Резолютивная часть решения оглашена 28 декабря 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 января 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" -
Представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", ИП Тожибаева З.П. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" при проведении открытого конкурса в электронной форме об оказании охранных услуг (номер извещения N 0853500000323010879),
УСТАНОВИЛА:
24.12.2023 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме об оказании охранных услуг (номер извещения N 0853500000323010879) (далее - конкурс).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки, в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Исходя из доводов жалобы следует, что установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует положениям пп. б п. 35 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2604).
В конкурсной документации Заказчик дополнил вышеуказанные положения тем, что под услугами, сопоставимыми с предметом договора, понимается оказание услуг охраны, при которых по одному контракту (договору) количество постов составляет не менее трех и срок исполнения по одному контракту (договору) составляет не менее шести месяцев.
Уполномоченный орган, исходя из письменных пояснений, жалобу просил признать необоснованной, указав, что оспариваемые Заявителем положения и порядок оценки заявок не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации, направлены на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки. Отсутствие опыта работы, в данном случае, не является основанием для отстранения участника закупки.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях Уполномоченного органа, указал что оспариваемые Заявителем положения соответствуют предмету закупки и установлены Заказчиком обоснованно. Так, в рассматриваемом случае, сопоставимым будет являться такое исполнение контракта, которое будет соответствовать установленным Заказчиком в техническом задании и проекте контракта положениям. Так, Техническое задание Заказчика предусматривает оказание охранных услуг в течение 5 месяцев, и предусмотрено количество постов - 13 штук. Устанавливая требования, указанные в критериях о сопоставимости количества постов (не менее 3-х) и срока исполнения аналогичных (сопоставимых) контрактов (не менее 6 месяцев) заказчик стремится по результатам торгов, по результатам оценки наличия опыта у участников, подавших заявку на участие в проводимом конкурсе - выявить наиболее опытного и компетентного исполнителя услуг, который в рамках исполнения заключенного контракта сможет реализовать заявленные Заказчиком требования и обеспечит охрану подведомственных Заказчику помещений (объектов). Также представитель Заказчика указал, что Заявитель лицензией на оказание охранных услуг не обладает, таким образом его права и законные интересы не могут быть затронуты.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы представителя Заказчика, пришла к следующим выводам:
08.12.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме об оказании охранных услуг (номер извещения N 0853500000323010879).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 098 560,00 рублей.
Закупка осуществляется при содействии Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", являющегося Уполномоченным органом в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Оренбургской области с Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2016 г. N 1010-п.
Срок окончания подачи заявок 25.12.2023 г. 11 ч. 00 мин.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.12.2023 г. N ИЭОК1 на участие в закупке подана одна заявка.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с положениями статьи 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Исходя из положений статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной неновой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок. операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с положениями п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, а также согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 2 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 (далее - Положение), "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок;
Пунктом 3 Положения предусмотрено, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Пунктом 35 Положения, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
По смыслу вышеуказанных норм, для участия в конкурсе участнику необходимо иметь опыт исполнения договора (контракта), предусматривающего оказание охранных услуг.
Согласно пункту 13 Приложения N 2 к Положению N 2604 наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки объединены также, как и в пункте 34 приложения к Постановлению N 2571 в одну общую категорию - услуги по обеспечению охраны объектов (территорий).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно пункту 34 раздела VI приложения к Постановлению N 2571 при оказании услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) необходимо наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Следует отметить, что аналогичные требования указаны Заказчиком в извещении о закупке (номер извещения N 0853500000323010879).
Заявитель обжалует установленные в порядке оценки заявок положения, определяющие, что под "_услугами, сопоставимыми с предметом договора, понимается оказание услуг охраны, при которых по одному контракту (договору) количество постов составляет не менее трех и срок исполнения по одному контракту (договору) составляет не менее шести месяцев".
Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав материалы дела, полагает возможным признать доводы Заказчика и Уполномоченного органа относительно того, что опыт оказания охранных услуг по договорам в части срока сопоставим со сроком исполнения контракта, а опыт оказания услуг по количеству постов не завышен относительно запрашиваемому опыту при исполнении контрактов, убедительными. Как следует из материалов дела, Заявитель участия в закупке не принимал, на рассмотрении дела не присутствовал, дополнительных пояснений не представил.
С учетом вышеизложенного, доводы Заявителя, в данном случае, являются несостоятельными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" при проведении открытого конкурса в электронной форме об оказании охранных услуг (номер извещения N 0853500000323010879), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28 декабря 2023 г. N 056/06/106-1343/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024