На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Опора-Юг" (далее - Заявитель) на действия ОСФР по Республике Башкортостан (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку технических средств реабилитации (специальные средства при нарушениях функций выделения) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0201100003823000541) (далее, соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 16.11.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 68 224 116,30 руб.;
4) источник финансирования - бюджет фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, КБК - 79710030440139570323;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 24.11.2023;
6) В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке.
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями,их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2.1 проекта контракта Извещения установлен срок поставки товара: с даты получения от Заказчика реестра Получателей товара до 31.08.2024.
Из пункта 3.1.3 проекта контракта Извещения следует, что Заказчик обязан в срок не более 2 рабочих дней с даты подписания акта выборочной проверки поставляемого товара, но не ранее 01.01.2024, передать поставщику реестр получателей товара, которым Заказчик выдал направления.
Согласно пункту 3.3.18 проекта контракта Извещения поставщик обязан привлечь к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 25% от цены Контракта.
Пунктом 3.3.24 проекта контракта Извещения установлено, что поставщик обязан предоставить инвалидам или их законным представителям,или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее - Получатель), в пределах административных границ субъектов Российской Федерации право выбора одного из способов получения необходимого к поставке товара:
- по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) Получателя в том числе службой доставки (почтовым отправлением) с документом/уведомлением о вручении, подтверждающим факт доставки товара;
- в стационарных пунктах выдачи, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Пунктом 14.1 проекта контракта Извещения установлен срок поставки товара в субъекты Российской Федерации:
- для Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского федеральных округов - в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу государственного контракта;
- для Уральского и Сибирского федеральных округов - в течение 30 рабочих дней со дня вступления в силу государственного контракта;
- для Дальневосточного федерального округа - в течение 40 рабочих дней со дня вступления в силу государственного контракта;
- для Калининградской области - в течение 60 рабочих дней со дня вступления в силу государственного контракта;
- для иных субъектов Российской Федерации - в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу государственного контракта.
Также пунктом 14.1 проекта контракта Извещения установлено,что с даты получения от Заказчика реестра Получателей товара до 31.08.2024 необходимо поставить 100 % общего объема товаров. При этом срок обеспечения Получателя товаром серийного производства не может превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения поставщиком реестра получателей Товара.
Поставка товара должна быть осуществлена в Российской Федерации по направлениям Отделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по выбору получателем технических средств реабилитации способа получения технического средства реабилитации
- по месту жительства получателя (на условиях DDР) или по месту нахождения поставщика (соисполнителя).
При выборе Получателем способа получения технического средства реабилитации - по месту нахождения поставщика (соисполнителя) в целях удобства Получателей осуществлять выдачу товара в местах, максимально приближенных к месту жительства Получателей, используя для этого филиалы, представительства, обособленные подразделения поставщика (соисполнителя), в оборудованных для этого кабинетах (рабочих местах) в субъектах Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что согласно приложению к описанию объекта закупки, являющемуся неотъемлемой частью Извещения, поставка товара в общем количестве 766 994 шт. осуществляется в сроки от 20 до 60 дней в 71 субъект Российской Федерации.
Изучив описание объекта закупки Извещения, Комиссия пришла к выводу, что объединение Заказчиком в один лот поставки технических средств реабилитации на территории 71 субъекта Российской Федерации приводит к увеличению НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта.
Кроме того, совокупность требований, указанных в описании объекта закупки Извещения, приводит к ограничению количества потенциальных участников Аукциона, поскольку участник закупки, претендующий по ее итогам на заключение государственного контракта, в случае победы должен обладать значительными финансовыми, логистическими, техническими, физическими и организационными ресурсами, необходимыми для организации поставки товара одновременно в 71 субъект Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Извещению к поставке подлежат калоприемники для колостомы закрытые однокомпонентные (далее - Товар) в объеме 766 994 штук.
При этом Заказчиком в описании объекта закупки Извещения установлено требование к 3 типам размера характеристики "максимальные диаметры вырезаемого отверстия" Товара. Вместе с тем в описании объекта закупки Извещения не указано конкретное количество Товара, требуемого к поставке по каждому типу размера.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 25.12.2023 по делу N 23/44/99П31 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2023 г. N 23/44/99П31
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024