Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУЗ "ГПБ N 3 им. И.И. Скворцова-Степанова" (далее - Заказчик):
ИП Марина Александра Павловича (далее - Участник, ИП Марин А.П.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32699-ЭП/23 от 12.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проектные работы по капитальному ремонту водоснабжения и водоотведения в здании пищеблока по адресу: СПб, Фермское шоссе, дом 36, литер АБ (извещение N 0372200029723000113),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проектные работы по капитальному ремонту водоснабжения и водоотведения в здании пищеблока по адресу: СПб, Фермское шоссе, дом 36, литер АБ (извещение N 0372200029723000113) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 907 875,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Марин А.П.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Мариным А.П. заключен государственный контракт N 0372200029723000113-01 от 20.06.2023 (далее - Контракт) на сумму 907 875,80 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 9.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Мариным А.П.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему по заданию Заказчика Участник обязался выполнить проектные работы по капитальному ремонту водоснабжения и водоотведения в здании пищеблока по адресу: СПб, Фермское шоссе, дом 36, литер АБ (далее - Работы) в срок не позднее 24.11.2023 (п. 2.3 Контракта).
Вместе с тем по состоянию на 27.11.2023 указанные обязательства по Контракту Участником не были выполнены. В течение срока исполнения Контракта Участнику неоднократно направлялись претензии с указанием замечаний относительно выполняемых проектных работ, но замечания Заказчика Участником не были устранены, а проектно-сметная документация не предоставлена, что является существенным нарушением условий Контракта.
На основании изложенного Заказчик, руководствуясь п.п. 9.2, 9.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Мариным А.П. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС Участник пояснил следующее:
Согласно заданию на проектирование, проектными решениями необходимо предусмотреть разделы:
- Общая пояснительная записка (с мероприятиями по энергоэффективности и обоснованием принятых проектных решений);
- СПОЗУ;
- Архитектурные и объемно-планировочные решения;
- Инженерные сети: электроснабжение и электроосвещение; водоснабжение и канализация, включая:
Гидравлический расчет систем, для подбора необходимого диаметра трубопроводов;
Аксонометрическая схема сетей;
Поэтажные планы сетей, о наружные сети канализации;
- Ведомость объемов работ;
- Сметная документация с приложением мониторинга цен с коммерческими предложениями, согласованными Заказчиком.
Контракт не был выполнен в срок из-за длительного времени согласования проектных решений Заказчиком, а также внесения дополнений в техническое задание в виде установки дополнительного оборудования (варочные котлы на втором этаже).
Вместе с тем в ходе исполнения Контракта Участник предпринимал активные действия, направленные на исполнение Контракта, а именно:
14.09.2023 - направлена первая версия раздела ВК.
29.09.223 Участником были получены замечания.
10.10.2023 - направлена вторая версия раздела ВК.
23.10.2023 - Участником получено дополнительное задание о необходимости размещения и подключения котлов на втором этаже.
07.11.2023 - согласовано размещение котлов второго этажа.
17.11.2023 - направлена третья версия раздела ВК.
24.11.2023 - направлены разделы НВК, СПОЗУ.
Проект благоустройства должен содержать следующие материалы:
- схема планировочной организации земельного участка (М 1:500) на актуализированной топосъемке;
- план земляных масс;
- ведомость посадочного материала (при необходимости);
- сводный план инженерных сетей;
- план благоустройства;
- ведомости демонтажа и ведомость объема работ.
При этом согласовать в КГА данный вид работ не представлялось возможным из-за отсутствия задания КГА на благоустройство.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Марина А.П. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Марина А.П. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Марина Александра Павловича (ИНН: 781013169165), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2023 г. N РНП-78-1795/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024