Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные Министерством природных ресурсов Краснодарского края, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АМА.СТРОЙ" по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение: 0818500000823005759),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АМА.СТРОЙ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение: 0818500000823005759).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.09.2023 NИЭОК1 ООО "АМА.СТРОЙ" признано победителем закупки.
18.09.2023 между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и ООО "АМА.СТРОЙ" заключен контракт на сумму 10 172 540,00 рублей.
06.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "АМА.СТРОЙ";
- адрес: 360016, РФ, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мовсисяна, 15-Ф;
- ИНН: 0706004342, КПП: 072601001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Министерством природных ресурсов Краснодарского края проводился открытый конкурс в электронной форме: "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение: 0818500000823005759).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.09.2023 NИЭОК1 ООО "АМА.СТРОЙ" признано победителем закупки.
18.09.2023 между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и ООО "АМА.СТРОЙ" заключен контракт на сумму 10 172 540,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленные Контрактом сроки выполнить подрядные работы по мероприятию: "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края" (далее - Работы) в соответствии с утвержденной проектной документацией и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п.1.4 контракта сроки выполнения работы: с даты заключения Контракта. Подрядчик должен завершить выполнение Работ и сдать их результат в 2023 году - не позднее 15 декабря 2023 г., в 2024 году - не позднее 15 октября 2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "АМА.СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно приложению N 5 к Контракту "Календарный график выполнения работ" установлен срок окончания 1 этапа работ - 15 ноября 2023 года.
Однако, по истечении установленного срока результаты выполненных работ Заказчику не предоставлены.
Невыполнение Подрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, препятствует заблаговременной реализации мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.10.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчик разместил информацию в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "АМА.СТРОЙ" следует, что с даты заключения контракта Общество вело переписку с Федеральным агентством рыболовства на согласование вида молоди и их включение в план выпуска 2024 г. (письмо N09/01 от 18.09.2023 г. и NУ02-4151 от 03.10.2023 г.).
ООО "АМА.СТРОЙ" также пояснило, что разрешение о предоставлении водного объекта в пользование, для выполнения там работ зарегистрировано в Кубанском БВУ только 27.10.2023 г.
ООО "АМА.СТРОЙ" получило - 01.11.2023 г.
С 01 ноября 2023 г. в районе выполнения работ стали выпадать обильные осадки, что в свою очередь поднял уровень воды водного объекта, делая невозможным выполнение противопаводковых работ, также с 26 по 28 ноября 2023 года был шторм.
ООО "АМА.СТРОЙ" запросили справку с ФГБУ "СЦГМС ЧАМ", (письмо N740 от 07.12.2023 г.).
После шторма на объекте были сильные наносы и засоры, до тех пор пока МЧС России не расчистило последствия шторма, ООО "АМА.СТРОЙ" не могло приступить к работам.
Азово-Черноморское территориальное управление на согласование сроков начало работ (Письмо N10/04 от 30.10.2023 г.) ответило 24.11.2023 г., что в соответствии с правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384, в случае осуществления деятельности во внутренних морских водах согласование осуществляет Федеральное агентство по рыболовству(Письмо N16455 от 24.11.2023 г.).
Заказчику направлено письмо с объяснением причин задержки и просьбой расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон или продлить календарные сроки выполнения работ, которые должны были выполнены сроком до 29.12.2023 на срок до 29.02.2024 г. (N12/1 от 01.12.2023 г.).
Также письмо с просьбой отменить решение об одностороннем отказе Министерства природных ресурсов Краснодарского края от исполнения государственного контракта от 18 сентября 2023 г. N 35 на выполнение подрядных работ по мероприятию "Расчистка русла реки Хоста в пос. Хоста внутригородского района городского округа город- курорт Сочи Краснодарского края", так как Общество не смогло приступить к выполнению обязательств по контракту по независящим обстоятельствам (письмо N12/3 от 12.12.2023 г.).
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что применение к ООО "АМА.СТРОЙ" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "АМА.СТРОЙ" умышленных действий (бездействий) и недобросовестного поведения.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством природных ресурсов Краснодарского края в отношении ООО "АМА.СТРОЙ" (360016, РФ, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мовсисяна, 15-Ф; ИНН: 0706004342, КПП: 072601001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 декабря 2023 г. N РНП-23-1106/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023