Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______.>
Членов Комиссии:
<______.>
<______.>
рассмотрев направленное Заказчиком - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 21.04.2022 N 29/03/2022-ПИР на выполнение работ по корректировке технической документации для выполнения капитального ремонта объекта "Больница на 35 коек, ЯНАО, Надымский район, п. Пангоды, ул. Ленина, д.9, в том числе ПИР", цена контракта - 589 958,40 рублей, с АНО "Научное Образование Прогрессива" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 29.11.2023 N 89-0450-01-08/10574 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что 21.04.2022 между государственным казённым учреждением "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ "ДКСиИ ЯНАО", Государственный заказчик) и автономной некоммерческой организацией "Научное Образование Прогрессива" (далее - Подрядчик) был заключен договор N 29/03/22-ПИР на выполнение работ по корректировке технической документации для выполнения капитального ремонта объекта "Больница на 35 коек, ЯНАО, Надымский район, п. Пангоды, ул. Ленина, д.9, в том числе ПИР" (далее - Договор, Объект).
Закупка осуществлена по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) без размещения на официальном сайте www.zakupki.qov.ru. (п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 4 Договора цена Договора составляет 589 958 (пятьсот восемьдесят девять тысяч девятьсот пятьдесят восемь) рублей 40 копеек.
В соответствии со статьей 2 Договора Подрядчик обязуется выполнить работы в следующие сроки: с момента заключения Договора по 30 декабря 2022 года.
На основании подпункта 3.3.6 пункта 3.3 статьи 3 Договора Подрядчик принимает на себя обязательства корректировать техническую документацию в сроки, предусмотренные Договором и в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Из содержания положений пункта 1 статьи 314 ГК РФ следует, что обязательство должно быть исполнено в определенный договором срок.
По условиям Договора Подрядчик обязан сдать Государственному заказчику результат в срок до 30.12.2022.
Сдача-приемка документации, работ оформляется актом сдачи-приемки (пункт 5.1 статьи 5 Договора).
На 27.11.2023 работы не были выполнены, акт сдачи-приемки сторонами не подписан.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ Подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работы.
Частью 8 статьи 95 Закон N44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 статьи 10 Договора предусмотрено, что Государственный заказчик вправе расторгнуть настоящий Договор в случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, предусмотренного настоящим Договором.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10.2 статьи 10 Договора, частью 9 статьи 95 Закона N44-ФЗ, ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" 29 ноября 2023 года приняло решение об отказе от исполнения Договора в одностороннем порядке (исх. N 89-0450-01-08/10574 от 29.11.2023).
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 14.12.2023 N ЕГ/3914/23, представил объяснения по делу N 089/10/104-1014/2023 (далее - пояснения).
Из пояснений следует, что на объекте "Больница на 35 коек, ЯНАО, Надымский район, п. Пангоды, ул. Ленина, д.9" с работой Подрядчика по корректировке проектно-сметной документации, также велись строительно-монтажные работы по капитальному ремонту, производитель работ ООО "Стэкмон".
В совещаниях с представителями Заказчика постоянно участвовали представители ООО "Стэкмон". Совещание проведенное по объекту "Больница на 35 коек, ЯНАО, Надымский район, п. Пангоды, ул. Ленина, д.9, в том числе ПИР", состоялось 29.07.2022 в формате аудио-конференции, что подтверждено протоколом совещания, были определены ряд вопросов для исполнения договорных обязательств Подрядчиком, а именно предоставление информации Заказчиком по увеличению мощности энергоснабжения. Новые технические условия в адрес АНО "НО Прогрессива" не предоставлены. Выполнение работ приостановилось.
В адрес подрядчика АНО "Прогрессива" от заказчика - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" 24.05.2023 года поступило соглашение о расторжении договора от 21.04.2022 N 29/03/2022-ПИР на выполнение работ по корректировке технической документации для выполнения капитального ремонта объекта "Больница на 35 коек, ЯНАО, Надымский район, п. Пангоды, ул. Ленина, д.9, в том числе ПИР". Подписано и направлено в адрес Заказчика.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.2. Договора настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора,
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.04.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен договор N 29/03/2022-ПИР.
24.05.2023 договор от 21.04.2022 N 29/03/2022-ПИР расторгнут по соглашению сторон.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
В соответствии с п.1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Как следует из материалов дела 29.11.2023 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.04.2022 N 29/03/22-ПИР года на основании пункта 10.2 Контракта.
29.11.2023 принятое решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт считается расторгнутым.
Материалами дела установлено, что спорный контракт прекратил свое действие не в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, а в связи с решением расторгнуть контракт по соглашению сторон. Комиссии представлено Соглашение от 24.05.2023. При этом гражданское законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности расторжения контрактов, действие которых уже ранее было прекращено.
Таким образом, на момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (11.12.2023), контракт от 21.04.2022 N 29/03/22-ПИР уже был расторгнут по соглашению сторон (24.05.2023).
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, на взаимодействие с заказчиком.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об АНО "Научное Образование Прогрессива", представленную Заказчиком - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 21.04.2022 N 29/03/2022-ПИР на выполнение работ по корректировке технической документации для выполнения капитального ремонта объекта "Больница на 35 коек, ЯНАО, Надымский район, п. Пангоды, ул. Ленина, д.9, в том числе ПИР", цена контракта - 589 958,40 рублей, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 декабря 2023 г. N 089/10/104-1014/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023