Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медтрейд" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Щёлковский перинатальный центр" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования (лот 1) (извещение N 0348500001023000191 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положение извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 07.12.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 900 200,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 15.12.2023;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Описания объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в пункте 2.8 Описания объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"Специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца. Наличие у инженеров Исполнителя сертификатов на право проведения ремонтов оборудования Philips, Mindray, Drager, Samsung, Polyomed, GE, Karl Storz, Fresenius".
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования (лот 1).
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с пунктом 2.8 описание объекта закупки Заказчик установил требования к обязательному наличию у Исполнителя сертифицированных инженеров на право проведения ремонтов оборудования Philips, Mindray, Drager, Samsung, Polyomed, GE, Karl Storz, Fresenius с сертификатами от фирмы производителя. Оборудование, указанных выше производителей, подлежит ремонту, что в свою очередь предполагает более детальных, специализированных знаний в данной области.
Также, обращаем внимание, сертификаты от фирмы производителя требуются на высокотехнологичное оборудование.
В проекте Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции" от 1 ноября 2012 года дано следующее определение инновационной продукции: "К инновационной продукции относятся товары, работы и услуги, основу которых составляют результаты интеллектуальной деятельности, права на использование которых принадлежат производителю, и удовлетворяющих одному из следующих критериев: - использование в продукции в течение последних трех лет научно-технических и (или) технологических решений, значительно улучшающих или создающих новые потребительские свойства; - более высокая (в сравнении с существующими аналогами) экономическая и (или) экологическая эффективность на стадиях жизненного цикла продукции". Через определение продукции инновационной деятельности в этом же документе дается определение высокотехнологичной продукции: "К высокотехнологичной продукции относится инновационная продукция, при производстве которой используются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и (или) перечню критических технологий страны".
Учитывая изложенное, требования, установленные в документации о закупке, обусловлены потребностью Заказчика в надлежащей работе оборудования, что предусмотрено технической документацией к указанному медицинскому оборудованию, например: Страница 75-76 инструкции по эксплуатации 20 5352 20-11x AUTOCONR II 400 Техническое обслуживание, ремонт неисправных приборов может выполняться только уполномоченными фирмой KARL STORZ лицами с использованием оригинальных деталей фирмы KARL STORZ".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования о наличии у Исполнителя сертифицированных инженеров на право проведения ремонтов оборудования не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил документов и сведений, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) В пункте 1.1 Описания объекта закупки Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Техническое обслуживание медицинского оборудования проводится Исполнителем при наличии:
- Действующих удостоверений о допуске к работе в электроустановках с напряжением четвертой группы в соответствии с ПУЭ (два инженера)".
В пункте 3.1 Описания объекта закупки установлено:
"- Действующих удостоверений о допуске к работе в электроустановках с напряжением четвертой группы в соответствии с ПУЭ (два инженера)"
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заказчик является многопрофильным медицинским учреждением стационарного типа, который работает круглосуточно 7 дней в неделю, 365 дней в году и оказывает высокотехнологичную помощь по всем вопросам репродуктивного здоровья. Таким образом, данное требование является очень важным для Заказчика и, напрямую связано с бесперебойной работой оборудования. Как показала практика, с таким объемом работ, один человек не справится".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положений Описания объекта закупки подобным образом не вводят участников закупки в заблуждение и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил документов и сведений, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3) В соответствии с пунктом 2.7 Описания объекта закупки Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Привлечение Исполнителем третьих лиц для выполнения обязательств по обслуживанию оборудования, при наличии соответствующих разрешающих документов, допускается с предварительным уведомлением Заказчика".
Комиссией установлено, что в проекте Контракта в обязанности Исполнителя входит:
"5.4.1. В соответствии с условиями Контракта оказать услуги лично в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Техническое задание является определяющим потребность Заказчика документом. Оно допускает использование субподряда.
Проект договора, в силу технических причин (умный контракт) является типовым проектом и в рамках заключения Государственного контракта может быть и должен быть скорректирован, предмета для жалобы не видим".
Изучив положения Описания объекта закупки, проект Контракта, а также возражения Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к исполнителю подобным образом не вводят участников закупки в заблуждение и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен перечень запасных частей для технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1) Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении N 3 к Описанию объекта закупки установлены функциональные характеристики для запасных частей, в том числе для "Привод в сборе (Fan, Compl) в черном пластиковом корпусе" установлено, в том числе следующее:
"Состоит из:
1. Diaphragm, Cup 1шт 2600650
2 Diaphragm, piston 1 шт 2600651
3 cable harness incr. Transducer 1шт 8603143
4 cable harness light barrier 1шт 8603147
5 spare part motor 1шт 8603900
6 toroidal sealing ring 1шт G60337
7 o-ring seal 1 шт M13142
8 angle connection 1 шт M30953
9 thrust collar 4, black 1 шт M30963
10 cable harness light barrier 1 шт 8603338".
Комиссия приходит к выводу, что из установленного перечня не является возможным определить, какие товары необходимы к поставке.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления перечня запасных частей для технического обслуживания и ремонта подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2) В приложении N 3 к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены требования для товара "Датчик кислорода", для показателя "Выходное напряжение" установлено значение "Примерно 12,0"; для показателя "Вес" установлено значение "Приблизительно 25".
Комиссия приходит к выводу, что установление характеристик товара с использованием слов "Примерно", "Приблизительно" не позволяет определить конкретную потребность Заказчика, вводит участников закупки в заблуждение, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно указан товарный знак для товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно Приложению N 4 к Описанию объекта закупки "Перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию", Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Стойка эндоскопическая с набором инструментов и морцеллятором Вариант 1 Наименование товара: Стойка эндоскопическая с набором инструментов и морцеллятором Товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) Отсутствует Производитель: "Карл Шторц ГмбХ и Ко. КГ" / "мтп медикал техникал промоушн гмбх" / "БОВА-электроник ГмбХ & Ко.КГ" Страна происхождения товара: Германия (Швейцария) Вариант 2 Наименование товара: Стойка эндоскопическая с набором инструментов и морцеллятором Товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) Отсутствует Производитель (Страна происхождения товара): "Карл Шторц ГмбХ и Ко. КГ" (Германия (Швейцария)) / "мтп медикал техникал промоушн гмбх" (Германия) / "БОВА-электроник ГмбХ & Ко.КГ" (Германия) / ООО "Научно-производственная Компания "АЗИМУТ" (Россия)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В приложении 4 "Перечень оборудования подлежащего техническому обслуживанию" указан список оборудования согласно инвентарных ведомостей о приходе оборудования в ЛПУ. Т.е это список оборудования, которые мы хотим обслужить. Данный список не имеет отношения к товарным знакам поставляемого товара. Обращаем внимание, что объект закупки - техническое обслуживание и ремонт медицинской техники, а не поставка товара".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положений Приложения N 4 к Описанию объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки установлено, в том числе следующее:
"а) с учетом положений части 2, статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования (лот 1).
Кроме того, в извещении Заказчиком установлен код ОКПД2 33.12.20.000 "Услуги по монтажу прочих металлоизделий, кроме машин и оборудования".
При этом учитывая, что объектом закупки является техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, а также, что в рамках оказания услуг по государственному контракту товары не передаются Заказчику по товарной накладной и не принимаются к бухгалтерскому учету Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе при техническом обслуживании и ремонте медицинского оборудования противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтрейд" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела от 20.12.2023 N 050/06/105-48410/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 декабря 2023 г. N 050/06/105-48410/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023