Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______.>
Членов Комиссии:
<______.>
<______.>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителей по доверенности;
От Исполнителя - представителей по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 27.06.2022 N 17/05/2022-ПИР на выполнение работ по корректировке проектной документации (далее - Документация) для выполнения капитального ремонта объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР", цена контракта - 598 524,00 рублей, (извещение N 1187232026288), с ООО "Армада" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 17.11.2023 N 89-0450-01-08/10195 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что 27.06.2022 между государственным казённым учреждением "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ "ДКСиИ ЯНАО", Государственный заказчик) и ООО "Армада" (далее - Подрядчик) был заключен договор N 17/05/2022-ПИР на выполнение работ по корректировке проектной документации для выполнения капитального ремонта объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР" (далее - Договор, Объект).
Согласно ст. 4 Договора цена Договора составляет 598 524 (пятьсот девяносто восемь тысяч пятьсот двадцать четыре) рубля 00 копеек, НДС не облагается (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 2 Договора Подрядчик обязуется выполнить работы по Договору в следующие сроки:
Начало - с момента заключения Договора.
Окончание - по 20 декабря 2022 года.
Согласно п.п. 3.3.7 п. 3.3 ст. 3 Договора Подрядчик принимает на себя обязательства корректировать проектную документацию в сроки, предусмотренные Договором и в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
Согласно п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Из содержания положений п. 1 ст. 314 ГК РФ следует, что обязательство должно быть исполнено в определенный договором срок.
Согласно условиям договора подрядчик обязан сдать Государственному заказчику результат в срок до 20.12.2022, по состоянию на 13.11.2023 Акт о завершении всех работ не подписан, а откорректированные разделы проектной документации не предоставлены.
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ Подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работы.
Частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ), расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании изложенного, руководствуясь п. 10 договора, частью 9 статьи 95 Закона N44-ФЗ, ст. 450.1 ГК РФ, Заказчик решил отказаться от исполнения договора от 27.06.2022 N17/05/2022-ПИР на выполнение работ по корректировке проектной документации для выполнения капитального ремонта объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д.38, в том числе ПИР" заключенного с ООО "Армада".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.12.2023 N ЕГ/3899/23, представил объяснения по делу N 089/10/104-1008/2023 (далее - пояснения).
Из пояснений следует, что с Решением Подрядчик не согласен, поскольку им предпринимались меры к выполнению работ, но в соответствии с п.3.1.1. Договора Заказчик не предоставил в полном объеме исходные данные и проектную документацию. Кроме того, Подрядчик утверждает, что Решение об одностороннем отказе от исполнения договора Подрядчику не направлялось, о расторжении договора он узнал из уведомления от УФАС по ЯНАО. Достоверных мотивов принятия решения об одностороннем отказе Подрядчик не знает.
Данное обстоятельство было вызвано тем, что фактически Заказчик в течение срока выполнения проектных работ уже выполнял капитальный ремонт, который был "заморожен" по вине первоначального Подрядчика, осуществлявшего строительно-монтажные работы, до заключения договора с ООО "Армада".
На протяжении длительного периода времени Подрядчиком запрашивались исходные данные и техническая документация на что Заказчик не отрицал необходимость данных документов, обещал их предоставить и переносил сроки выполнения своих обязательств. Потому ссылка Заказчика на п. 3.3.5. Договора является проявлением злоупотребления правом, а оправдание не выполнения установленных Заказчиком себе сроков п. 3.3.5 Договора - Эстоппель.
02.10.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлена претензия с сообщением Заказчику о невозможности выполнения работ по причине отсутствия и не предоставления исходных данных, технических условий.
12.10.2023 ответным письмом N 89-0450/01-07/13738 Заказчик не мотивированно и вопреки состоявшейся ранее переписке отказался предоставлять указанные данные.
Так, Заказчику неоднократно направлялись письма с требованием предоставить исходные данные для выполнения работ по договору (письма от 28.06.22г. N 43/06, от 17.08.22г. N 15/08, от 18.08.22г. N 20/08, от 31.08.2022 N 44/08), однако указанные данные так и не были представлены.
Помимо указанного, письмом от 25.07.2022 N 20/07 Подрядчиком запрошены технические условия на присоединение к сетям отопления, энергосбережения, ГВС, ХВС и водоотведения. Однако Заказчиком неоднократно своевременно не представлялись технические условия (письма от 26.07.2022 N 89-0450-01-08/4730, от 01.09.2022 N 89-1867/01-06/536, от 05.09.2022 N 89-0450-01-08/5751, от 13.09.2022 N 89-0450-01-08/5940), что повлияло на смещение сроков выполнения работ по Договору.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Письмом от 31.08.2022 N 44/08 Заказчик был предупрежден о том, что отсутствие полной исходной документации делает невозможным получения результата выполненной работы по Договору - положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта и принятия её Заказчиком в установленный договором срок.
Кроме того, вышеуказанным письмом Заказчик был уведомлен о приостановке выполнения работ с 06.09.2022 в случае непредставления ему исходной документации. Однако обязательство, предусмотренное под. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Договора, Заказчиком не исполнено.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Из пояснений следует, что подрядчиком своевременно и надлежащим образом исполнялись обязательства, предусмотренные договором. На основе представленных исходных данных и технической документации подрядчиком выполнены работы, предусмотренные договором, переданные Заказчику без нареканий.
Подрядчик утверждает, что в свою очередь Заказчик свои обязательства не исполнил должным образом, что выразилось в непредставлении своевременно подрядчику исходных данных, а также в несвоевременном направлении ему технических условий.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.2. Договора настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора,
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.06.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен договор N 17/05/2022-ПИР.
17.11.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора.
Согласно п.14.5. Контракта при исполнении Договора, для ускорения решения оперативных вопросов, Стороны договорились обмениваться письмами посредством электронной связи, на адреса электронной почты Сторон, предусмотренные Договором (статья 15). Письма, направленные посредством электронной связи имеют юридическую силу, при условии их обязательной регистрации у получающей Стороны.
17.11.2023 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора направлено на электронную почту Подрядчику согласно договора.
Из информации Заказчика следует, что 28.12.2023 года решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт заключен от 27.06.2022.
Согласно п.1.1. Договора государственный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение работ по корректировке проектной документации (далее - Документации) для выполнения капитального ремонта объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР".
Согласно п.1.2. Договора разработка Документации, подлежащей оформлению и сдаче Государственному заказчику, осуществляется на основании Задания на корректировку проектной документации для выполнения капитального ремонта объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР" (Приложение N1 к Договору).
Согласно 2.1. Договора срок выполнения работ: с момента заключения Договора по 20 декабря 2022 года.
Согласно 2.2. Договор считается исполненным после полного выполнения Сторонами взятых на себя обязательств.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта, указанный факт подтверждается перепиской сторон.
Подрядчиком представлена переписка Заказчика с Подрядчиком. Подрядчик неоднократно запрашивал документацию от Заказчика, также на заседании Комиссии Заказчик не отрицал этот факт.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Подрядчика.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Армада" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Армада", представленную Заказчиком - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 27.06.2022 N 17/05/2022-ПИР на выполнение работ по корректировке проектной документации (далее - Документация) для выполнения капитального ремонта объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР", цена контракта - 598 524,00 рублей, (извещение N 1187232026288), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 декабря 2023 г. N 089/10/104-1008/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023