новослободская, д. 20, помещ. 26/1/2; ИНН: 9707003884, КПП: 770701001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 декабря 2023 г. N РНП-23-1095/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023