Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.1.- 7.2., 7.4.-7.6, 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) по результатам рассмотрения изложенных в жалобе общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия "Омега" (далее - ООО ЧОП "Омега"", Общество, Заявитель) сведений и осуществления по данной жалобе внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, ввиду передачи в порядке подведомственности обращения, в отношении действий (бездействий) Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени РИ. Батмановой" при проведении открытого конкурса в электронной форме в отношении наименования объекта закупки "Оказание услуг по охране объектов ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница" (Извещение N 0184200000623001342 от 29.11.2023) (далее - открытый конкурс, закупка),
в присутствии представителей Уполномоченного органа, действующих на основании распоряжения от 27.11.2023 N 4677-лс и доверенности от 26.12.2023; в присутствии представителя Заявителя, действующего на основании доверенности от 01.12.2023,
УСТАНОВИЛА:
В Ненецкое УФАС России в отношении объекта закупки N 0184200000623001342 поступившая жалоба зарегистрирована 20.12.2023 (рег. номер 2576-ЭП/23). Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом произведен расчет оценок участников Конкурса. Кроме того, Заявитель указывает на ненадлежащим образом установленный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Критерия).
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалоб и проведения внеплановых проверок, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Ненецким УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Под конкурсом понимается конкурентная процедура определения подрядчика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми кроме цены понимается в том числе квалификация такого участника.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержаться, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует, из Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 29.11.2023 Заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие критерии оценки и их величины значимости:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки |
1 |
Цена контракта |
40.00% |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60.00% |
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчиком во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе представлен электронный документ - порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок оценки заявок).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления N 2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
Пунктом 24 Постановления N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом, в силу пункта 35 Постановления N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Как следует, из Порядка оценки заявок, Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках Критерия N 2 использовался показатель - "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Пунктом 25 Постановления N 2604 установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления N 2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с подпунктом а) пункта 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N 2604 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Порядком оценки заявок установлено, что в рамках Показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" Критерия N 2 Заказчиком, Уполномоченным органом использовался детализирующий показатель: наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу пункта 26 Постановления N 2604 оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
При этом, согласно подпунктом б) пункта 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N 2604 оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Постановления N 2604, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Постановления N 2604.
В соответствии с пунктом 20 Постановления N 2604, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" рассчитывается по одной из следующих формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 20 Положения.
При этом, пунктом 18 Постановления N 2604 определено, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
В соответствии с пунктом 21 Постановления N 2604 если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
При этом, как следует из Порядка оценки установленного Заказчиком, Уполномоченным органом по детализирующему показателю установлено - Предельное минимальное значение цены контракта (договора) составляет -20742164,52 (Двадцать миллионов семьсот сорок две тысячи сто шестьдесят четыре) рубля 52 копейки, что в свою очередь составляет 100% от начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что установление подобным образом предельных минимальных значений, не отвечает целям и задачам Закона о контрактной системе, а также не позволяет объективно осуществить процедуру оценки заявок и как следствие, определить лучшие условия исполнения контракта, среди предложений участников, ввиду нижеследующего.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссии, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действии, которые противоречат требованиям указанного федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблении, создание равных условии для участников.
Исходя из буквального толкования пункта 18 Постановления N 2604 указание предельных минимальных или предельных максимальных значений характеристики устанавливается исключительно при однозначной необходимости таких предельных значений.
Вместе с тем, в рамках детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" необходимость указания таких предельных значений отсутствует, более того, установление предельных значений, подобным образом, нивелирует ценовую и неценовую конкуренции между участниками закупки и не позволяет выявить лучшие условия выполнения работ.
Пример N 1:
На участие в Конкурсе подано 2 (две) заявки, содержащие следующее предложение:
Номер заявки: |
Цена контракта: |
Предложение о цене контракта: |
Квалификация по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" |
1 |
20742164,52 руб. |
20742164,52 руб. |
20742164,53 рублей |
2 |
20742164,52 руб. |
20742164,49 рублей |
Таким образом, в соответствии с установленной формулой и предельных минимальных значений баллы между участниками (имеющими разницу в наибольшей цене одного из исполненных участником закупки договоров - 4 рубля) распределятся следующим образом:
Номер заявки: |
Количество баллов по детализирующему показателю |
1 |
100 |
2 |
0 |
Следует отметить, что при наличии у участника закупки опыта выполнения работ менее чем конкретное установленное Заказчиком, Уполномоченным органом предельное минимальное значение, опыт участника оценивается в 0 баллов, то есть, аналогично отсутствию требуемого опыта. Что приводит к результату, что даже при незначительном различии в опыте выполнения работ, разница в присвоенных баллах будет существенной и, с учетом значимости критерия - 60%, предрешающей исход определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пример N 2
На участие в Конкурсе подано 2 (две) заявки, содержащие следующее предложение:
Номер заявки: |
Цена контракта: |
Предложение о цене контракта: |
Квалификация по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" |
1 |
20742164,52 руб. |
20742164,52 руб. |
0 рублей |
2 |
20742164,52 руб. |
20 742 164,49 рублей |
Таким образом, в соответствии с установленной формулой и предельных минимальных значений баллы между участниками (имеющими значительную разницу в опыте выполнения работы связанного с предметом контракта) распределятся следующим образом:
Номер заявки: |
Количество баллов по детализирующему показателю без учета значимости: |
1 |
0 |
2 |
0 |
То есть, при существенной разнице в опыте выполнения работ между предложениями участников, разницы в присвоенных баллах не будет. Данный факт также не свидетельствует о невозможности объективной оценки заявки, при установлении подобным образом предельных значений, и не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта, поскольку предложение участника, имеющего опыт выполнения работ, приравнивается к предложению участника, который таким опытом не обладает.
Отсутствие доказательств действительной необходимости установления таких предельных значений и принимая во внимание, что применение установленных критериев при оценке квалификации участника, имеющего опыт успешного оказания услуг по охране объектов, с ценой исполненных обязательств незначительно меньшей (99% или менее) начальной (максимальной) цены контракта, приведет к присвоению нуля баллов, что влечет необоснованное ограничение прав потенциальных участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление подобным образом предельных значений не позволяет объективно сопоставить предложения участника Конкурса и определить лучшие условия исполнения контракта, не отвечает принципам обеспечения конкуренции, а также не обеспечивает экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившие предельные минимальные значения по рассматриваемому детализирующему показателю Критерия при отсутствии исключительной необходимости, не соответствует положениям Постановления N 2604 и, как следствие, нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также часть 2 статьи 8, часть 9 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано выше, Заказчиком, Уполномоченным органом по детализирующему показателю критерия N 2 "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлено предельное минимальное значение цены контракта (договора), принимаемых к оценке, равное 20742164,52 рублей, что составляет 100% начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, участник закупки, обладающий сопоставимым опытом выполнения работ более 20% и представивший к оценке контракты/договоры с ценой в размере, например, 4148432,90 рублей (20% от НМЦК), по результатам оценки по данному детализирующему показателю получит "0" баллов.
Учитывая, что в соответствии с установленными в извещении N 0184200000623001342 дополнительными требованиями к участию в конкурсе допускаются участники, обладающие опытом выполненных работ по договору (контракту) с ценой не менее 20% от НМЦК (что составляет 4148432,90 рублей), условие к минимальной стоимости контрактов (договоров), установленное в порядке оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю критерия N 2, а именно 20742164,52 рублей (100% от НМЦК), не соответствует требованиям Положения N 2604, т.к. нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в неравные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых сопоставимы требуемому опыту.
Между тем Комиссия Ненецкого УФАС России отмечает в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе к квалификации участников закупки относится, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В связи с изложенным, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию квалификация участников закупки, в связи с чем довод Заявителя не подлежит рассмотрению Комиссией антимонопольного органа.
При этом Заявитель вправе обжаловать вышеуказанные действия Конкурсной комиссии Заказчика по осуществлению закупок в судебном порядке.
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО ЧОП "ОМЕГА" на действия организатора закупки в лице Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени РИ. Батмановой" при проведении открытого конкурса в электронной форме по наименованию объекта закупки "Оказание услуг по охране объектов ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница" (Извещение N0184200000623001342) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени РИ. Батмановой" при проведении открытого конкурса в электронной форме по наименованию объекта закупки "Оказание услуг по охране объектов ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница" (Извещение N0184200000623001342) нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 42, части 2 статьи 8, часть 9 статьи 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, оператору электронной площадки "РТС-тендер" обязательное для исполнение предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать в установленном порядке материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 26 декабря 2023 г. N 083/06/106-28/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023