Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ГК Строй Город" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МБУ "Парки ФТ" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту и оснащению детских (для детей 0-6 лет и 6-14 лет) площадок по адресу: ул. Голубая на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0402036:1183, 23:49:0402036:1035, Краснодарский край, пгт. Сириус" (извещение N 0381500000123000037) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что описание объекта закупки составлено Заказчиком с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МБУ "Парки ФТ" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по ремонту и оснащению детских (для детей 0-6 лет и 6-14 лет) площадок по адресу: ул. Голубая на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0402036:1183, 23:49:0402036:1035, Краснодарский край, пгт. Сириус" (извещение N 0381500000123000037).
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 148 728,55 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В извещение по закупке включены малые архитектурные формы, работы по их доставке и монтажу, прочие работы, связанные с ремонтом и оснащением детских площадок.
При этом, Заказчик включил в извещение по закупке требования к предмету закупки на соответствие нормам права, регулирующим работы по капитальному строительству.
В соответствии с п. 1.1 проекта Муниципального контракта, объектом закупки являются работы по ремонту и оснащению детских (для детей 0-6 лет и 6-14 лет) площадок по адресу: ул. Голубая на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0402036:1183,23:49:0402036:1035, Краснодарский край, пгт. Сириус в соответствии с Техническим заданием и в объеме согласно спецификации, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены следующие требования:
- Пунктами 7.10. и 7.11. Приложения N1 "Описание объекта закупки (Техническое задание)", Подрядчик обязан вести журнал производства, акты освидетельствования ответственных конструкций (с приложениями протоколов испытаний, паспортов качества, деклараций и сертификатов качества оборудования, конструкций и изделий, фактических исполнительных чертежей и схем), оформленные в процессе производства работ в соответствии с требованиями РД-11-02-2006, Приказа Минстроя РФ от 29.11.2022 г. N 1015/пр., РД-11-05-2007.
- В соответствии с пунктом 7.16 Приложения N1 "Описание объекта закупки (Техническое задание)", Заказчик вправе привлечь к проведению выверки объемов работы и оформлению акта контрольного обмера третьих лиц (строительный контроль Заказчика, экспертные и иные организации). Заказчик вправе заключить договор (контракт) с организацией, осуществляющей строительный контроль на Объекте в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N 468.
- Раздел 8 Приложения N1 "Описание объекта закупки" не соответствует требованиям и предмету закупки: в рамках закупки требуется поставка и установка детского игрового оборудования, данный раздел устанавливает требования к Подрядчику по составу и оформлению исполнительной, производственно-технической документации, которые относятся к производству работ при капитальном строительстве.
В разделе 14 Приложения N1 "Описание объекта закупки" Заказчик устанавливает требования к качеству выполненных работ в соответствии с нормативными требованиями, обязательным при выполнении работ на Объекте, которые не относятся к предмету закупки, а регулируют отношения в области капитального строительства, а именно:
- Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
- Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (приказ Минтруда от 11.12.2020 г. N 883н).
- СП 48.13330.2019 "Организация строительства".
- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".
- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".
- РД 11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства".
- РД 11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения".
- Приказ Минстроя РФ от 29.11.2022 г. N 1015/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства". - иные требования строительных норм и правил, технических регламентов, стандартов и нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации в части работ по благоустройству территории.
В смете, а также в ведомости объемов работ по закупке отсутствуют работы по обустройству покрытия детской площадки, при этом Заказчиком в раздел 14 Приложения N1 включен ГОСТ Р ЕН 1177-2013 "Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения".
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
ООО "Группа Компаний "Строй Город" 11.12.2023 г. по средством размещения на электронной площадке был направлен запрос Заказчику N 1560611.
Заказчик предоставил разъяснения 14.12.2023 г, в соответствии с которыми привлечение строительного контроля в рамках закупки правомерно.
Заказчик ссылается на п.2.3.3 проекта муниципального контракта, которым предусмотрено право заказчика, привлекать экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих необходимыми знаниями в области сертификации, стандартизации, безопасности, оценки качества и т.п., для участия в приемке Работ.
В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Пунктом 10 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации - объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Свод правил СП 82.13330.2016 определяет термин благоустройство, так благоустройство территории - это: комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Пунктом 3.11 СП 82.13330.2016 определено понятие малых архитектурных формы: Искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.
Согласно пункта 2.2.8. проекта контракта Подрядчик обязан направить Заказчику после окончания выполнения работ надлежащим образом оформленные документы согласно п.4.3. настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 4.3. проекта контракта: "в течение 2 (двух) рабочих дней со дня завершения всех работ по контракту Подрядчик направляет Заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счёт на оплату. Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней осуществляет проверку представленных документов и при отсутствии у Заказчика претензий по качеству выполненных работ и представленным документам подписывает акт выполненных работ. Приемка и оплата работ по настоящему контракту осуществляется после сдачи Заказчику всего объема работ, предусмотренного приложениями N 1 и N 2 к Контракту".
Однако в извещении Заказчик в разделе 15 Приложения N1 "Описание объекта закупки устанавливает другие к оформлению и сдаче выполненных работ, а именно: "15.1. После выполнения всего объема работ и предоставления Подрядчиком журнала производства работ и подписания комплекта исполнительной производственно-технической документации (реестр, акты освидетельствования скрытых работ, акты освидетельствования ответственных конструкций, исполнительные схемы и чертежи) и документов, подтверждающих вывоз и утилизацию (складирование) отходов, акта приемочной комиссии, Заказчик и Подрядчик подписывают акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Все формы составляются в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". 15.2. Оплата выполненных работ производится Заказчиком после подписания документов, указанных в пункте 7.10, 7.11, разделе 8, 15.1 настоящего Технического задания, на основании предоставленного Подрядчиком счета на оплату".
Заявителем с целью получения разъяснений от специалистов экспертных организаций по вопросу обоснованности привлечения заказчиком строительного контроля был направлен соответствующий запрос.
Согласно разъяснениям, полученным от АНО ЭКЦ "Судтехэксперт" от 19.12.2023 г. за исх. N 3-751, требования Заказчика в рамках данной закупки в отношении привлечения, со стороны Заказчика строительного контроля, а также предъявления к предмету закупки требований по составлению документации, которая регулируется нормами в области капитального строительства, являются необоснованным.
Данные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК "Строй Город" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУ "Парки ФТ" нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУ "Парки ФТ" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 декабря 2023 г. N 023/06/33-6632/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023