Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "Экодом" на действия заказчика ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении электронного аукциона на содержание автомобильных дорог (Абатский, Бердюжский, Викуловский, Голышмановский, Ишимский, Казанский, Сладковский, Сорокинский районы) (реестровый номер закупки 0167200003423008939),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Экодом" на действия заказчика ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении электронного аукциона на Содержание автомобильных дорог (Абатский, Бердюжский, Викуловский, Голышмановский, Ишимский, Казанский, Сладковский, Сорокинский районы).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе указывает следующие доводы:
Первый довод. Пункт 1.2 требований к содержанию, составу заявки при наличии еще нескольких требований, не содержит пояснения о необходимости предоставления всей указанной информации или необходимо предоставить один документ на выбор поставщика.
Второй довод. Пунктом 2.31 предусмотрено, что подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30 % от цены контракта, тем самым заказчик необоснованно ограничивает право подрядчика на привлечение субподрядчиков. В свою очередь, аукционная документация не содержит требования о подобного рода ограничениях, наложенных на подрядчика.
Третий довод. Строительство автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта относится к виду работ, на которые требуется свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Однако данное требование отсутствует в документах заказчика, несмотря на то, что согласно аукционной документации выполняемые работы относятся к ремонту автомобильных дорог общего пользования. Проект государственного контракта также не содержит требования о предоставлении участником закупки сведений, выданных саморегулируемой организацией.
Четвертый довод. Заказчиком установлено обеспечение исполнения договора в размере 10% от начальной (максимальной) цены договора, которое ограничивает круг потенциальных участников аукциона, не соответствует целям и задачам законодательства о защите конкуренции. Поскольку цена договора составляет 1 107 470 058,07 рублей, то размер обеспечения исполнения договора для данного аукциона составляет - 110 747 005,80 рублей. Предоставление обеспечения исполнения договора посредством внесения денежных средств в связи со значительным размером исключено, получить безотзывную независимую гарантию достаточно проблематично.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя обосновывающие позицию по делу, представители заказчика и уполномоченного органа просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на содержание автомобильных дорог (Абатский, Бердюжский, Викуловский, Голышмановский, Ишимский, Казанский, Сладковский, Сорокинский районы), с начальной (максимальной) ценой контракта 461 998 490,63 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог".
Информация об электронном аукционе была размещена 30.11.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423008939.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.rts-tender.ru
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ".
Согласно системному толкованию указанных положений законодательства о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, в том числе и дополнительным требованиям которые предъявляются к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 для целей настоящего постановления установлено, что если приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 предусмотрено, что исполнителям контрактов, предусматривающих в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа CMП, COHKO, устанавливается обязанность привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа CMП, COHKO в объеме не менее 5 процентов от цены контракта. Такое требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией установлено пунктом 4 извещения об осуществлении закупки, следовательно, указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По третьему доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена необходимость членства в саморегулируемых организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Отсылки к подобному членству лица, в случае выполнения работ по содержанию автодорог, указанная статья кодекса не содержит.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По четвертому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Указанный довод подателя жалобы не соответствует действительности, а именно, требование обеспечения исполнения контракта в размере 10 % установлено заказчиком согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в пункте 9.3 проекта государственного контракта.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведенной в полном объеме внеплановой проверки, не ограничиваясь доводами жалобы заявителя на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Экодом" на действия заказчика ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении электронного аукциона на Содержание автомобильных дорог (Абатский, Бердюжский, Викуловский, Голышмановский, Ишимский, Казанский, Сладковский, Сорокинский районы) (реестровый номер закупки 0167200003423008939) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 декабря 2023 г. N 072/06/44/257/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023