Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АЛЬМАСТРОЙ" по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство подземного пешеходного перехода через ул. Красных Партизан в районе больничного комплекса МУЗ Городская больница N2 "КМЛДО" в г. Краснодаре" (извещение: 0818500000822006977),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АЛЬМАСТРОЙ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство подземного пешеходного перехода через ул. Красных Партизан в районе больничного комплекса МУЗ Городская больница N2 "КМЛДО" в г. Краснодаре" (извещение: 0818500000822006977).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.11.2022 NИЭА1 ООО "АЛЬМАСТРОЙ" признано победителем закупки.
01.12.2022 между МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" и ООО "АЛЬМАСТРОЙ" заключен контракт на сумму 109 719 800,00 рублей.
06.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЬМАСТРОЙ";
- адрес: 350004, г. Краснодар, ул. Северная, 32;
- ИНН: 2315666670, КПП: 230801001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство подземного пешеходного перехода через ул. Красных Партизан в районе больничного комплекса МУЗ Городская больница N2 "КМЛДО" в г. Краснодаре" (извещение: 0818500000822006977).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.11.2022 NИЭА1 ООО "АЛЬМАСТРОЙ" признано победителем закупки.
01.12.2022 между МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" и ООО "АЛЬМАСТРОЙ" заключен контракт на сумму 109 719 800,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется согласно Описанию объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N2 к контракту), проектной и рабочей документации, выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Строительство подземного пешеходного перехода через ул. Красных Партизан в районе больничного комплекса МУЗ Городская больница N2 "КМЛДО" в г.Краснодаре" (далее - объект) в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N4 к Контракту и его неотъемлемой частью, а Заказчик обязуется осуществлять технический надзор и контроль за производством работ, принять результат выполненных работ и оплатить Подрядчику обусловленную настоящим Контрактом цену в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п.3.1 контракта срок выполнения работ по контракту:
- Начало работ: с 01.12.2022 г;
- Окончание работ - по 28.04.2023 года включительно.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "АЛЬМАСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 6.1.1 контракта подрядчик обязан "Выполнить все работы по строительству искусственного дорожного сооружения в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать объект заказчику с качеством, соответствующим условиям настоящего контракта и приложений к нему, действующей нормативно-технической документации и нормативных правовых актов, обязательных при выполнении дорожных Работ".
ООО "АльмаСтрой" график работ в соответствии с условиями контракта не выполняется. Согласно п.2.3 контракта подрядчику предусмотрен и оплачен аванс в размере 85% от цены контракта в размере 93 261 830,00 (девяносто три миллиона двести шестьдесят одна тысяча восемьсот тридцать рублей ноль копеек).
Пунктом 17.4 контракта предусмотрено следующее.
"17.4 заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в следующих случаях:
в случае отсутствия у подрядчика членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по Контракту, в том числе, в случае прекращения их действия (пункт 3 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации);
если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом и подрядчиком в разумный, установленный заказчиком срок, не устранены недостатки (пункт 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
если отступления подрядчиком в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации);
в случае систематического (более двух раз) неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по Контракту;
в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.".
В связи с неисполнением подрядчиком обязательств, а также в связи с нарушением сроков выполнения работ по контракту, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 3 ст. 715 ГК РФ, п. 17.4 контракта заказчиком принято решение расторгнуть с ООО "АльмаСтрой" контракт N 822006977-ЭА от 01.12.2022 года в одностороннем порядке.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.17.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчик разместил информацию в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В силу п. 5.1.1 Контракта для надлежащего исполнения условий Контракта Заказчик обязан после заключения муниципального контракта, передать Подрядчику в бумажном виде проектную и рабочую документацию.
Из пояснений ООО "АЛЬМАСТРОЙ" следует, что проектно-сметная документация передана Заказчиком в предусмотренный срок, однако, на начальной стадии выполнения работ установлена ее непригодность, и, как следствие, необходимость в дальней корректировке, о чем Подрядчик уведомлял Заказчика.
Подрядчик информировал Заказчика о возникновении обстоятельств, не зависящих от подрядчика, которые обусловливают невозможность выполнения работ, предварительно озвучивались на рабочих совещаниях.
Ст. 719 ГК РФ закреплено право подрядчика не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 716 ГК РФ, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
ООО "АЛЬМАСТРОЙ" осуществлена приостановка работ до момента получения откорректированной проектно-сметной документации, данный факт документально закреплен направлением уведомления Подрядчика в адрес Заказчика (исх. N 10 от 23.01.2023 г., вх. N 322 от 23.01.2023 г.).
ООО "АЛЬМАСТРОЙ" пояснило, что на дату заключения Контракта (01.12.2022 г.) истек срок действия следующих технических условий: технические условия Филиала АО "НЭСК- электросети" "Краснодарэлектросеть" на переустройство принадлежащих им электрических сетей, технические условия АО "Краснодаргоргаз" на переустройство принадлежащих им сетей газоснабжения, технические условия Краснодарского филиала ПАО "Ростелеком" на переустройство принадлежащих им сетей связи, технические условия ЦИТСиЗИ ГУ МВД России по Краснодарскому краю на переустройство принадлежащих им сетей связи, технические условия Краснодарского отделения ПАО "Вымпелком" на переустройство принадлежащих им сетей связи, технические условия ООО "Краснодар Водоканал" на переустройство принадлежащих им сетей водоснабжения и канализации, технические условия ООО "Светосервис-Кубань" на переустройство принадлежащих им сетей наружного освещения.
Недействующие технические условия корректировались и направлялись в адрес Подрядчика частями в период с 07.02.2023 г. по 14.06.2023 г., более чем через 6 месяцев (срок окончания выполнения работ - до 28.04.2023 г.).
ООО "АЛЬМАСТРОЙ" также пояснило, что в проектно-сметной документации не учтены следующие объемы работ:
- отсутствуют технические решения и мероприятия по отводу стоков бытовой канализации на период производства работ, не произведен расчет необходимых механизмов и затрат, до настоящего времени не предоставлен откорректированный раздел 019/РД/13-НК "Переустройство инженерных сетей. Наружные сети канализации";
- работы по демонтажу и переустройству воздушных коммуникаций: сети связи, электроснабжение, освещение;
- работы по переносу установленных светофоров и последующей разработки дислокации технических средств организации дорожного движения;
- работы по обвязке шпунтового ограждения котлована двутавровой балкой с распоркой трубами;
- технические условия на переустройство сетей канализации, выданные 10.02.2023 г. "Краснодар Водоканал", в последующем неоднократно менялись, в итоге предложено новое решение (противоречащее ранее выданным техническим условиям) по защите трубы методом навивки, заключительные технические решения закреплены в протоколе совещания от 13.06.2023 г. и технических условиях ООО "Краснодар Водоканал" от 14.06.2023 г.
Том проекта "Автомобильная дорога" (шифр 019/РД/13-АД) не согласован с собственниками сетей (ПАО "Ростелеком", АО "Краснодаргоргаз", ООО "Краснодар Водоканал"), расположенных в местах производства работ по устройству парковки, в связи с чем в отношении ООО "АльмаСтрой" вынесены предписания АО "Краснодаргоргаз" и ПАО "Ростелеком" о запрете производства работ в охранной зоне линий связи и газопровода.
О данном факте Подрядчик уведомлял Заказчика исх. письмом N 108 от 26.09.2023 г.
Относительно невозможности выполнения строительно-монтажных работ при отсутствии корректной проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и получившей положительное заключение Подрядчик направлял в адрес Заказчика письмо Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 25.10.2023 г. N 69-04-5582/23 о разъяснении требований, действующих нормативных правовых актов в области градостроительства в части поставленных вопросов, возникших при выполнении строительно-монтажных работ по рассматриваемому объекту.
После получения актуальных технических условий проектной организацией ООО "Юг-Проект Изыскания", Заказчиком и Подрядчиком совместно прорабатывались возможные технические решения реализации мероприятий, указанных в новых технических условиях.
Согласно протоколу технического совета N 1 от 21.09.2023 г. Комиссией принято решение внести в проектную и рабочую документацию изменения.
Задание на корректировку проектно-сметной документации по объекту, как и протокол технического совета N1, утверждено Заказчиком 21.09.2023 г., после чего ООО "Юг-Проект Изыскания" приступило к корректировке проектной документации и 02.11.2023 г. направило документы в ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза".
15.12.2023 г. получено положительное заключение государственной экспертизы технической части проектной документации, изначально не учтенных в исходной проектно-сметной документации.
После выявления дефектности переданной Заказчиком технической документации Подрядчик заключил договор N 185/23 от 15.02.2023 на экспертное сопровождение проектной документации по исследуемому объекту с ООО "Юг-Проект Изыскания".
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что применение к ООО "АЛЬМАСТРОЙ" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "АЛЬМАСТРОЙ" умышленных действий (бездействий) и недобросовестного поведения.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" в отношении ООО "АЛЬМАСТРОЙ" (350004, г. Краснодар, ул. Северная, 32; ИНН: 2315666670, КПП: 230801001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 декабря 2023 г. N РНП-23-1096/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023