Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" (далее - Заказчик):
ООО "НПФ "СФЕРА" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32698-ЭП/23 от 12.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку дверных блоков и подоконников (извещение N 0372100048823000991),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку дверных блоков и подоконников (извещение N 0372100048823000991) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 254 160,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "НПФ "СФЕРА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "НПФ "СФЕРА" заключен государственный контракт N 0372100048823000991 от 10.10.2023 (далее - Контракт) на сумму 218 292,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.1, 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "НПФ "СФЕРА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку дверных блоков и подоконников (далее - Товар) одной партией в течение 20 рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 4.1 Контракта).
Срок исполнения обязательств по Контракту истек 08.11.2023. Участник нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте определенных Контрактом в вышеуказанный срок.
В адрес Участника были направлены претензии от 02.11.2023 N ИС-20-04/7674 и от 20.11.2023 N ИС-20-04/8199 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
Однако по состоянию на 27.11.2023 Участник не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (абз. 3 п. 2 ст. 523 ГК РФ).
Таким образом, в связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "НПФ "СФЕРА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что 17.08.2023 у ООО "НПФ "СФЕРА" в офисе произошло полное изъятие оргтехники и документации представителями Следственного Комитета Российской Федерации (Протокол изъятия от 17.08.2023). При этом с офиса были изъяты не только компьютеры, принадлежащие ООО "НПФ "СФЕРА", в том числе и два новых моноблока, приобретенных для участия в государственных закупках, но и личный ноутбук сотрудника компании. В это время генеральный директор ООО "НПФ "СФЕРА" находился на госпитализации с двухлетним ребенком (плановая операция состоялась 16.08.2023, из-за осложнения с больницы выписали 28.08.2023). Это форс-мажорное обстоятельство привело к тому, что для продолжения работы по направлению государственные закупки в рамках Закона о контрактной системе, по которым компания начала работать с июля 2023 года, сотрудника, который проверял техническое соответствие и участвовал в подаче пакета документов, пришлось перевести на удаленную работу. Личный ноутбук сотрудника ООО "НПФ "СФЕРА" не был возвращен Следственным Комитетом Российской Федерации. Вызов сотрудников к следователю привели к тому, что в офисе сотрудники ООО "НПФ "СФЕРА" отказывались работать на своих ноутбуках, а компании необходимо было дальше работать. Оргтехнику вернули только в конце сентября 2023 года, документацию в конце ноября 2023 года.
ООО "НПФ "СФЕРА" занимается изготовлением и монтажом изделий из ПВХ профиля (окна, двери, зенитные фонари, подоконники и т.п.), а также вентилируемыми фасадами. С июля 2023 года ООО "НПФ "СФЕРА" стало участвовать в подаче заявок на процедуры в рамках Закона о контрактной системе по своему профилю деятельности.
По словам представителя Участника, в момент, когда пришлось перевести сотрудников ООО "НПФ "СФЕРА" на удаленную работу, сотрудник, который занимался подготовкой документов, их размещением и участием в торгах, сделал ошибку, посчитав, что предмет Контракта относится к профилю работы ООО "НПФ "СФЕРА". Он оформил весь пакет документов на двери из ПВХ, что подтверждается загруженными на электронную площадку сертификатами. При этом после проведения Аукциона, когда должна была провести работу закупочная комиссия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России, которая бы выявила этот факт, ею данная работа не была проведена, что привело, к тому, что ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России и ООО "НПФ "СФЕРА" заключили Контракт на поставку дверных блоков и подоконников. Так как представители ООО "НПФ "СФЕРА" были в полной уверенности, что они поставляют дверные блоки и подоконники их ПВХ, то после подписания Контракта связались с представителем ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России для того, чтобы согласовать выезд замерщика, конфигурацию дверных блоков и расстекловку. В этот момент выяснилось, что у Контракт был заключен на поставку медицинских дверей и ПВХ подоконников.
ООО "НПФ "СФЕРА", являясь добросовестным поставщиком, незамедлительно начало поиск поставщика, у которого можно приобрести дверные блоки, соответствующие заявленным характеристикам в Контракте, в результате чего ООО "НПФ "СФЕРА" направило в адрес ООО "Мастер "ОК" описание дверных блоков, являющихся предметом Контракта. Далее от ООО "Мастер "ОК" был получен счет N 411 от 23.10.2023, по которому ООО "НПФ "СФЕРА" внесло предоплату в размере 50%. Вторая часть была внесена по факту поступления дверных полотен в Санкт-Петербург. То есть на момент поставки дверные блоки были оплачены ООО "НПФ "СФЕРА" в полном объеме. При этом названный срок был 2-4 недели на изготовление дверных полотен. ООО "НПФ "СФЕРА" ожидало поступления изделий для передачи их Заказчику.
Вместе с тем ООО "НПФ "СФЕРА" находилось в постоянном контакте с представителем ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России, отвечало на все претензии, объясняло сложившуюся ситуацию.
Первоначально ООО "Мастер "ОК" озвучило, что двери будут поставлены 23.11.2023, о чем ООО "НПФ "СФЕРА" поставило в известность Заказчика.
23.11.2023 выяснилось, что 24.11.2023 дверные блоки будут отгружаться с Новосибирска и 30.11.2023 будут в Санкт-Петербурге.
В этой связи 24.11.2023 ООО "НПФ "СФЕРА" направило в адрес Заказчика информационное письмо, приложив письмо ООО "Мастер "ОК".
Однако 24.11.2023 Заказчик сообщил о намерении расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
30.11.2023 дверные блоки поступили Заказчику напрямую с Новосибирска. Заказчик запросил сертификаты и паспорта на изделия, которые ООО "НПФ "СФЕРА" направило по электронной почте, заверенные документы представитель ООО "НПФ "СФЕРА" передал Заказчику нарочно 01.12.2023.
Также 01.12.2023 ООО "НПФ "СФЕРА" поставило Заказчику подоконники 700х3500, а также заверенные сертификаты и паспорт изделия.
Однако Заказчик не смог принять Товар ввиду того, что дверные блоки были заказаны для рентгеновских кабинетов (к ним предъявляются дополнительные требования в связи с их специальной обработкой). При этом, представитель Участника отметил, что данной информации нет в тендерной документации, а это существенное условие, которое Заказчик обязан был указать. Данную информацию ООО "НПФ "СФЕРА" получило от представителя Заказчика 05.12.2023.
ООО "НПФ "СФЕРА" как добросовестный поставщик и в связи с форс-мажорным обстоятельством (ООО "Мастер "ОК" ввело в заблуждение, что осуществит поставку дверных блоков в соответствии с требованиями Контракта, а по факту поставил продукцию, не соответствующую указанным требованиям - при этом официально представитель Заказчика не дал обоснования с указанием ГОСТ, СНИП) предложило представителю Заказчика частично принять поставленный Товар - подоконники ПВХ размер 700х3500 мм в количестве двух штук, так как данные изделия также были приобретены строго под Заказчика, они не являются массовыми.
Представитель Заказчика сообщил Участнику о том, что в Санкт-Петербурге есть поставщик, который производит дверные блоки с необходимыми характеристиками, на что ООО "НПФ "СФЕРА" попросило продлить срок поставки Товара с целью исполнения Контракта с учетом того, что срок поставки, названный производителем, составляет минимум две недели. Дверные блоки являются индивидуальными изделиями, которые необходимо изготавливать, а купить их в свободной продаже не возможно. Также Участник просил Заказчика расторгнуть Контракта по соглашению сторон в связи с поставкой части Товара соответствующего качества. Тем самым, по мнению представителя Участника, со стороны ООО "НПФ "СФЕРА" рассматривались различные варианты решения сложившейся ситуации.
Кроме того, представитель Участника отметил, что ООО "НПФ "СФЕРА" при заключении Контракта было предоставлено обеспечение гарантийных обязательств - Банковская гарантия N ОН9V9X от 06.10.2023 сроком действия до 22.01.2024. Связавшись со службой техподдержки ЕИС, ООО "НПФ "СФЕРА" 07.12.2023 установило, что не обязано загружать банковскую гарантию, поскольку она отображается из реестра банковских гарантий. ООО "НПФ "СФЕРА" была подана заявка в техническую службу для уточнения в результате чего произошел сбой, а также для восстановления отображения банковской гарантии в личных кабинетах Участника и Заказчика.
В соответствии с п. 10 ООО "НПФ "СФЕРА" имеет возможность не предоставлять гарантийные обязательства в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, так как относится к субъектам малого бизнеса и имеет возможность подтверждения добросовестности тремя контрактами, исполненными без неустойки в течение трех лет до даты подачи заявки. Кроме того, выпущенная банковская гарантия предусматривает все необходимые условия. При выпуске банковской гарантии ООО "НПФ "СФЕРА" обращалось к представителю ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России с разъяснениями.
Исходя из вышеизложенного представитель Участника констатировал, что представители ООО "НПФ "СФЕРА" несмотря на то, что закупочная комиссия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России признала заявку Участника соответствующей, приложили все усилия, чтобы выполнить Контракт добросовестно и качественно, но на все свои предложения не получили отклика. При этом, ООО "НПФ "СФЕРА" никак не могло предположить, что "ООО "Мастер "ОК" получит денежные средства и поставит изделия другой комплектации.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "НПФ "СФЕРА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая активные действия ООО "НПФ "СФЕРА", направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "НПФ "СФЕРА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "НПФ "СФЕРА" (ИНН: 7816656640), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2023 г. N РНП-78-1794/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024