Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя МА МО Озеро Долгое (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Про-финанс" (далее - Заявитель) уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 34080-ЭП/23 от 22.12.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказания услуг по содержанию, в том числе уборке, территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения, расположенных в границах МО МО Озеро Долгое в 2024 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 05.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300006323000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 633 908, 58 рублей.
В жалобе ООО "Про-финанс" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса".
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 30 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д2 пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно извещению о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию квалификация участника закупки, который предусматривает, в том числе, следующий порядок о оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Начисление баллов производится в случае факта наличия у участников закупки руководящих и ключевых сотрудников определенного уровня квалификации, соответствующего установленным заказчиком параметрам, подтвержденного наличием в составе заявки подтверждающих документов:
- электронный образ трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- электронные образы документов или электронные документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Документами, подтверждающими квалификацию специалистов и иных работников, в том числе, могут быть:
- диплом (электронный образ или электронный документ) о высшем образовании государственного образца;
- свидетельство/удостоверение (электронный образ или электронный документ) о повышении квалификации/на управление транспортным средством установленного образца.
При предоставлении в составе заявки подтверждающих документов, такие документы должны предоставляться в виде электронных образов соответствующих полных копий документов или электронных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему показателю оценки, показателю оценки, детализирующему показателю оценки. При предоставлении документов и сведений необходимо учитывать следующее: В случае, когда Заказчик перечисляет наименования документов или сведений, необходимых для оценки заявок, с использованием знака "/" или слов "или", или слов "либо", то участник закупки имеет право выбора между двумя или более допустимыми вариантами представляемых документов или сведений. В случае, если в одном предложении наименования документов и сведений перечисляются через запятую (либо через запятую внутри оборотов, разделенных знаком ";"), такие документы и сведения для принятия в целях оценки заявок должны быть предоставлены все в полном объеме. Знак ";" в предложении, в котором идет перечисление документов и сведений, необходимых для оценки заявки, означает отделение одного перечня документов и сведений, необходимого для оценки заявок, от другого перечня документов и сведений, необходимых для оценки заявок. Обращаем внимание участников электронного конкурса на применяемые в отношении настоящего показателя оценки, детализирующего показателя оценки, термины и определения:
- Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе)
- переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования и(или) фотографирования в качестве, обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности (в том числе графической подписи лица, печати (при наличии) и углового штампа бланка (при наличии)), копия с изготовленного на бумажном носителе оригинала документа, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью в составе заявки.
- Электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, и представленный в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью в составе заявки.
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При предоставлении в составе заявки подтверждающих документов, такие документы должны предоставляться в виде электронных образов соответствующих полных копий документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему показателю оценки, показателю оценки, детализирующему показатель оценки.
К оценке будет приниматься наличие у участников закупки руководящих и ключевых сотрудников определенного уровня квалификации, а именно: 1 и более сотрудник, предлагаемый в качестве руководителя, работающий у участника закупки на высшей руководящей должности, по уровню квалификации соответствующий следующим требованиям: наличие высшего профессионального (технического или инженерно-экономического) образования и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.; 20 и более сотрудников, предлагаемых в качестве уборщиков территории/дворников, работающих у участника закупки в соответствующей должности; 1 и более сотрудник, предлагаемый в качестве тракториста, работающий у участника закупки в соответствующей должности, и имеющий право управления самоходными машинами категории, позволяющей управлять трактором, предназначенным для уборки и предлагаемым участником закупки в рамках показателя "наличие у участника электронного конкурса материально-технического оборудования необходимого для выполнения работ" (примечание: в случае, если в рамках показателя "наличие у участника электронного конкурса материально-технического оборудования необходимого для выполнения работ" не представлены сведения о предлагаемом тракторе, то к оценке принимается право управления самоходными машинами категории С).
В интересах участников открытого конкурса в электронной форме в целях оптимизации процесса оценки комиссией вторых частей заявок на участие в конкурсе участников закупок Заказчик рекомендует заполнить и предоставить среди документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса заполненную рекомендованную форму "Сведения о наличие у участников закупки руководящих и ключевых сотрудников определенного уровня квалификации" в соответствии с приведенной формой:
При наличии форм в составе заявки, такие формы должны соответствовать предоставленным в составе заявки на участие в конкурсе подтверждающим документам. При этом Заказчик обращает внимание на то, что отсутствие указанной в настоящем пункте формы не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе, не соответствующей требованиям, установленным Заказчиком.
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части, не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Относительно утверждения подателя жалобы о том, что установленные Заказчиком требования к руководителю организации о наличии у него исключительно высшего (технического или инженерно-экономического) образования, а также наличия опыта работы не менее 5 лет, являются неправомерными, Комиссия УФАС находит необоснованным, поскольку указанное положение порядка оценки заявок не устанавливает требования к участникам закупки, а определяет критерий, при котором Заказчиком выявляется определение лучших условий исполнения контракта. При этом, отсутствие у участника закупки соответствующего персонала, не удовлетворяющего указанному критерию, не является основанием для его отстранения от закупки. В свою очередь, отсутствие персонала, удовлетворяющего оспариваемому критерию, может быть компенсировано лучшим предложением участника по другим критериям оценки.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, в том числе, не приведены примеры, которые могли бы позволить утверждать о необъективности установленного Заказчиком порядка, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки и об ограничении количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Про-финанс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2023 г. N 44-5906/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024