Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии в режиме ВКС:
от Заказчика - представитель по доверенности;
от Заявителя - представитель по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Скайлайт энерджи" на действия Заказчика - при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по эксплуатационно-техническому сопровождению и развитию муниципального сегмента территориальной системы централизованного оповещения (ТСЦО) Муниципального образования г. Лабытнанги, начальная (максимальная) цена контракта - 3 852 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000562), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее-ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о закупке:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 08.12.2023 16:51 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 18.12.2023 07:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 18.12.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.12.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что в соответствие с пунктом 7 Приказа МЧС России N 579, Минкомсвязи России N 366 от 31.07.2020 "Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" установлено, что запасные части, инструмент и принадлежности (далее - ЗИП) передаются от Заказчика Исполнителю по отдельному договору в работоспособном состоянии в комплекте, поставленном производителями.
Следовательно, при оказании услуг по эксплуатационно-техническому сопровождению от Исполнителя требуется при необходимости осуществить замену вышедшего из строя оборудования из комплекта ЗИП, предоставленного Заказчиком (и за его счет).
Вместе с тем в пунктах 5.1 и 6.2, Приложениях N 2 и N 3 Технического задания, входящего в состав документации по закупке ИКЗ N 233890103398389010100101640018020244, установлено, что замена оборудования, его основных и запасных частей в случае поломки или утраты работоспособности осуществляется за счет Исполнителя с последующей передачей в собственность Заказчика.
При этом стоимость данного оборудования, порядок его приемки, требования к упаковке, к гарантийным обязательствам, в том числе соответствию поставляемого оборудования техническим регламентам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования в тексте Технического задания и проекте контракта отсутствуют.
В извещении о закупке 0190300000223000562 Заказчиком выбран код ОКПД 2 "80.20.10.000", который включает в себя "Услуги систем обеспечения безопасности" и не подразумевает поставку товаров с последующей передачей в собственность Заказчику.
Заказчик представил в Управление возражение на жалобу Заявителя, с доводами жалобы не согласен, считает, жалобу необоснованной. Из представленных возражений следует, что Территориальная система централизованного оповещения населения, в том числе муниципальный сегмент в населённом пункте г. Лабытнанги, введена в эксплуатацию распоряжением Правительства ЯНАО от 07.04.2016 N 252-РП. На момент ввода в эксплуатацию обязанности производителей систем оповещения населения по передаче потенциальным пользователям комплектов ЗИП не существовало. В связи с чем норма, принятая в пункте 7 Положения не может быть нами исполнена в том смысле, который в неё вкладывал законодатель. В связи с чем, для поддержания ТСО в постоянном работоспособном состоянии в техническое задание для закупки услуг по эксплуатационно-техническому сопровождению и развитию муниципального сегмента территориальной системы централизованного оповещения (ТСЦО) Муниципального образования г. Лабытнанги (извещение N 0190300000223000562) была включена обязанность Исполнителя по ремонту ТСО за счет своих средств, что отразилось на начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК).
При обосновании НМЦК применен метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), НМЦК сформирована на основании статьи 22 Закона о контрактной системы и коммерческих предложений потенциальных Исполнителей, полученных по запросу Заказчика с учетом условий планируемой закупки (включает в себя оплату потенциальных расходов Исполнителя на текущий ремонт ТСО).
Относительно довода Заявителя о неверном выборе Заказчиком кода ОКПД2 80.20.10.000, код ОКПД2 определяется Заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения. А также Заказчиком в 2021 и 2022 году проводилась закупка на оказание услуг по эксплуатационно-техническому сопровождению и развитию муниципального сегмента территориальной системы централизованного оповещения (ТСЦО) Муниципального образования г. Лабытнанги с таким же ОКПД 2 (извещение 0190300000221000377,019030000022200040).
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в том числе в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 N579/366 (далее - Приказ N 579/366), утверждено Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения (далее - Положение).
Положение определяет задачи и мероприятия эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения (п.2 Приказа N 579/366).
Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения (далее - ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения в работоспособном состоянии.
Технические средства оповещения (далее - ТСО) осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее - ЭТД), являются работоспособными. Работоспособное состояние ТСО подразумевает его исправность.
Согласно п.7 Положения (Приказ N 579/366) организациям, осуществляющим ЭТО, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, ТСО, а также запасные части, инструмент и принадлежности (далее - ЗИП) к ним передаются по договорам в работоспособном состоянии в комплекте, поставленном производителями.
В составе жалобы Заявитель указывает, что требования к закупаемым Заказчиком услугам установлены в противоречие положениям Приказа 579/366.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является оказание услуг по эксплуатационно-техническому сопровождению и развитию муниципального сегмента территориальной системы централизованного оповещения (ТСЦО) Муниципального образования г. Лабытнанги, а также поставка товаров используемых при оказании услуг.
Согласно п 5.2 Технического задания в работы по техническому обслуживанию ТСЦО также входит обеспечение технических средств и оборудования ТСЦО на базе аппаратуры оповещения П-166 ВАУ серии СГС-22-М и аппаратуры АСО-4, БАО-300 и программного обеспечения КПАСО-Р "Марс-Арсенал" необходимыми, запасными частями, расходными материалами, отдельными составными блоками (элементами), кабельной инфраструктурой, оборудованием, лицензией.
Согласно п. 6.2 Технического задания в работы по обслуживанию пульта управления и пультового оборудования входят - обслуживание (настройка при необходимости) пульта управления и пультового оборудования ТСЦО, в том числе замена основных и запасных частей в случае поломки или утраты работоспособности пультового оборудования (в том числе компьютер) за счёт средств Исполнителя.
Согласно п. 6.3 текущий ремонт технических средств оповещения является неплановым и включает в себя работы по восстановлению их работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления отдельных составных блоков (элементов), с использованием запасных частей, инструментов и принадлежностей (далее - ЗИП). Для текущего ремонта технических средств оповещения используются одиночные и/или групповые комплекты ЗИП, закупаемые Исполнителем.
Комиссия считает, что при наличии требований по поставке запасных частей в приложениях к Техническому заданию должен быть приведен перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках текущего обслуживания и ремонта, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на оборудование, для которых они применяются.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что какой-либо перечень запасных частей, расходных материалов, подлежащих замене, ремонту в извещении о закупке, в том числе в приложении к проекту контракта отсутствует, а также не указана цена запчастей в составе от суммы контракта. Также отсутствует указание, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении об осуществлении закупки надлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так как выявленные нарушения являются существенными и могут привести к изменению объекта закупки, объема оказываемых услуг и начально максимальной цены контракта Комиссией принято решение о выдачи предписания об аннулировании закупки.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Руководствуясь ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скайлайт энерджи" на действия Заказчика - МУ "Центр материально-технического обеспечения" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по эксплуатационно-техническому сопровождению и развитию муниципального сегмента территориальной системы централизованного оповещения (ТСЦО) Муниципального образования г. Лабытнанги, начальная (максимальная) цена контракта - 3 852 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000562), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица, разместившего в единой информационной системе информацию и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе о необходимости представить в срок до 10.01.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация для уведомлений должностного лица);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- - заверенную копию титульного листа информационного сообщения о проведении электронного аукциона для торгов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц -назначается на 15.01.2024 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 декабря 2023 г. N 089/06/33-1021/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023