Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 08.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок N 0345200015723000104 на поставка манометров и датчиков давления для нужд котельной ГБУ ЛО "Центр "Молодежный".
Начальная (максимальная) цена контракта: 83 010,00 рублей.
По результатам закупки между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0345200015723000104 от 23.08.2023 (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 54 970,00 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.12.2023, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.1 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом выявила, что согласно п. 1.1. Контракта 1.1. Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно Заказчику манометры и датчики давления в количестве, ассортименте и качестве согласно Спецификации (Приложение N 2) (далее - "товар") в установленный Контрактом срок, в соответствии требованиями, установленными в Описании объекта закупки (Приложение N 1), а Заказчик обязуется обеспечить его оплату.
Согласно Контракта:
- 1.6. Место поставки товара указано в Описании объекта закупки (Приложение N 1)
- 4.1. Поставка товара должна быть осуществлена, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
Поставка осуществляется в рабочие дни (понедельник-пятница) в период с 10:00-16:00 (по местному времени Заказчика).
В обязанности Поставщика входит:
- 3.4.1. Своими силами поставить товар, выполнить погрузочно-разгрузочные работы в сроки, предусмотренные Контрактом;
- 3.4.2. Доставить товар за свой счет, а также представить все принадлежности и документы (техническую документацию), относящиеся к товару (сертификаты, декларации о соответствии, санитарно-эпидемиологические заключения и иные документы, обязательные для данного вида товара, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации). В случае если товары, поставляемые в рамках Контракта, произведены за пределами Российской Федерации, Поставщик обязуется документально подтвердить Заказчику, что товары выпущены в свободное обращение на территории Российской Федерации;
- 3.4.3. Передать Заказчику товары надлежащего качества, в количестве, ассортименте и комплектации согласно Спецификации (Приложение N 2). По требованию Заказчика за свой счет в срок, согласованный с Заказчиком, произвести замену товара ненадлежащего качества, количества, ассортимента или комплектации;
- 3.4.4. Соблюдать пропускной и внутриобъектовый режим Заказчика;
- 3.4.5. Предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
- 3.4.6. Возвратить сумму излишне полученных денежных средств в случае установления контролирующими органами фактов оплаты Заказчиком товаров сверх фактически поставленного количества товаров;
- 3.4.7. Выполнять иные обязанности, предусмотренные Контрактом.
Согласно п. 5.3. Контракта Поставщик в течение 1 (одного) рабочего дня после поставки товара формирует с использованием единой информационной системы (далее - "ЕИС"), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке в соответствии с едиными формами документов, установленных Правительством Российской Федерации, который должен содержать:
(а) включенные в Контракт идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара информацию о Поставщике, единицу измерения поставленного товара;
(б) наименование поставленного товара;
(в) наименование страны происхождения поставленного товара;
(г) информацию о количестве поставленного товара;
(д) стоимость исполненных Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара;
Далее по п. 5.6. Контракта в срок не позднее 20 (Двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
(а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
(б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
На основании п. 5.9. Контракта при обнаружении некачественности, некомплектности, недостачи Товаров Заказчик уведомляет Поставщика. Представитель Поставщика обязан явиться для участия в приемке Товаров в течение 1 (одного) рабочего дня с момента направления Заказчиком уведомления, указанного в настоящем подпункте Контракта, либо Поставщик в течение не более 1 (Одного) календарных дней с момента уведомления Заказчиком обязуется за свой счет допоставить, доукомплектовать или заменить Товары.
В виду п. 12.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до "31" декабря 2023 года (включительно), а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Приложениями к Контракту является:
Приложение N 1 "Описание объекта закупки";
Приложение N 2 "Спецификация";
Полное описание Товара указаны в Спецификации (Приложение N1) и с учетом Дополнительного соглашения Заказчик нуждался в:
N п/п |
Наименование товара (включая ассортимент и комплектацию товара), наименование страны происхождения товара |
Ед. изм. |
Количество |
Цена единицы (с учетом НДС), в руб. |
Сумма (с учетом НДС), в руб. |
1 |
Манометр ТМ-5 (0-0,4-МРа) G1/2 |
Шт. |
5 |
1291,31 |
6456,55 |
2 |
Манометр ТМ-5 (0-0,6-МРа) G1/2 |
Шт. |
4 |
1291,31 |
5165,24 |
3 |
Манометр ТМ-520 (0-1,0-МРа) G1/2 виброустойчивый, гидрозаполнение глицерин |
Шт. |
2 |
2635,59 |
5271,18 |
4 |
Датчик Д21К1-1-02 |
Шт. |
2 |
6953,20 |
13906,40 |
5 |
Датчик РКС1 |
Шт. |
2 |
5628,78 |
11257,56 |
6 |
Датчик РКС1 |
Шт. |
1 |
5628,77 |
5628,77 |
7 |
Датчик ДЭМ202-1-02-1 |
Шт. |
1 |
7284,30 |
7284,30 |
|
Итого |
54 970,00 |
Согласно п. 6 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) Товар, передаваемый Поставщиком Покупателю, должен быть надлежащего качества, Поставщик в день поставки (передачи) Товара передает Покупателю следующие документы: - гарантийные талоны, сертификаты, технические паспорта, инструкции по применению (монтажу), сертификаты качества (декларации о соответствии) на Товар, требования к наличию и оформлению которых установлены нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Каждое средство измерений должно поставляться с эксплуатационной документацией:
- свидетельство о поверке СИ (на каждый экземпляр СИ), допускается первичную поверку СИ удостоверять знаком поверки в паспорте (формуляре) СИ;
- сведения о поверке (выписка) в Федеральном информационном фонде (на каждый экземпляр СИ);
- паспорт (формуляр) СИ (на каждый экземпляр СИ);
- свидетельство об утверждении типа, описание типа (на комплект);
- руководство по эксплуатации (на каждый экземпляр СИ).
Маркировка товара должна содержать: наименование изделия, наименование фирмы изготовителя, место нахождения и адрес изготовителя, дату выпуска и гарантийный срок службы. Маркировка упаковки должна строго соответствовать маркировке товара.
Упаковка должна обеспечивать сохранность Товара при транспортировке и погрузо-разгрузочных работах к месту поставки.
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, а также приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах поставляемого товара.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 05.12.2023 в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно Предпринимателем нарушены существенные условия Контракта такие как сроки, объем, качество, позднее поставленный товара, соответствовал лишь частично требованиям Контракта.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами.
23.08.2023 стороны заключили Контракт.
Контрактом предусмотрено, что поставка товара осуществляется в 30 дней, то есть до 25.09.2023 включительно.
В нарушении принятых на себя обязательств, Поставщик осуществил доставку Товара 26.09.2023 с нарушениями сроков исполнения и в отсутствии документации согласно требованиям Контракта.
Так Поставщик 26.09.2023 направил неверно оформленные документы, а именно:
- универсальный передаточный документ (счет-фактура N 1377 от 30.08.2023) содержит не верную информацию о Заказчике и Поставщике;
- накладная от 10.10.2023 содержит не верную информацию о Поставщике. В ней не указана комплектность и названия поставляемого товара.
- счет N 4905 от 21.08.23 содержит не верную информацию о Заказчике и Поставщике. - свидетельство об утверждении типа средств измерений на манометры от 31.07.2023 не заверено надлежащим образом. Срок действия документа истек. (Действителен до 12.10.2023).
- отсутствует технический паспорт на датчик ДЭМ202-1-02-1. Датчики РКС-1 в количестве 3шт и датчик ДЭМ202-1-02-1 не были приняты Покупателем, поскольку: - датчик N29894. Дата выпуска 08.1983. Гарантийный срок эксплуатации прибора - 24 месяца со дня вводя его в эксплуатацию (истек). Гарантийный срок хранения прибора - 6 месяцев со дня его изготовления (истек); - датчик N 503830. Дата выпуска 05.1987. Гарантийный срок эксплуатации прибора - 30 месяцев со дня вводя его в эксплуатацию (истек). Гарантийный срок хранения прибора - 6 месяцев со дня его изготовления (истек); - датчик N 68629. Дата выпуска 01.1983. Гарантийный срок эксплуатации прибора - 24 месяца со дня вводя его в эксплуатацию (истек). Гарантийный срок хранения прибора - 6 месяцев со дня его изготовления (истек). - датчик ДЭМ202-1-02-1 поставлен без упаковки. На датчике присутствуют следы царапин на корпусе, что свидетельствует о его эксплуатации. Отсутствует технический паспорт на датчик ДЭМ202-1-02-1.
Таким образом, доставленные Поставщиком Товары не подлежали приемки Покупателем.
Заказчик направил мотивированный отказ от приемки Товара N ИСХ-1407/2023 от 16.10.2023.
18.10.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию о выплате неустойки (штраф, пени) в связи с неисполнением обязательств по Контракту.
Из материалов дела следует, что Участник замену Товара не производил, но дополнительно прислал документы, в результате чего 01.12.2023 по счету-фактуре N 1143 Товар частично принят Заказчиком: всего наименований 4, на сумму 30 799,37 руб. Датчик Д21К1-1-02 НФ-00001930 2 шт. Манометр ТМ-520 (0-1,0-МРа) G1/2 виброустойчивый, гидрозаполнение глицерин НФ 00001928 2 шт. Манометр ТМ-5 (0-0,6-МРа) G1/2 НФ-00001927 4 шт. Манометр ТМ-5 (0-0,4-МРа) G1/2 НФ-00001926 5 шт.
Из Протокола заседания комиссии по приемке товара (повторной) от 04.12.2023 следует:
05.12.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика перерасчет неустойки (штраф, пени) в связи с неисполнением обязательств по контракту. Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) составила 2 877 руб. 76 коп, оплата не произведена.
05.12.2023 Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке в связи с грубым нарушением Поставщиком условий Контракта, неисполнением принятых на себя обязательств.
Заказчик пошел на встречу Поставщику и предоставил дополнительных два месяца на поставку необходимого Товара.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта -05.12.2023, разместил решение в Единой Информационной системе, получено Участником 08.12.2023 16:41 (МСК) (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=3654216).
Из письменных и устных объяснений Участника, следует, что он не согласен с принятым решением Заказчика, просит не включать Участника в РНП, основные доводы при этом сводятся к следующему:
1) В действиях Исполнителя отсутствует недобросовестное поведение поскольку поставка приборов с датой изготовления ранее чем 12 месяцев на момент поставки невозможна по причине того, что данные приборы уже не производятся, но, тем не менее, дата выпуска никак не влияет на их технические способности - приборы новые, ранее не эксплуатировались, а качество приборов проверено временем;
2) Участник считает, что частичное исполнение Контракта является безусловным доказательством его добросовестности, кроме того у него имеются исполненные контракты по иным закупкам.
В момент заседания Комиссия Ленинградского УФАС считала необходимым уточнить следующие вопросы у Участника: "Приостанавливалось ли поставка товара по Контракту в связи с выявлением препятствий (сложностей) имеются ли другие документы о них, обращался ли в органы для признания обстоятельств форс-мажором?", представитель Участника пояснил, что обязательства по Контракту не приостанавливались, иных документов в настоящее время у него не имеется.
Из письменных и устных пояснений представителя Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств:
- Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу, поскольку при сроке поставки в 30 дней, фактически предоставлял дополнительный срок для поставки товара в 2 месяца, обязательства оказались не выполненными, односторонний отказ принят лишь 05.12.2023, взаимодействовать с Исполнителем после расторжения Контракта он не имеет права, принимать товар не советующий Контракту не могло быть осуществлено;
- Заказчик просил обратить внимание, что нуждался в качественном и своевременном товаре, поскольку датчики необходимы для нормального функционирования котельной Заказчика, учитывая текущий зимний (отопительный) период, при этом большая часть работы центра связана с проектами для детей, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контракта, вместе с тем, действия (бездействие) Предпринимателя привело к тому, что Заказчику в экстренном порядке необходимо искать нового поставщика.
Недобросовестные действия Поставщика в рамках исполнения Контракта, ставит вопрос работы котельной, в связи с чем считает меру в виде включения в РНП соразмерной.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не принимает аргументы Участника о том, что односторонний отказ является неправомерным (Ленинградское УФАС не наделено полномочиями оценки правомерности/неправомерности его принятия), а на дату заседания оно не было отменено в судебном порядке и не обжаловалось.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения исключительно добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) Ссылки Участника на то, что неисполнение обязательств в срок и в объемах произошло из-за того, что данный товар не выпускается, не могут являться для Комиссии доказательством добросовестности Участника, поскольку подписав Контракт, Предприниматель согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями Контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В результате чего, Комиссия не может принять аргумент Участника, поскольку весь объем и сроки поставки были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с предпринимательскими рисками.
Комиссия не принимает указанный довод в том числе потому, что в случае, если бы действительно на территории России, и в частности Ленинградской области невозможно поставить Товар, все государственные и муниципальные контракты с аналогичным предметом закупки были бы неисполненные. Однако в реестре контрактов ЕИС имеются сведения о исполнении подобных контрактов.
Также, Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, писем о приостановке с надлежащим доказательством уведомления Заказчика не представлено.
Кроме того, Участник данный довод озвучил без соответствующих подтверждающих документов, а также не пояснил каким образом он заключал Контракт, если товара не было в производстве с 80-х годов (исходя из поставленных Заказчику датчиков).
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством простой констатации невозможности приобретения товара без соответствующих подтверждающих документов, что ведет к формальному освобождению лица, не исполнившему обязательства от санкций, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, доводы Участника о том, что в настоящем деле возникли форс-мажорные обстоятельства (связанные с прекращением производства товара), которые не позволили исполнить обязательства по Контракту не могут быть приняты во внимание.
Участник в материалы дела не представил документальных подтверждений наличия причинно-следственной связи по неисполнению обязательств для того чтобы считать ситуацию форс-мажорной для данного Контракта.
В соответствии с подпунктом "Н" пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и пунктом 2.1. Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), утвержденного постановлением Правления ТПП России от 23 декабря 2015 года N173-14, свидетельствование обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции ТПП России.
Из материалов дела следует, что в Торгово-промышленную палату о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по запросу Участник не обращался (подобное решение в адрес Участника ТПП не выдавалось).
Контракт заключен еще 23.08.2023, а товара принято на 30 799,37 рублей при стоимости Контракта 54 970,00 рублей, то есть Участник не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него, а доводы, основанные лишь на том, что "Участник пытался исполнить обязательства" и "товар проверен временем", подлежат отклонению.
3) Довод Участника о том, что он является надежным исполнителем на рынке, а также ссылки на реестр исполненных контрактов, не может служить основанием для признания его действий в рамках исполнения данного Контракта добросовестными.
Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках определенных договорных отношений с Заказчиком.
Ввиду чего, Комиссия не принимает аргумент Участника о выполнении работ, оказании услуг, поставке товара по другим ранее заключенным контрактам, ввиду того, что они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
4) По аргументу Участника об отсутствии умысла сорвать Контракта в связи с частичным исполнением Контракта, Комиссия отмечает следующее.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Анализ всех вышеуказанных действий Участника, в рамках принятых на себя Контрактом обязательств, не позволяет Комиссии сделать вывод о какой-либо заботливости и осмотрительности с его стороны.
Факт того, что Товар частично был привезен на территорию Заказчика и принят им, не является основанием для неприменения меры ответственности в виде включения сведений об Исполнителе в РНП, поскольку согласно Спецификации, Заказчик нуждается в полном наименовании товара.
Комиссия в каждом деле исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% обязательств, привезенная часть товара не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта, поскольку Заказчик нуждается в поставке всего товара, для чего и заключался Контракт, а не в исполнении Участником Контракта в какой-либо части.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности для Участника посредством частичного исполнения Контракта, а также формальному самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны Контракта, что в конечном счете не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Комиссия также подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, что не способствовало учету интересов контрагента, в данном случае Заказчика.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта, то следует признать подобные действия недобросовестными, с учетом того, что Участник не оплатил штрафные санкции.
5) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что товар в обозначенные сроки и в полном объеме не был поставлен Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в поставке товара, нанесен ущерб, в виде невозможность надлежащей работы котельной, с учетом того, что Заказчик осуществляет работу с детьми в отопительный сезон, что негативно отражается на функционировании Заказчика, затрудняя выполнение задач.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП ВЕНГУРА ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 декабря 2023 г. N 047/06/104-4322/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023