Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "_" - _, действующего на основании доверенности б/н от 21.02.2023 года (со сроком действия по 31.12.2023 года (включительно);
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - _, действующей на основании доверенности N13-ИВ/1699 от 07.02.2023 года (со сроком действия 1 (один) год); _, действующего на основании доверенности N13-ИВ/17840 от 26.12.2023 года (со сроком действия 1 (один) год);
28 декабря 2023 года рассмотрев в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи обращение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "_", директора общества с ограниченной ответственностью "_" _ на основании приказа Мордовского УФАС России N129/23 от 10.07.2023 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 21 декабря 2023 года посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок поступило обращение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью _ в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N0109100002022000106 на оказание услуг по приему и хранению изъятого по решению уполномоченных органов, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, задержанных товаров (Республика Мордовия) (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении ООО " _", директора ООО " _" _ письмом от 22.12.2023 года NДМ/5194/23 назначено к рассмотрению на 27 декабря 2023 года на 15 часов 30 минут. В заседании Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 28.12.2023 года.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "_" и его директоре в реестр недобросовестных поставщиков (вх.N6688-ЭП/23 от 21.12.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-833/2023, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202300109157000768).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
26.10.2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) Заказчиком размещено извещение N0109100002022000106 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 1 687 999,92 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 03.11.2022 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 03.11.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 07.11.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.11.2022 NИЭА1 по результатам рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона электронный аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе. На основании пункта 6 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение заключить контракт с участником с идентификационным номером 1, по начальной (максимальной) цене контракта 1 687 999,92 рублей, в связи с признанием поданной им единственной заявки на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям, установленным в извещении. Данный протокол размещен на сайте ЕИС - 03.11.2022 15:37 (МСК).
14.11.2022 года Заказчиком с ООО "_" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт N0109100002022000106 на оказание услуг по приему и хранению изъятого по решению уполномоченных органов, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, задержанных товаров (Республика Мордовия) на сумму 1 687 999,92 рублей (реестровый номер контракта: 11326211305 22 000140) (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.2. Контракта условия оказания услуг, их объем, требования к их качеству, техническим характеристикам и безопасности, иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика и другие исходные данные установлены в Техническом задании (Приложение N1), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В Техническом задании (приложение N1 к Контракту) указано: место оказания услуг: Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск; срок оказания услуг: с 01 декабря 2022 г. по 30 ноября 2024 г.; условия оказания услуг: сообщение Заказчику по его требованию всех сведений о ходе исполнения поручений; соблюдение при приеме и хранению имущества всех требований действующего законодательства и условий государственного контракта.
Согласно пункту 5 Технического задания, являющего неотъемлемой частью Контракта, следует, что в процессе оказания услуг обеспечить достижение максимального необходимого качества услуг.
Для качественного оказания услуг необходимо:
Возможность транспортировки имущества, в том числе: |
Информация Исполнителя |
Наличие техники и приспособлений для погрузочно-разгрузочных работ |
Наличие специального автотранспорта (погрузчик, кран, эвакуатор и т.п.) |
Наличие помещений, пригодных для хранения имущества |
Нежилое помещение общей площадью не менее 100 кв. м., обогреваемое, со стеллажами, оборудованными полками, предназначенными для хранения имущества |
Наличие незастроенного земельного участка, пригодного для хранения имущества |
Площадка с твердым покрытием общей площадью не менее 500 кв. м., оборудованная для стоянки автотранспорта и хранения крупногабаритных грузов (лес, пиломатериал, оборудование и т. д.)
|
Обеспечение сохранности имущества |
Охрана имущества собственными силами либо с привлечением третьих лиц |
Срок обращения за получением имущества, документов от уполномоченного органа и вывоза имущества |
Не более 5 рабочих дней с момента получения поручения, в т.ч. на адрес эл. почты в виде скан-образа |
Пунктом 3.1.1. Контракта предусмотрено, что Заказчик имеет права осуществлять текущий контроль за деятельностью Исполнителя по принятию, обеспечению сохранности изъятого по решению уполномоченных органов, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, задержанных товаров, за исполнением условий настоящего Контракта и указаний Заказчика.
В обязанности Исполнителя входит, в том числе осуществлять установленные настоящим Контрактом действия в соответствии с условиями настоящего Контракта, требованиями законодательства Российской Федерации, а также письменными поручениями и указаниями Заказчика; своевременно и надлежащим образом оказывать Услуги в соответствии с Техническим заданием и т.д. (пункты 3.4.1., 3.4.3. Контракта).
В соответствии с пунктом 9.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных материалов дела следует, что заключенный сторонами Контракт в период с 01 декабря 2022 года по 24 ноября 2023 года исполнялся сторонам надлежащим образом:
- счета-фактуры на общую сумму 843 999,96 рублей: N03731000671220000110001 от 09.01.2023 года; N03731000671220000110002 от 26.01.2023 года; N03731000671220000110003 от 01.03.2023 года; N03731000671220000110004 от 27.03.2023 года; N03731000671220000110005 от 02.05.2023 года; N03731000671220000110006 от 01.06.2023 года; N03731000671220000110023 от 26.06.2023 года; N03731000671220000110025 от 25.07.2023 года; N03731000671220000110027 от 01.09.2023 года; N03731000671220000110029 от 26.09.2023 года; N03731000671220000110031 от 25.10.2023 года; N03731000671220000110033 от 23.11.2023 года;
- платежные поручения общую сумму 843 999,96 рублей: N5405 от 20.01.2023 года; N38625 от 31.01.2023 года; N173296 от 07.03.2023 года; N255724 от 28.03.2023 года; N125 от 03.05.2023 года; N185 от 09.06.2023 года; N239 от 28.06.2023 года; N81 от 27.07.2023 года; N544 от 06.09.2023 года; N240 от 27.09.2023 года; N647 от 27.10.2023 года; N311 от 27.11.2023 года.
Согласно акту осмотра нежилого помещения и площадки для хранения изъятого по решению уполномоченных органов, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, задержанных товаров от 28.11.2023 года, следует, что данный осмотр инициирован Заказчиком на основании письма ООО "_" от 21.11.2023 года о смене адреса хранения вышеуказанного имущества (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пушкина, д.13), проведен с участием директора ООО "_" _ с применением фотофиксации. В результате проведенного осмотра Заказчиком установлено, что нежилое помещение и площадка для хранения имущества не соответствуют требованиям, изложенным в Техническом задании Контракта, а именно помещение не является обогреваемым, отсутствует электроосвещение; отсутствуют стеллажи, оборудованные полки, предназначенные для хранения имущества, а также не обеспечена охрана имущества собственными силами либо с привлечением третьих лиц, въезд на территорию площадки свободный.
30.11.2023 года письмом N13-ИВ/16464 Заказчик сообщил Исполнителю о выявленных существенных нарушениях положений Контракта, препятствующих его надлежащему исполнению, а также о необходимости устранить данные нарушения в срок до 04.12.2023 года.
Актом осмотра нежилого помещения и площадки для хранения имущества от 04.12.2023 года установлено, что вышеуказанные нарушения ООО " _" не устранены.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу частей 2 и 3 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Неисполнение обязательств со стороны Исполнителя явилось основанием для принятия Заказчиком 07.12.2023 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункты 5.3., 9.3. Контракта, части 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункт 1 части 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 07.12.2023 года с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение об одностороннем отказе от 07.12.2023 года получено Исполнителем 07.12.2023 17:42 (МСК).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая положения части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 07.12.2023 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, положениями статей 191 и 193 ГК РФ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 19.12.2023 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -21.12.2023 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении электронной процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 21.12.2023 года (информация о расторжении контракта N11326211305 22 000140 0066 (1) от 21.12.2023).
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель ООО " _", поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх.N6736-ЭП/23 от 25.12.2023 года), указал, что Общество не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков поскольку, по его мнению, Заказчиком нарушены положения части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе. Так 18.12.2023 года Обществом устранены нарушения, указанные Заказчиком в письме (исх.N13-ИВ/16464 от 30.11.2023 года), следовательно, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 07.12.2023 года подлежало отмене. В подтверждение своей позиции Обществом в материалы дела представлены: письмо ООО " _" от 18.12.2023 года б/н; скриншот экрана о направлении электронного письма без приложений (18.12.2023 г. 15:30) на адрес электронной почты - tu13@rosim.gov.ru; распоряжение о выполнении обязанностей по охране объекта в рамках исполнения государственного контракта N0109100002022000106 от 14.12.2023 года; товарный чек N187 от 07.12.2023 года на стеллаж металлический сборный 5 полок (2 штуки). Также представителем Общества отмечено, что ранее Контракт исполнялся ООО "_" без замечаний и нарушений. Кроме того, Исполнителем 18.12.2023 года принято решение об одностороннем расторжении Контракта.
Представители Заказчика, настаивая на включении сведений в отношении ООО "РИЭЛТ ИНВЕСТ" и его директора в реестр недобросовестных поставщиков, указали, что на основании поступившей в адрес МТУ Росимущества информации от 18.12.2023 года (вх.N13-34469 от 19.12.2023 года) инициирован осмотр, в результате которого установлено, что сообщение ООО "_" об устранении нарушений государственного контракта N010910000202200106 не соответствует действительности (акт от 19.12.2023 года и фотофиксация представлены в материалы настоящего дела).
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных индивидуальным предпринимателем объяснений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Материалами дела подтверждено, что ООО "_" не исполнило надлежащим образом принятые на себя обязательства по оказанию услуг по приему и хранению изъятого по решению уполномоченных органов, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, задержанных товаров (Республика Мордовия), на что вправе был рассчитывать при заключении контракта Заказчик, при этом доказательств наличия объективных причин (независящих от Исполнителя), повлекших за собой невозможность выполнить работы в полном объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, Исполнителем ни Заказчику, ни Комиссии Мордовского УФАС России не представлено, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении Общества при исполнении контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для Заказчика, выразившимся в срыве контракта.
Комиссия Мордовского УФАС России критически относится к суждениям представителя ООО "_" о нарушении МТУ Росимущества положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку они основаны на неверном толковании указанной номы закона. Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Между тем материалы рассматриваемого дела не содержат сведений (доказательств), подтверждающих устранение Обществом в течение десятидневного срока, нарушений условий Контракта. Электронное письмо, содержащее информацию об устранении нарушений (без приложений), направлено Обществом Заказчику в крайний день срока, отведенного законодательством о контрактной системе для устранения нарушений, подтверждение его своевременного получения и надлежащей регистрации Обществом не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России принимая во внимание характер допущенного Исполнения нарушения существенных условий контракта, непредставление неопровержимых и безусловных доказательств невозможности оказания услуг, предусмотренных Контрактом; отсутствие надлежащего конструктивного взаимодействия с Заказчиком, направленного на урегулирование вопросов исполнения контракта; а также учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), приходит к выводу о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "_" и его директора.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт недобросовестного поведения Исполнителя, выразившийся в неисполнении взятых на себя обязательств, что, по мнению Комиссии Мордовского УФАС России, является основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в отношении ООО _ в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N0109100002022000106 на оказание услуг по приему и хранению изъятого по решению уполномоченных органов, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, задержанных товаров (Республика Мордовия), включить в Реестр сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 результативной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 28 декабря 2023 г. N 013/06/104-833/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024