Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБУ СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Руднева Е. В. (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33550-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку подвесных папок для отдела кадров (извещение N 0372200176923000627),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного запроса котировок на выполнение работ поставку подвесных папок для отдела кадров (извещение N 0372200176923000627) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 13 320,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2023 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признан ИП Руднев Е. В..
По результатам закупки Заказчиком с ИП Рудневым Е.В. заключен государственный контракт N 0372200176923000627 от 17.11.2023 на сумму 5 600,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Рудневым Е.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Согласно пункту 5.2. Контракта Поставка осуществляется в течение 3 (трех) рабочих дней после заключения Контракта.
В соответствии с пунктом 5.4. Контракта к документу о приемке должны быть приложены следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью: сертификат соответствия (декларация о соответствии). Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) установлена страна происхождения Товара - Российская Федерация, однако на поставленном товаре указано, что страна происхождения - Китай, что не соответствует условиям Контракта.
Информационное письмо от ИП Руднева Е.В. o том, что штрих-код, указанный на упаковке товара, означает, что товар произведен в Российской Федерации, не может быть принято к сведению, так как в цифровом обозначении штрих-кода первые три цифры означают код регионального представительства - ассоциации GC1 (регистратора), в которой зарегистрировался производитель продукции, и совсем не означает страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта. Указанный штрих код на Товаре носит информацию о предприятии-владельце кода ООО "Комус".
Под страной происхождения товара подразумевается государство, в котором данный продукт был выпущен или достаточно переработан. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении или сертификатом о происхождении, однако данные документы, предусмотренные условиями Контракта не предоставлены.
Также в ходе проверки соответствия размеров, предусмотренных Контрактом, Товара установлено, что, согласно контракту, ширина папки без крючков должна составлять 315 мм, ширина папки с крючками - 350 мм, длина папки без крючков - 245 мм. В фактически поставленном товаре: ширина папки без крючков составляет 312 мм, ширина папки с крючками - 348 мм, длина папки без крючков - 240 мм.
07.12.2023 г. Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Претензия N 300 с требованием в срок по 05.12.2023 поставить Товар, соответствующий условиям Контракта. Однако надлежащий Товар поставлен не был.
Таким образом, по мнению Заказчика, Подрядчик существенно нарушил обязательства по Контракту.
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с условиями контрактов, должны быть поставлены Подвесные папки для картотечных шкафов размером 350*245 мм. Были поставлены Подвесные папки для картотечных шкафов "Атташе" размером 350*240 мм.
В Техническом задании Заказчиком были установлены следующие параметры товара^
Ширина папки без крючков: > 315 мм и < 316 мм.
Длина папки без крючков: > 245 мм и < 246 мм.
Ширина папки с крючками: > 350 мм и < 351 мм.
Вариативность параметров в 1 мм не предполагала поставку эквивалентов.
Заказчик описал конкретный товар "Подвесная папка для картотечных шкафов размером 350*245 мм марки BRAUBERG (Италия). Поставки данного товара прекращены свыше полутора лет назад, в связи с введением санкций против РФ. На данный момент на рынке представлены следующие эквиваленты:
Подвесные папки А4 (350х240 мм), Стафф
Подвесные папки А4 (350х240 мм), Атташе
Подвесные папки А4 (365х240 мм), Офис-спейс
Поставщик предложил к поставке товар с улучшенными характеристиками: вместимость папки вместо требуемых 80 л была поставлена папка вместимостью 200 л, плотность материала вместо 200 г/м была поставлена папка плотностью 225 г/м
, дополнительно направив заказчику соответствующее письмо.
Также Участник пояснил, что есто происхождения товара определяется европейским стандартом штрих-кода ЕАN-lЗ, предназначенным для кодирования идентификатора товара и производителя, который наносится на каждую единицу товара.
В штриховой кодировке Россия занимает диапазон от 460 до 469. Любое из этих чисел в начале последовательности означает, что товар произведен в Российской Федерации: 460, 46I,462,46З,464,465,466,467,468,469. Штрих-код, указанный на упаковке поставленного товара 4670072202662, что, по мнению Участника, свидетельствует о соответствии указанного товара требованиям государственного контракта.
Участник пояснил, что не уклонялся от исполнения государственного контракта и со совей стороны предпринял все действия, направленные на добросовестное исполнение государственного контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Руднева Е.В. реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Руднева Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия пришла к выводу, что со своей стороны ИП Руднева Е.В. совершил все действия, направленные на добросовестное исполнение государственного контракта: обеспечил своевременную поставку товара, соответствовавшего условиям закупочной документации, предпринимал попытки замены товарных позиций, поставку которых было невозможно осуществить в силу объективных причин.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Руднева Евгения Владимировича (ИНН: 781490019850), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2023 г. N РНП-78-1881/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024