Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные МКУ "Управление капитального строительства" МО Славянский район, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Вовченко Я.Ю. по результатам проведения электронного аукциона: "Здание амбулатории врача общей практики по адресу: Краснодарский край, Славянский район, хут. Галицын, ул. Мира, 20" (извещение: 0318300225023000019),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МКУ "Управление капитального строительства" МО Славянский район (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Вовченко Я.Ю. (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Здание амбулатории врача общей практики по адресу: Краснодарский край, Славянский район, хут. Галицын, ул. Мира, 20" (извещение: 0318300225023000019).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.02.2023 NИЭА1 ИП Вовченко Я.Ю. признан победителем закупки.
28.02.2023 между МКУ "Управление капитального строительства" МО Славянский район и ИП Вовченко Я.Ю. заключен контракт на сумму 46 263 879,42 рублей.
07.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Индивидуальный предприниматель Вовченко Ярослав Юрьевич;
- адрес: 352666, ст. Темнолесская, ул. Лесная, д. 16;
- ИНН: 232508796711.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ "Управление капитального строительства" МО Славянский район проводился электронный аукцион: "Здание амбулатории врача общей практики по адресу: Краснодарский край, Славянский район, хут. Галицын, ул. Мира, 20" (извещение: 0318300225023000019).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.02.2023 NИЭА1 ИП Вовченко Я.Ю. признан победителем закупки.
28.02.2023 между МКУ "Управление капитального строительства" МО Славянский район и ИП Вовченко Я.Ю. заключен контракт на сумму 46 263 879,42 рублей.
Согласно п.1 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению подрядных работ для нужд заказчика по объекту: "Здание амбулатории врача общей практики по адресу: Краснодарский край, Славянский район, хут. Галицын, ул. Мира, 20" (далее - объект) в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, сметой, определяющей цену работ согласно статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к контракту).
В соответствии с п.4.2.1 контракта Этапы исполнения контракта и цена с учетом аванса:
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ИП Вовченко Я.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно п. 5.1 Контракта сторонами утверждены следующие сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 15 сентября 2023 года в соответствии с графиком выполнения работ.
К моменту наступления окончания срока выполнения работ обязательства по Контракту Подрядчиком не исполнены.
Имеется отставание от графика выполнения работ сроком более чем на 30 дней (в том числе по отдельным этапам исполнения обязательства).
Фактически оплачено с авансом 36 568 848 (тридцать шесть миллионов пятьсот шестьдесят восемь тысяч восемьсот сорок восемь) рублей 68 копеек.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 708 Гражданского кодекса РФ если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Нарушение существенных условий контракта оставляет право за Муниципальным заказчиком на расторжение контракта в одностороннем порядке.
Согласно статье 715 Гражданского кодекса Российской Федерации Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.21.1 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.12.2023 Заказчик разместил информацию в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Согласно сведениям из Единой информационной системе:
Этап контракта с 28.02.2023 по 17.04.2023 Исполнен на 85 106,49 руб.
Этап контракта с 07.03.2023 по 22.06.2023 Исполнен на 10 489 948,86 руб.
Этап контракта с 24.04.2023 по 15.08.2023 Исполнен на 2 807 088,27 руб.
Этап контракта с 24.04.2023 по 17.08.2023 Исполнен на 1 039 588,96 руб.
Этап контракта с 24.04.2023 по 18.08.2023 Исполнен на 825 823,19 руб.
Этап контракта с 24.04.2023 по 19.08.2023 Исполнен на 989 284,17 руб.
Этап контракта с 24.04.2023 по 20.08.2023 Исполнен на 2 491 484,09 руб.
Этап контракта с 26.06.2023 по 12.09.2023 Исполнен на 2 055 246,65 руб.
Этап контракта с 11.07.2023 по 16.09.2023 Исполнен на 1 947 804,41 руб.
Этап контракта с 11.07.2023 по 17.09.2023 Исполнен на 1 557 041,80 руб.
Этап контракта с 11.07.2023 по 18.09.2023 Исполнен на 1 887 641,29 руб.
Этап контракта с 14.08.2023 по 04.10.2023 Исполнен на 543 022,95 руб.
Этап контракта с 18.08.2023 по 15.10.2023 Исполнен на 2 357 816,73 руб.
Этап контракта с 18.08.2023 по 18.10.2023 Исполнен на 1 031 047,68 руб.
Этап контракта с 08.08.2023 по 23.10.2023 Исполнен на 2 872 119,80 руб.
Из пояснений ИП Вовченко Я.Ю. следует, что проектная документация имеет недостатки, в связи с чем, невозможно было исполнить работы по контракту до согласования изменений в проект.
Так между МКУ "Управление капитального строительства" МО Славянский район и ИП Вовченко Я.Ю. заключено 9 дополнительных соглашений о внесении изменений в смету.
В соответствии с дополнительным соглашением N9 от 01.12.2023 изменена смета контракта, что также подтверждает невозможность исполнить Контракт в первоначальной редакции сметной документации.
О наличии недостатков проектно-сметной документации Подрядчик направлял уведомления Заказчику с просьбой согласовать изменения, устранить разночтения.
В том числе в письмах от 14.09.2023, в письме от 04.09.2023 ИП Вовченко Я.Ю. указывает на наличие разночтений устройства цементной стяжки, отсутствие материалов в разделе экспликации полов относительно раздела 5 отделки полов.
ИП Вовченко Я.Ю. предлагал Заказчику внести изменения в проектно-сметную документацию, в том числе предлагалось заменить материал на более качественный.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что применение к ИП Вовченко Я.Ю. санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ИП Вовченко Я.Ю. умышленных действий (бездействий) и недобросовестного поведения.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "Управление капитального строительства" МО Славянский район в отношении ИП Вовченко Я.Ю. (352666, ст. Темнолесская, ул. Лесная, д. 16; ИНН: 232508796711), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 декабря 2023 г. N РНП-23-1099/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023