На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ" (далее - Заявитель, Заказчик), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях
АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), АО "Тинькофф Банк" (далее - Банк) при проведении Заказчиком, ГКУ "Технический центр департамента культуры города Москвы" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по аренде автомобилей легковых с водителем (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373200138223000384) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки, Банка при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Аукциона в части направления информации о реквизитах специального счета
ИП Шатковского С.И. (далее - Участник Аукциона), и действиями Банка,не осуществившего перевод денежных средств со специального счета Участника Аукциона в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии согласился с доводом обращения Заявителя.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 03.08.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 150 929,60 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства Заказчика;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.08.2023;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 11.08.2023;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
10) победителем Аукциона признан Участник Аукциона с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 985 085,50 руб.;
11) Заказчиком с ООО "ДЖИОЛИ" заключен контракт от 04.09.2023
N 11/01-2023-Д (реестровый номер в ЕИС - 2770731337823000091) (далее - Контракт).
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, операций по блокированию и прекращению блокирования денежных средств в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, перевода в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона о контрактной системе, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Пунктами 3, 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено,что оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе, в течение одного часа в случаях:
1) заключения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимися от заключения контракта;
2) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в связи с его уклонением от заключения контракта.
В силу части 11 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктами 1 - 6 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, прекращает осуществленное в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств на специальном счете (специальных счетах), реквизиты которого (которых) направлены оператором электронной площадки, и направляет информацию о прекращении такого блокирования оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе,банк осуществляет перевод заблокированных в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки.
Статьей 51 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частями 3, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с Законом о контрактной системе, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе признан уклонившимся от заключения контракта.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Аукциона в части направления информации о реквизитах специального счета Участника Аукциона в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, и действиями Банка, не осуществившего перевод денежных средств со специального счета Участника Аукциона в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
В соответствии с Извещением размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 31 509,30 руб.
Комиссией установлено, что согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС (далее - Независимый регистратор), Участником Аукциона 10.08.2023 в 18:35 подана заявка на участие в Аукционе с указанием специального счета 40802810900004929798 (далее - Специальный счет), открытого в Банке.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил о наличии технической ошибки, в связи с некорректной работой программно-аппаратных средств Оператора электронной площадки, в результате чего Оператором электронной площадки в адрес Банка направлен запрос о прекращении блокирования денежных средств на Специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе (далее - Запрос).
Комиссией установлено, что согласно сведениям из Независимого регистратора 05.09.2023 в 11:20 в результате заключения Заказчиком Контракта с ООО "ДЖИОЛИ" в соответствии с положениями статьи 51 Закона о контрактной системе Оператором электронной площадки направлен Запрос.
При этом Банком направлен ответ на Запрос об успешном прекращении блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на Специальном счете 05.09.2023 в 11:21.
Комиссия обращает внимание, что положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено требование о предварительной проверке банком оснований для направления Оператором электронной площадки информации в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Банка, осуществившего прекращение блокирования денежных средств на Специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе соответствуют требованиям, установленным частью 11 статьи 44 Закона о контрактной системе.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 15.08.2023 N ИЭА1 Участник Аукциона признан победителем Аукциона.
Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.08.2023 N ППУ20_1 (далее - Протокол) Участник Аукциона признан уклонившимся от заключения контракта в связи с невыполнением требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Так, комиссией Московского УФАС России на основании поступившего обращения Заказчика проведены контрольные мероприятия по рассмотрению вопроса о включении информации об Участнике Аукциона в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),по результатам которых принято решение от 30.08.2023 по делу
N 077/10/104-11501/2023 (далее - Решение) о включении информации об Участнике Аукциона в Реестр.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям ЕИС информация об Участнике Аукциона включена в Реестр 04.09.2023.
Так, Оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 статьи 44 Закона о контрактной системе в результате наступления случая, предусмотренного пунктом 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, в период с 09.10.2023 по 01.11.2023 неоднократно направлены запросы в Банк на блокирование денежных средств на Специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе (далее - Запросы).
Вместе с тем Комиссией установлено, что в период с 09.10.2023 по 01.11.2023 в ответ на Запросы Банком в адрес Оператора электронной площадки неоднократно направлена информация о невозможности выполнения Запросов, ввиду отсутствия денежных средств на Специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
При этом Комиссия приходит к выводу, что Оператором электронной площадки 05.09.2023 неправомерно направлен Запрос в соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, поскольку в силу Протокола и требований статьи 104 Закона о контрактной системе вопрос о включении информации об Участнике Аукциона в Реестр подлежал рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, направившего в Банк Запрос, противоречат пункту 7 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе и нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так как ранее Банком осуществлено прекращение блокирования денежных средств на Специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, выдать предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе Комиссии не представляется возможным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Признать действия Банка не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Банком осуществлено прекращение блокирования денежных средств на Специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 27.12.2023 по делу
N П-420/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2023 г. N П-420/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024