Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик):
ООО "ПАНТЕРА" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32703-ЭП/23 от 12.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Заречная улица, участок 2 (северо-восточнее пересечения с улицей Михаила Дудина), для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000039),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Заречная улица, участок 2 (северо-восточнее пересечения с улицей Михаила Дудина), для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000039) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 35 145 932,84 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПАНТЕРА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПАНТЕРА" заключен государственный контракт N 03722000045230000390001 от 28.03.2023 (далее - Контракт) на сумму 28 468 205,76 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке если в процессе выполнения Контракта выясняется невозможность его надлежащего исполнения Подрядчиком и/или нецелесообразность его дальнейшего выполнения, в том числе в следующих случаях:
- неоднократного нарушения условий Контракта, зафиксированных Заказчиком;
- неоднократного неустранения несоответствий, зафиксированных Заказчиком;
- выполнения работ с несоответствиями, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок и/или являются существенными и/или неустранимыми;
- полного и/или частичного невыполнения работ, в том числе в рамках сроков, предусмотренных Контрактом;
- неисполнения и/или ненадлежащего исполнения любого из обязательств, предусмотренных п. 6.3 Контракта;
- существенного изменения обстоятельств, из которых стороны Контракта исходили при заключении Контракта (ст. 451 ГК РФ).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПАНТЕРА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по благоустройству элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Заречная улица, участок 2 (северо-восточнее пересечения с улицей Михаила Дудина), для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - Работы) в течение 162 рабочих дней, начиная со следующего рабочего дня после даты заключения Контракта (п. 4.1 Контракта).
Пунктом 6.3.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязан выполнить Работы в срок, установленный в п. 4.1 Контракта, по адресу согласно п. 4.2 Контракта.
В соответствии с п. 6.1.1 Контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика выполнения его обязанностей в полном объёме и в сроки, установленные Контрактом.
В ходе исполнения Контракта Заказчиком неоднократно фиксировались нарушения и несоответствия относительно выполненных Подрядчиком Работ, что подтверждается требованием о продолжении Работ от 24.10.2023 N 01-18-6127/23-0-0, требованием о продолжении Работ от 03.11.2023 N 01-10-9975/23-0-1, требованием о продолжении Работ от 16.11.2023 N 01-10-9975/23-1-1. Однако Подрядчиком требования Заказчика не были выполнены, результаты Работ не представлены, что является существенными нарушениями условий Контракта.
Таким образом, по состоянию на 30.11.2023 выявленные нарушения и несоответствия не были устранены Подрядчиком в полном объеме, Работы не выполнены в заявленном по Контракту объеме, что является нарушением п.п. 6.3.1, 6.3.2 Контракта.
На основании изложенного, в связи с нарушением Подрядчиком п.п. 6.3.1, 6.3.2 Контракта, Заказчик, руководствуясь п. 3 ст. 715 ГК РФ, 9.4 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПАНТЕРА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Согласно п. 6.3.3 Контракта Подрядчиком был оформлен Ордер на производство работ от 02.06.2023 (N У-2522/2023, по которому производство Работ разрешено с 06.06.2023 по 30.09.2023), а также распоряжение на ограничение дорожного движения от 06.06.2023 (N 297-ЗД на период с 18.06.2023 по 01.08.2023).
Руководствуясь требованиями Контракта, ООО "ПАНТЕРА" своевременно приступило к исполнению принятых на себя обязательств, ежедневно и надлежащим образом совершало действия, направленные на выполнение Работ. Однако Подрядчик, приступив к выполнению Работ на объекте Заказчика, столкнулся с активным протестом жителей Выборгского района, которые препятствовали строительству площадки для отстоя и разворота пассажирского транспорта. Жильцы самовольно проникали через ограждение строительных площадок, блокировали въезд, а также выезд самосвалов и другой строительной техники на протяжении всего срока исполнения Контракта. Более того, активистами вблизи строительной площадки собирались подписи в Прокуратуру.
Подрядчик неоднократно и безрезультатно обращался к сотрудникам полиции для урегулирования конфликта.
Подрядчиком в адрес Заказчика неоднократно направлялись информационные письма, в которых содержалось требование оказать содействие в решении данного вопроса (исх. N 69/23 от 26.06.2023, исх. N 71/23 от 27.06.2023, исх. N 74/23 от 06.07.2023).
Также Подрядчик неоднократно обращался к сотрудникам правоохранительных органов (49 отделение полиции УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга), что подтверждается информационным письмом исх. N 72/23 от 27.06.2023, а также талоном-уведомлением N 801 от 27.06.2023.
Кроме того, со стороны Подрядчика направлялось обращение в Администрацию Выборгского района исх. N 80/23 от 12.07.2023, а также направлялось обращение в Прокуратуру города Санкт-Петербурга (исх. N 82/23).
Вместе с тем, по словам представителя Участника, ответа со стороны Администрации Выборгского района и Прокуратуры города Санкт-Петербурга получено ООО "ПАНТЕРА" не было.
12.07.2023 Подрядчиком было получено информационное письмо Заказчика (исх. N 01-18-3835/23-0-0), согласно которому Заказчик согласовал приостановку Работ до получения процессуального ответа на письменное обращение в правоохранительные органы.
04.08.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика информационное письмо (исх. N 98/23), в котором сообщалось о том, что Работы на объекте будут возобновлены 07.08.2023.
10.08.2023 Подрядчик повторно столкнулся с препятствием по исполнению заключенного Контракта на объекте Заказчика (активисты повторно препятствовали проведению Работ), что подтверждается обращениями в правоохранительные органы от 08.08.2023, а также от 10.08.2023.
30.08.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о том, что было получено новое распоряжение на ограничение дорожного движения N 505-ЗД от 24.08.2023 на период с 31.08.2023 по 30.09.2023.
11.09.2023 Подрядчик повторно приступил к выполнению Работ на объекте Заказчика после снятия наложенного ареста на строительную площадку в рамках расследования уголовного дела.
11.09.2023 Подрядчик уведомил Заказчика информационным письмом (исх. N 109/23) о том, что на объекте Заказчика начался активный протест жителей Выборгского района. Представителем Заказчика был вызван наряд полиции, который прибыл на объект только через 1 - 1,5 ч., однако вместо того, чтобы убрать жителей с места производства Работ, началась очередная проверка разрешительных документов у сотрудников ООО "ПАНТЕРА", иных мер принято не было.
13.09.2023 Заказчик информационным письмом (исх. N 01-18-5253/23-0-0) гарантировал обеспечение беспрепятственного проезда на строительную площадку с 14.09.2023 по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Заречная улица, участок 2 (северо-восточнее пересечения с улицей Михаила Дудина).
14.09.2023 Подрядчик со своей стороны повторно попытался приступить к исполнению Контракта на объекте Заказчика, что в результате не представилось возможным, о чем Заказчику было направлено информационное письмо исх. N 112/23 от 18.09.2023.
Вместе с тем Подрядчик по требованию Заказчика неоднократно предпринимал попытки возобновления Работ на объекте Заказчика на протяжении с 21.06.2023 по 11.09.2023. При этом на объекте Заказчика постоянно находились две единицы строительной техники:
- экскаватор JCB JS220LC гос.номер 2797 РХ 78;
- фронтальный погрузчик RUNMAX TL872E гос.номер 6159 СА 78.
Более того, на объекте Заказчика постоянно находились сотрудники ООО "ПАНТЕРА" для охраны строительной техники.
05.10.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено информационное письмо исх. N 132/23, в котором сообщалось о том, что Подрядчик неоднократно пытался возобновить Работы на объекте, а также была направлена локальная смета на фактически выполненные Работы:
- Исполнительная смета N 09-02-02;
- Исполнительная смета N 01-01-01;
- Исполнительная смета N 01-01-02;
- Исполнительная смета N 07-01-01;
- Расчет цены контракта по исполнительным сметам;
- Сводный исполнительный сметный расчет стоимости строительства N1.
01.12.2023 Заказчиком на Официальном сайте было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.12.2023 Подрядчиком на Официальном сайте были размещены документы о приемке N 1 по фактически выполненным Работам на сумму 3 981 920,90 рублей. Ответа на опубликованные документы о приемке N 1 по фактически выполненным Работам получено не было.
08.12.2023 Подрядчик посредством Официального сайта направил в адрес Заказчика мотивированные возражения в ответ на Решение Заказчика, в которых Подрядчик выражал готовность по исполнению Контракта и просил отменить вынесенное Решение на основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Несанкционированные мероприятия со стороны местных жителей, препятствующие выполнению Работ, были зафиксированы в актах, составленных между Заказчиком и Подрядчиком N 1 от 26.06.2023, N 2 от 27.06.2023, N 3 от 06.07.2023.
Более того, Подрядчиком закупались все необходимые строительные материалы для исполнения заключенного Контракта, что подтверждается Договором поставки товара N П/51 от 08.07.2023, платежными поручениями N 158, N 163, N 196, счетами на оплату N 01-23060901 от 09.06.2023, N УТ-25748 от 22.06.2023.
Таким образом, по мнению представителя Участника, ООО "ПАНТЕРА" предпринимало все возможные действия, направленные на исполнение заключенного Контракта, однако исполнение оказалось невозможным в связи с препятствиями со стороны активных граждан, что подтверждается многочисленной перепиской между Подрядчиком и Заказчиком, а также направлением обращением в Администрацию, Прокуратуру, Полицию.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПАНТЕРА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ПАНТЕРА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПАНТЕРА" (ИНН: 7802182894), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2023 г. N РНП-78-1798/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024