Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" Мухтарова Р.Р. (доверенность от 10.01.2023 N05-29), в присутствии представителя ООО "Центр проектирования инженерного оборудования" Епихиной Ю.Д. (доверенность от 01.12.2023 N459), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в связи с поступлением уведомления ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе государственным заказчиком ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при заключении с ООО "Центр проектирования инженерного оборудования" (далее - ООО "ЦПИО") государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд Астраханской области N 9 от 10.11.2023 (ИКЗ 232301508934230150100100380014110414) (далее - Контракт), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление 14.11.2023 поступило уведомление государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Заказчик) о заключении с ООО "ЦПИО" без проведения торгов государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд Астраханской области N 9 от 10.11.2023 (ИКЗ 232301508934230150100100380014110414) (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта ООО "ЦПИО" на свой риск и под свою ответственность, собственными и (или) привлеченными силами и средствами, в конечный и промежуточные сроки обязуется выполнить комплексные планировочные, изыскательские и проектные работы по объекту: "Водоснабжение с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области" (далее - проектная документация), с прохождением государственной экспертизы результатов проектной документации и результатов инженерных изысканий, с проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта, в соответствии с требованиями задания (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Задание) в сроки установленные графиком выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение N 2 к Контракту), условиями настоящего Контракта и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а Заказчик обязуется своевременно принять выполненные Исполнителем работы и оплатить их в соответствии с графиком оплаты выполненных работ по контракту (Приложение N 3 к Контракту) и условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 2.1 Контракта его цена составляет 29 348 237,20 рублей.
Пунктом 2.7 Контракта предусмотрен аванс в размере 49,99 % цены Контракта, что составляет 14 671 183, 78 рублей.
В соответствии с п. 3.1 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения Контракта до 25.12.2023.
При этом выполнение работ осуществляется - в 2 этапа:
I - этап: до 01.12.2023 года;
II - этап: до 25.12.2023 года.
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Управлением 29.11.2023 принято решение о проведении внеплановой проверки Заказчика по факту заключения Контракта, срок проведения проверки продлевался.
Заседания Комиссии по проведению внеплановой проверки проводились 06.12.2023, 13.12.2023, 25.12.2023 и 26.12.2023.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ" в связи с необходимостью защиты национальных интересов и с учетом срочности осуществления закупки.
Выслушав представителя Заказчика, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика.
При этом ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
На территории Астраханской области действует постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П, которым утверждены:
- Перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Перечень Постановления N 495-П);
- Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Порядок Постановления N 495-П).
Согласно п. 1.2 Порядка Постановления N 495-П указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
В соответствии с п. 2.1 Порядка Постановления N 495-П в целях согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком создается комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - комиссия):
- главным распорядителем бюджетных средств Астраханской области (далее - ГРБС) - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Астраханской области;
- местной администрацией муниципального образования Астраханской области - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
Состав и положение о комиссии утверждаются правовым актом ГРБС либо правовым актом местной администрации муниципального образования Астраханской области соответственно.
Согласно п. 2.2 Порядка Постановления N 495-П Заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком в случаях, установленных перечнем, при наличии заключения комиссии о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П с целью согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - предложение заказчика).
К предложению заказчика прилагается информационная карта закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью и подписанные заказчиком копии следующих документов:
- обоснование выбора заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- финансово-экономическое обоснование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием источника финансирования, реквизитов правового акта, которым были утверждены размер финансирования и источник его поступления, а также наименования мероприятия (проекта, программы), в рамках которого будут поставляться товары (выполняться работы, оказываться услуги);
- обоснование цены контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденной руководителем заказчика;
- обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом;
- проект контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (со всеми приложениями);
- информация о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе) с приложением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), с которым планируется заключение контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- согласие (подтверждение) единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Как следует из п. 2.4 Порядка Постановления N 495-П, по результатам рассмотрения информации и документов, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, комиссия принимает в виде заключения одно из следующих решений:
- о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае:
необоснованности необходимости закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
представления документов и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, не в полном объеме;
выявления в документах и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, недостоверных сведений.
Не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения заказчику направляется заключение комиссии о согласовании (отказе в согласовании) возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - заключение комиссии).
В силу п. 2.5 Порядка Постановления N 495-П решение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.6 настоящего раздела, в течение трех рабочих дней с даты получения заключения комиссии в форме:
- правового акта исполнительного органа Астраханской области, являющегося ГРБС, в случае осуществления закупки для обеспечения нужд Астраханской области;
- правового акта местной администрации в случае осуществления закупки для обеспечения муниципальных нужд.
24.05.2022 между Заказчиком и ООО "Конструкторское бюро "ГСК "Дон" по результатам открытого конкурса в электронной форме (N извещения 0325200006722000021) был заключен государственный контракт N 03252000067220000210001, согласно которому ООО "Конструкторское бюро "ГСК "Дон" на свой риск и под свою ответственность, собственными и (или) привлеченными силами и средствами, в конечный и промежуточные сроки обязуется выполнить комплексные планировочные, изыскательские и проектные работы по объекту: "Водоснабжение с.Черный Яр Черноярского района Астраханской области" (далее - проектная документация), с прохождением государственной экспертизы результатов проектной документации и результатов инженерных изысканий, с проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта, в соответствии с требованиями задания (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Задание) в сроки установленные графиком выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение N 2 к Контракту), условиями настоящего Контракта и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а Заказчик обязуется своевременно принять выполненные Исполнителем работы и оплатить их в соответствии с графиком оплаты выполненных работ по контракту (Приложение N 3 к Контракту) и условиями настоящего Контракта.
Цена указанного контракта составляла 29 669 000,00 рублей.
Пунктом 2.1 контракта установлено, что работы выполняются с даты заключения государственного контракта до 01.12.2022 г.
При этом выполнение работ осуществляется - в 2 этапа:
I - этап: до 20.06.2022 года;
II - этап: до 01.12.2022 года.
06.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое вступило в силу 17.10.2023.
13.10.2023 Заказчик направил в ООО "ЦПИО", ООО "НИП Инжиниринг" и ООО "Форт-М" запросы о предоставлении коммерческих предложений на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Водоснабжение с.Черный Яр Черноярского района Астраханской области", в ответ на которые получены следующие коммерческие предложения:
- от ООО "ЦПИО" N 386 от 25.10.2023 на сумму 29 348 237, 20 рублей со сроком проведения работ 10 месяцев;
- от ООО "НИП Инжиниринг" N 12 от 23.10.2023 на сумму 29 752 315, 59 рублей;
- от ООО "Форт-М" N 34 от 20.10.2023 на сумму 29 849 447, 19 рублей.
Заказчик направил в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области предложение о заключении контракта на выполнение комплексных планировочных, изыскательских и проектных работ по объекту: "Водоснабжение с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области" с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО "ЦПИО".
Вместе с предложением о заключении контракта Заказчик направил в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Согласно указанному обоснованию контракт необходимо заключить способом осуществления закупки у единственного поставщика, поскольку субъект РФ Астраханская область обязался обеспечить заключение государственного контракта не позднее 31.12.2023, а конкурентная закупка требует времени, в связи с чем проведение конкурентного способа заключения контракта приведет к срыву реализации регионального проекта "Чистая вода (Астраханская область)" в рамках федерального проекта "Жилье и городская среда".
Также в обосновании Заказчик указал, что невозможность использовать конкурентную форму закупки связана с необходимостью проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости ремонта в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N145, предусматривающем срок проверки достоверности определения сметной стоимости до 50 рабочих дней, в связи с чем применение Заказчиком конкурентных способов закупки нецелесообразно по причине возможного отзыва лимитов бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Кроме того, в обосновании Заказчик указал, что применение в отношении РФ финансово-экономических мер ограничивающего характера со стороны недружественных стран допускает значительное повышение цен на строительные материалы и оборудование, а также повышает риск увеличения сроков исполнения контрактных обязательств в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
02.11.2023 комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области согласовала Заказчику заключение контракта с единственным поставщиком ООО "ЦПИО".
03.11.2023 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято распоряжение N479 о заключении Заказчиком контракта с единственным поставщиком.
10.11.2023 между Заказчиком и ООО "ЦПИО" заключен государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд Астраханской области N (ИКЗ 232301508934230150100100380014110414) (далее - Контракт).
В ходе проведения внеплановой проверки представитель Заказчика пояснил, что пункт 10 Перечня Постановления N 495-П допускает заключение Контракта с единственным поставщиком. Также представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен с единственным поставщиком с учетом необходимости защиты национальных интересов и срочности закупки.
Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в Перечень Постановления N 495-П действительно входят закупки в целях реализации национальных проектов и муниципальных программ муниципальными образованиями Астраханской области (п. 10).
Однако, несмотря на указанное, заключение Контракта с единственным поставщиком на основании Закона N 46-ФЗ и Постановления N 495-П является необоснованным и незаконным, поскольку в данном случае отсутствовали основания для такого заключения, предусмотренные Порядком Постановления N 495-П.
В соответствии с п. 1.1 Порядка Постановления N 495-П настоящий Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) разработан в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 1.2 Порядка Постановления N 495-П настоящий Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Перечень Постановления N 495-П устанавливает виды объектов закупки, на которые существует возможность заключения контракта у единственного поставщика.
При этом Порядок Постановления N 495-П устанавливает порядок и основания осуществления закупок таких видов.
Соответствие объекта закупки тем видам, которые перечислены в Перечне Постановления N 495-П, еще не свидетельствует о законности заключения контракта с единственным поставщиком.
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Таким образом, заключение контракта с единственным поставщиком по Постановлению N 495-П возможно при наличии следующих оснований:
- необходимость защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
- срочность осуществления закупки.
В данном случае срочность осуществления закупки отсутствует в связи со следующим.
Как следует из обоснования Заказчика, субъект РФ обязался заключить контракт не позднее 31.12.2023, а конкурентная закупка требует времени, в связи с чем проведение конкурентного способа заключения контракта, по мнению Заказчика, приведет к срыву реализации регионального проекта "Чистая вода (Астраханская область)" в рамках федерального проекта "Жилье и городская среда".
Однако решение о расторжении контракта с ООО "Конструкторское бюро ГСК "Дон" Заказчик принял еще 06.10.2023, решение вступило в силе 17.10.2023.
При этом установленный законодательством срок проведения, например, открытого электронного аукциона составляет всего 7 календарных дней + 4 рабочих дня + 10 календарных дней на заключение контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей.
При этом в соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В свою очередь установленный законодательством срок проведения, например, запроса котировок составляет всего 9 рабочих дней, включая время на заключение контракта.
Таким образом, период с момента расторжения контракта с ООО "Конструкторское бюро "ГСК "Дон" до 31.12.2023 существенно превышает установленные законодательством сроки проведения конкурентных процедур.
В ходе внеплановой проверки представитель Заказчика сообщил, что срочность обусловлена не только необходимостью заключения контракта в 2023 года, но и необходимостью его полного исполнения в 2023 году.
Однако указанное Заказчик не отражал в своем обосновании, направленном в комиссию по согласованию.
Кроме того, период с даты расторжения контракта с ООО "Конструкторское бюро ГСК "Дон" до даты заключения Контракта с ООО "ЦПИО" также превышает установленные законодательством сроки проведения конкурентных процедур.
При этом готовить документацию о конкурентной закупке и даже разместить извещение при действительном наличии срочности закупки Заказчик мог уже после принятия решения об одностороннем отказе от заключения контракта с ООО "Конструкторское бюро "ГСК "Дон".
Более того, Комиссия отмечает, что в любом случае установленный в Контракте срок выполнения работ (по 25.12.2023), то есть, 45 календарных дней или 31 рабочий день, является неисполнимым.
В соответствии с Контрактом подрядчику надлежит выполнить комплексные планировочные, изыскательские и проектные работы по объекту: "Водоснабжение с. Черный Яр Черноярского района Астраханской области" с прохождением государственной экспертизы результатов проектной документации и результатов инженерных изысканий, с проверкой достоверности определения сметной стоимости объекта, в соответствии с требованиями задания в сроки установленные графиком выполнения проектно-изыскательских работ, условиями настоящего Контракта и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приложением N 1 к Контракту является Задание на выполнение работ.
Согласно п. 1.13 Задания на выполнение работ подрядчику необходимо:
получить технические условия на пересечение водопроводом естественных и искусственных преград, инженерных коммуникаций;
предоставить Заказчику значение расчетной мощности оборудования объекта для получения (Заказчиком) технических условий на электроснабжение;
на стадии разработки согласовать проектные решения со всеми заинтересованными организациями (при необходимости с участием Заказчика);
обеспечить выполнение (самостоятельно, либо с привлечением специализированных организаций): -инженерных изысканий для подготовки проектной и рабочей документации; -проекта межевания и проекта планировки территории для планируемого строительства линейного объекта;
обеспечить выполнение и предоставление в составе проектной документации схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с постановлением Астраханской области N362-П от 15.07.2015 г., при условии того что диаметр трубопроводов составляет менее 500 мм (определяется при проектировании);
обеспечить сопровождение в получении акта на размещение объекта;
выполнить следующие работы по выполнению топографической съемки и схем границ земельного участка: -составление чертежей, выявление пересечений границ формируемого земельного участка полосы отвода водопроводных сетей с границами земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет, выполнение выноса в натуру границ земельных участков (при наличии спора по границам); -проведение мероприятий по сбору сведений о правообладателях земельных участков, расположенных в границах условной полосы отвода водопроводных сетей, сведений о правах на такие земельные участки, на объекты недвижимого имущества, расположенные на обозначенных земельных участках и иных документов; -вычисление площади земельного участка, подготовка схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе (камеральные работы), в т.ч. для установления сервитута; -согласование границ земельного участка (подписание Акта согласования), в том числе со смежным землепользователем (при необходимости); -получение решения уполномоченного органа об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории (местоположение границ и площади земельного участка);
выполнить следующие работы по уточнению границ смежного земельного участка (при необходимости): -подготовка заключения кадастрового инженера о наличии реестровой ошибки в сведения ЕГРН о земельном участке (при необходимости); -сбор адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (при необходимости); -согласование с правообладателем смежного земельного участка его границ и схем расположения земельного участка; -проведение переговоров с правообладателем земельного участка по вопросам устранения пересечений границ земельного участка, наличия реестровой ошибки и последующего внесения изменений в сведения ЕГРН; -проведение общего собрания участников общедолевой собственности (при необходимости); -выполнение расчета площадей смежного земельного участка, согласование и утверждение схем в установленном порядке, подготовка межевого плана на внесение изменений в земельный участок, принадлежащий третьим лицам, содержащий в своем составе заключение об имеющейся реестровой ошибке; -сбор и формирование пакета документов по земельному участку, собственник которого отказался в добровольном порядке устранить несоответствия сведений по границам своего земельного участка, содержащимся в ЕГРН с целью дальнейшего обращения от имени собственника (Астраханская область) в судебные органы с исковым заявлением;
в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разработать схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
при размещении водопроводных сетей на участках из состава земель лесного фонда предоставить в соответствующие учреждения на согласование (утверждение) проект межевания лесных участков, далее разработать проект освоения земель лесного фонда;
разработать схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762;
получить (при необходимости по доверенности Заказчика) и предоставить в составе проектной документации: - соглашения о сервитуте в отношении земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества; -положительное заключение государственной экспертизы проекта в количестве - 3 экз; -иные документы, необходимые для выполнения настоящего Задания.
Таким образом, Заданием на проектирование предусмотрен значительный объем работ, результатам которого к тому же является положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
При этом в соответствии с п. 29 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дней.
Согласно п. 29(1) постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 сроки, указанные в пункте 29 настоящего Положения, могут быть продлены по инициативе заявителя не более чем на 20 рабочих дней в порядке, установленном договором.
В отношении объектов капитального строительства, являющихся объектами федерального значения, объектами регионального значения, объектами местного значения, а также объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых планируется в рамках национальных проектов, федеральных проектов, не включенных в национальные проекты, государственных программ Российской Федерации, федеральных адресных инвестиционных программ, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, срок проведения государственной экспертизы может быть продлен еще не более чем на 30 рабочих дней по решению организации по проведению государственной экспертизы, которой проводится государственная экспертиза соответствующих проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Таким образом, только срок на проведение государственной экспертизы может составить 72 рабочих дня, что уже значительно превышает установленный Контрактом срок выполнения работ.
Также в соответствии с п. 2.1 Задания на проектирование проектной организации необходимо самостоятельно определить требуемый объем исходных данных, необходимых для проектирования и в течение 14 календарных дней с даты подписания контракта направить запрос в необходимые организации, в том числе Заказчику.
То есть, 14 календарных дней исполнитель может только определять требуемый объем исходных данных, необходимых для выполнения работ.
При этом для сравнения предыдущий контракт с ООО "Конструкторское бюро ГСК "Дон", по которому подрядчик так и не смог получить положительное заключение государственной экспертизы, предусматривал срок выполнения работ более 6 месяцев (с 24.05.2022 до 01.12.2022).
Также Комиссия отмечает, что даже согласно п. 18.8 Задания на проектирование срок начала проектирования по итогам конкурса на проектирование и условиям заключенного контракта, а срок выполнения работ по проектированию должен составить не более 5 месяцев с даты заключения государственного контракта.
Кроме того, коммерческое предложение ООО "ЦПИО" содержало указание на срок выполнения работ в 10 месяцев.
Также Комиссией учтено, что согласно данным ЕИС по состоянию на 25.12.2023 (когда по Контракту надлежало полностью выполнить работы и получить положительное заключение государственной экспертизы) ООО "ЦПИО" не исполнило даже первый этап контракта (инженерные изыскания), который надлежало завершить до 01.12.2023.
При этом аванс выплачен Заказчиком 05.12.2023.
Неисполнимость установленного в Контракте срока выполнения работ полностью опровергает доводы представителя Заказчика о том, что срочность заключения Контракта связана с необходимостью его полного исполнения в 2023 году.
Указанные обстоятельства исключают срочность проведения закупки, которая в силу пункта 1.3 Порядка Постановления N 495-П должна учитываться при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также Комиссия отмечает, что в обосновании заключения контракта с единственным поставщиком Заказчик указал, что невозможность проведения конкурентной закупки обусловлена необходимостью проведения государственной экспертизы проектной документации, что составляет срок до 50 рабочих дней.
Однако, какая-либо связь между проведением государственной экспертизы и выбором способа определения поставщика отсутствует.
Таким образом, обстоятельства, изложенные в обосновании заключения контракта с единственным поставщиком, являются недостоверными.
Также, Комиссия обращает внимание, что возможность заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) помимо тех случаев, которые предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе, введена Законом N 46-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.02.2023 N 24-06-06/12571 возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд заказчика.
В данном случае Заказчик не предоставил какие-либо доказательства наличия причинно-следственной связи между заключением контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления N 495-П основания для заключения с ООО "ЦПИО" Контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Выводы Комиссии подтверждаются постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу N А72-1627/2023, постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А61-381/2023, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.12.2023 N Ф02-6710/2023 по делу N А58-9910/2022, постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 N 06АП-4984/2023 по делу N А37-1133/2023.
С учетом того, что в соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона, действия Заказчика по заключению с ООО "ЦПИО" указанного государственного контракта N9 от 10.11.2023 способом осуществления закупки у единственного поставщика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Представитель Заказчика в ходе проведения проверки также сообщил, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе, поскольку Заказчик действовал на основании заключения комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика и распоряжения указанного министерства об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Однако из материалов проверки следует, что именно Заказчик обратился в указанное министерство с предложением о заключении контракта у единственного поставщика и именно Заказчик готовил для министерства обоснование необходимости заключения контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика.
При этом именно подготовленное Заказчиком обоснование не содержало полную информацию о фактических обстоятельствах, связанных с выполнением работ по указанному объекту.
Кроме того, Контракт заключен именно Заказчиком, и доказательства того, что Заказчик хоть каким-то образом выражал свое несогласие с осуществлением закупки у единственного поставщика, отсутствуют.
Также Комиссия отмечает, что при вынесении настоящего решения не исследуется вопрос наличия или отсутствия вины должностных лиц Заказчика. Указанный вопрос будет рассматриваться в ходе производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения Контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившим ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении с ООО "Центр проектирования инженерного оборудования" государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд Астраханской области N 9 от 10.11.2023 (ИКЗ 232301508934230150100100380014110414).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Балтыкова Е.М.
Члены комиссии: Умерова Р.Р.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 декабря 2023 г. N 030/10/99-1430/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023