Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33523-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт наружной стационарной пожарной лестницы в ГБДОУ детский сад N 116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Альпийский переулок, дом 5, корпус 1, литера А в 2023 году (извещение N 0372200258223000010),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт наружной стационарной пожарной лестницы в ГБДОУ детский сад N 116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Альпийский переулок, дом 5, корпус 1, литера А в 2023 году (извещение N 0372200258223000010) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 99 787,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" заключен государственный контракт N 0372200258223000010-116 от 19.06.2023 на сумму 99 787,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт наружной стационарной пожарной лестницы в ГБДОУ детский сад N 116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Альпийский переулок, дом 5, корпус 1, литера А (далее - Работы) в течение 90 календарных дней с начала выполнения Работ (п. 2.2 Контракта).
Пунктом 2.1 Контракта установлено начало выполнения Работ - в течение 5 календарных дней с момента подписания Контракта.
Таким образом, окончание выполнения Работ должно быть не позднее 21.09.2023.
Однако по состоянию на 03.10.2023 Работы Участником выполнены не были, в связи с чем Заказчиком была направлена претензия N 145 от 03.10.2023 с требованием осуществить выполнение Работ в срок 05.10.2023.
05.10.2023 Участником на Официальном сайте был сформирован Документ о приемке N 16 от 05.10.2023, однако Заказчик отказал Участнику в принятии данного документа, указав на нарушения условий Контракта, допущенные ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА".
Участником повторно 01.11.2023 был сформирован Документ о приемке N 16 от 05.10.2023 (испр. N 1 от 01.11.2023) на сумму 99 787,00 рублей, в принятии которого Заказчиком было отказано по тем же основаниям.
04.12.2023 Участник в третий раз сформировал Документ о приемке N 16 от 05.10.2023 (испр. N 2 от 04.12.2023) на сумму 99 787,00 рублей, приложив требуемые Заказчиком документы.
Однако при проверке проектно-сметной документации, поступившей в адрес Заказчика по почте 04.12.2023, СПб ГБУ "Службой заказчика администрации Фрунзенского района" были выявлены замечания к представленному Участником результату Работ, а именно: не предоставлены согласования проектной документации в соответствии с заданием на проектирование (с комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА), с ОНДПР Фрунзенского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу), в сметном расчете не учтены 2% на непредвиденные расходы (Лист замечаний от 06.12.2023).
В этой связи 07.12.2023 Заказчиком посредством Официального сайта было отказано в приемке результата выполненных Участником Работ, с приложением Листа замечаний СПб ГБУ "Службой заказчика администрации Фрунзенского района" от 06.12.2023, в котором содержалось требование в кратчайшие сроки представить откорректированный комплект проектно-сметной документации, после устранения замечаний, с ответами на замечания для повторного рассмотрения в кратчайшие сроки.
Таким образом, Участник не выполнил Работы в предусмотренный условиями Контракта срок, в связи с чем Заказчик, на основании п. 7.3 Контракта, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Как установлено п. 3.8 Контракта Акт приемки выполненных работ подписывается после передачи Подрядчиком Заказчику документации, указанной в задании на проектирование (Приложение N 1 к Контракту).
В силу п. 4.1.3 Контракта Заказчик обязан по окончании выполнения Подрядчиком Работ организовать и осуществить приемку их результата с участием СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (далее - Служба Заказчика).
В соответствии с п. 4.3.5 Контракта Подрядчик обязан представить (передать) Заказчику в установленные Контрактом сроки документацию в количестве, составе и объемах, предусмотренных заданием на проектирование (Приложение N 1 к Контракту).
Также согласно п. 5.7 Контракта приемка выполненных Работ осуществляется путем передачи Подрядчиком Заказчику всей документации в соответствии с условиями Контракта, заданием на проектирование (Приложение N1 к Контракту).
В приложении N 1 к Контракту в п. 8 установлены требования к составу и содержанию документации:
- Раздел "Пояснительная записка";
- Раздел "Объемно-планировочные и архитектурно-строительные решения";
- Раздел "Сведения об инженерном оборудовании, инженерно-техническом обеспечении";
а) подраздел "Конструкции металлические";
- Раздел "Проект организации капитального ремонта";
- Раздел "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
- Раздел "Смета на капитальный ремонт".
05.11.2023 Подрядчиком размещены акты выполненных работ в ЕИС. После получения замечаний по документам они были оперативно отработаны и скорректированы.
24.11.2023 Подрядчик в соответствии с требованиями п. 3.8 Контракта и п. 12 Приложения N 1 к Контракту направил в адрес Заказчика проектно-сметную документацию в 4-х экземплярах и дополнительно 1 экземпляр в электронном виде (редактируемый формат), а также счет, справку о стоимости выполненных работ, акт приемки, акт передачи ПСД. Направление документов подтверждается почтовыми квитанциями (отправление N 61820687001692).
Таким образом, представитель Участника считает, что Работы Подрядчиком выполнены в полном объеме.
Согласно почтовым отправлениям, Заказчик получил документы 04.12.2023.
По словам представителя Участника, нарушение сроков выполнения Работ стало следствием следующих обстоятельств.
Как установлено в разделе 12 Приложения N 1 к Контракту задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства в КГА получает Подрядчик совместно с Заказчиком.
Доверенность от Заказчика на представителя Подрядчика выдана 24.07.2023 (спустя более месяца с момента заключения Контракта).
08.08.2023 Подрядчик обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства. Ответ на данное заявление получен от КГА только 04.09.2023 (спустя еще почти месяц).
Также в соответствии с разделом 13 Приложения N 1 установлено требование о согласовании в ходе проведения Работ с ОНДПР Фрунзенского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (в части консультативного разъяснения).
Указанное разъяснение получено Подрядчиком в октябре 2023 года.
Таким образом, из предусмотренных на выполнение Работ трех месяцев, Подрядчик вынужден был ждать согласований более двух месяцев, что существенно отразилось на конечном сроке исполнения Контракта.
07.12.2023 Заказчиком принято решение N 180 об одностороннем отказе от исполнения контракта. В качестве основания для расторжения Контракта в односторонне порядке установлено невыполнение Работ, в частности указано, что по состоянию на 07.12.2023 Работы не выполнены.
По мнению представителя Участника, из описанных выше обстоятельств следует, что на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик полностью обладал информацией, что ПСД выполнена в полном объеме, а утверждение Заказчика о том, что Работы не выполнены на 07.12.2023 не соответствует фактическим обстоятельствам.
В силу п. 5.8.1 Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки выполненных работ (приемки документации) в случае обнаружения недостатков, которые исключают использование документации и не могут быть устранены Подрядчиком.
В нарушение указанного пункта Заказчиком одновременно с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта направлен лист замечаний от СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района" от 06.12.2023.
Представитель Участника полагает, что в поименованном листе замечаний не указаны замечания, которые исключают использование документации и не могут быть устранены Подрядчиком. Кроме того, не смотря на формулировку в указанном листе замечаний "После устранения замечаний предоставить откорректированный комплект ПСД с ответами на замечания для повторного рассмотрения в кратчайшие сроки" Заказчиком не было предоставлено возможности по устранению названных замечаний в какие-либо сроки. При этом, Контрактом не предусмотрена обязанность Подрядчика согласовать итоговый результат - проектно-сметную документацию с комитетом градостроительства и архитектуры и с ОНДПР Фрунзенского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
Следовательно, исходя из отраженных в листе замечаний Заказчик должен был согласовать результаты с комитетом градостроительства и архитектуры и с ОНДПР Фрунзенского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу после чего передать результаты выполненных Работ в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района", а поскольку этого не было сделано были получено соответствующие замечания.
Вместе с тем Заказчик не указал в своем Решении на наличие каких-либо замечаний к Подрядчику по проектно-сметной документации, а указал лишь на нарушение срока исполнения Контракта.
Учитывая изложенное, представитель Участника считает, что Подрядчик добросовестно выполнил все взятые на себя обязательства, Работы выполнены в полном объеме, а нарушение сроков произошло по независящим от Подрядчика обстоятельствам, что в свою очередь подтверждает отсутствие у Подрядчика виновных и намеренных действий по уклонению от выполнения своих обязательств по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС Участник не представил документы, подтверждающие добросовестное поведение ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" при исполнении своих контрактных обязательств.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" со своей стороны должным образом не ознакомилось с требованиями, установленными в извещении о закупке, и без надлежащей внимательности и осмотрительности подписало проект Контракта, тем самым согласившись с его условиями, однако их не исполнило, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА", ИНН: 5921029563; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Дылдина Марина Игоревна, ИНН: 592106525860, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СБ-АЛЬТЕРНАТИВА" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
19.12.23 |
21.12.23 |
19.12.23 |
0 |
19.12.23 |
26.12.23 |
25.12.23 |
0 |
28.12.23 |
28.12.23 |
0 |
0 |
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2023 г. N РНП-78-1860/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024