Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок или Комиссия контрольного органа), рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, руководствуясь с пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
и в результате рассмотрения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) доводов жалобы общества с ограниченной ответственностью "Стоун" (ИНН 5403041915) (далее - ООО "Стоун", Общество, Заявитель) на действия Заказчика - Казённого учреждения Ненецкого автономного округа "Аппарат по обеспечению деятельности Уполномоченных и Общественной палаты НАО" (далее - Заказчик, казенное учреждение) при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки "Поставка Сервера" (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка)
а также исходя из сведений, на которую поступила жалоба:
1) Извещение о проведении открытого электронного аукциона в электронной форме "Поставка Сервера" (Извещение N 0884200001123000004) размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 10.12.2023;
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 911 607, 67 Российский рубль;
3) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый аукцион в электронной форм;
4) Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.12.2023;
5) Разъяснения положений извещения об осуществления закупки от 14.12.2023 и от 15.12.2023 - размещены в ЕИС от 14.12.2023 (17:01 МСК) и от 15.12.2023 (18:05 МСК);
6) Согласно сведений об итогах закупки подана 1 заявка с идентификационным номером заявки 18 с предложением цены контракта 911 607,67 руб., электронная процедура признана несостоявшейся;
7) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.12. 2023, дата размещения в ЕИС - 19.12.2023 (22:55 МСК);
в присутствии представителей Заказчика, действующих на основании доверенности от 20.12.2023; в отсутствии законного представителя Заявителя, в надлежащем порядке уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела,
при проведении проверки и рассмотрении дела Комиссия контрольного органа в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В Ненецкое УФАС России в отношении объекта закупки N 0884200001123000004 поступила жалоба, в содержании которой Заявителем указано о том, что Заказчиком нарушены принципы применения национального режима в отношении рассматриваемого предмета закупки, поскольку Заказчик в извещении не предусмотрел установленный запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые, по его мнению, повлекли нарушение статьи 14 Закона о контрактной системе. Кроме того, заказчиком установлено требование в части "о наличии сайта у Поставщика", "о наличии у Поставщика сервисного центра", что противоречит нормам части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с установленными основаниями поступившая жалоба Заявителя Комиссией контрольного органа в сфере закупок рассматривается в пределах вышеизложенных оснований, пояснений сторон и представленных письменных документов.
Законным представителем Заявителя до начала заседания Комиссии контрольного органа в обоснование своих доводов по жалобе иных письменных документов не представлено.
Заказчик, представивший в контрольный орган письменное пояснение (рег. номер 2698-ЭП/2023 от 21.12.2023) с приложением дополнительных доказательств в виде: заявки участника закупки за N 18; предложений участника закупки в соответствии с описанием объекта закупки; сведений, содержащихся в записи о программном обеспечении, включенном в реестр российского программного обеспечения; выписки из реестра российской промышленной продукции; заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а также на основании других письменных документов, представленных в отношении участника закупки.
В заседании Комиссии контрольного органа Заказчик обосновал свою позицию о не согласии с доводами жалобы Заявителя. Заказчик считает, что он вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона соответствующие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям, необходимые для выполнения требуемых ему функций в деятельности казённого учреждения. Кроме того, по его мнению, Заявитель не был заинтересован в данной закупке, его интерес к объекту закупки исходит из иных оснований, поскольку по ранее проведенным Заказчикам закупок ООО "Стоун" свои жалобы обосновал без участия в торгах.
Комиссия контрольного органа в сфере закупок, проверив изложенные доводы в жалобе Заявителя, с учетом представленных письменных позиций Заказчика, пояснений представителей Заявителя и Заказчика, при принятии решения по существу жалобы исходит из следующих оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 15 части 1 которой предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статья 43 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика.
Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с Извещением Заказчиком приобретается сервер с программным обеспечением, без которого использования серверного оборудования невозможно в рамках исполнения функций, возложенных на Заказчика. Закупаемый товар является технологически и функционально связанным между собой и должен рассматриваться как единый комплекс, с соблюдением требований гражданского законодательства РФ.
Данный товар включен в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Комиссией контрольного органа установлено, исходя из содержания извещения и технического задания, являющемуся неотъемлемой частью извещения в силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлено ограничение согласно Постановлению Правительства N 878 и запрет согласно Постановлению N 1236.
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что комиссией при осуществлению закупки Заказчика изложенные общие правовые положения, предусмотренные Законом о контрактной системе, соблюдены и при подведении итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.12.2023, размещенного в ЕИС 19.12.2023, рассмотрена единственная заявка участника закупки с идентификационным номером 18, которая соответствует требованиям, установленным в Извещении об осуществлении закупки и по результатам подведения итогов определения поставщика данный участник закупки правомерно признан победителем электронного аукциона.
В части нарушений положений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика Комиссии антимонопольного органа отмечает.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно письменным пояснениям Заказчика: "наличие сайта у Поставщика, сервисного центра необходимо для оперативного реагирования и обслуживания Заказчика в случае выхода из строя дорогостоящего и технологически сложного товара и для минимизации рисков длительных простоев в работе, учитывая неразвитость транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа и территориальную удаленность от центральных районов РФ. Более того, закупаемый сервис с программным обеспечением должен обеспечивать деятельность 4 юридических лиц, осуществляющих социально значимую и государственную важную деятельность в Ненецком автономном округе".
В рассматриваемом случае включение в техническое задание требования к поставщику товара обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.
В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
В силу изложенных оснований, Комиссия Ненецкого УФАС России, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Жалобу ООО "Стоун" на действия Заказчика - Казённого учреждения Ненецкого автономного округа "Аппарат по обеспечению деятельности Уполномоченных и Общественной палаты НАО" при проведении открытого электронного аукциона по наименованию объекта закупки "Поставка Сервера" (Извещение N0884200001123000004) признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 22 декабря 2023 г. N 083/06/106-27/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023