Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (далее - Заказчик):
ООО "ВЕКТОР" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32702-ЭП/23 от 12.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходного имущества (перчатки одноразовые) для нужд ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (извещение N 0372100032623000404),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходного имущества (перчатки одноразовые) для нужд ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (извещение N 0372100032623000404) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 499 610,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ВЕКТОР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ВЕКТОР" заключен государственный контракт N 404-ЭА/2023 от 06.10.2023 на сумму 1 499 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ВЕКТОР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что согласно заключенному Контракту, Участник обязался осуществить поставку расходного имущества (перчатки одноразовые) для нужд ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (далее - Товар), соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки (п. 3.1.1 Контракта).
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком по адресу: 191024, г. Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 16 Мед. Склад (далее - Место доставки) на условиях, предусмотренных п. 1.3 Контракта.
Поставка товара производится с даты заключения Контракта на основании заявки Заказчика, в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки Поставщиком.
10.10.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку Товара по Контракту. Заявка была направлена с учетом условий Контракта на электронную почту Поставщика, указанную в Контракте. Срок поставки по указанной заявке - 17.10.2023.
24.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика было направлено Требование о поставке товара N И/1293 от 24.10.2023, согласно которому Заказчик требовал от Поставщика в срок до 31.10.2023 осуществить поставку Товара.
07.11.2023 Поставщиком осуществлена частичная поставка Товара.
По результату проведенной Заказчиком экспертизы собственными силами было выявлено несоответствие поставленного Товара условиям Контракта:
На основании вышеизложенного 16.11.2023 Заказчиком в адрес Поставщика был направлен Мотивированный отказ в приемке товара N И/1415 от 16.11.2023, согласно которому Заказчик требовал от Поставщика в срок до 23.11.2023 устранить нарушения и осуществить поставку Товара согласно направленной заявке от 10.10.2023 и условиям Контракта.
По истечению установленного срока Поставщик взятые на себя обязательства не выполнил, Заказчика о предполагаемой дате поставки не известил, Товар в установленные сроки не поставил, об обстоятельствах непреодолимой силы, препятствующих исполнению Контракта, не уведомил.
Таким образом, по состоянию на 27.11.2023 Поставщиком не поставлен Товар полностью по п. 2, 3, 4, 5, 6 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Спецификация).
Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ч. 1. ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки Поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (абз. 3 п. 2 ст. 523 ГК РФ).
В связи с неисполнением Поставщиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.3 Контракта, ч. 9. ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
07.12.2023 Поставщиком была осуществлена частичная поставка Товара. В результате проведенной экспертизы Заказчиком установлено следующее.
ООО "ВЕКТОР" поставило вместо указанных в заявке товаров (6 позиций Спецификации) 5 000 пар перчаток, не соответствующих ни одному пункту Спецификации.
Внешний вид Товара не соответствовал требованиям регистрационных удостоверений, установленных условиями Контракта. Регистрационное удостоверение поставленного Товара под N РЗН 2022/16511 от 02.02.2022 не соответствовало номерам регистрационных удостоверений, указанных в Контракте.
Согласно п. 1, 2, 3, 4 Спецификации Товар должен соответствовать регистрационному удостоверению N РЗН 2023/20249 от 18.05.2023.
Согласно п. 1, 5, 6 Товар должен соответствовать регистрационному удостоверению N РЗН 2022/17441 от 22.11.2022.
В соответствии с п. 4.3.1 Контракта качество поставляемого Товара должно соответствовать требованиям стандартов, установленных законодательством Российской Федерации к данному виду Товаров, а также экологическим, санитарно-гигиеническим правилам и другим нормам, и правилам, действующим на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4.3.2 Контракта качественные и технические характеристики поставленного Товара должны соответствовать условиям настоящего Контракта и Спецификации.
Поставщиком при поставке Товара были допущены нарушения условий Контракта, которые исключили возможность принять поставленный им Товар, в результате чего 07.12.2023 Поставщику было отказано в приемке поставленного Товара (Мотивированный отказ от 07.12.2023 размещен Заказчиком посредством Официального сайта).
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ВЕКТОР" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Спецификацией определен следующий предмет поставки:
1. XS - Перчатки медицинские нитриловые диагностические (смотровые) нестерильные РУ N РЗН 2022/17441 от 22.11.2022;
S, М, L, XL - Перчатки диагностические нитриловые особопрочные одноразовые неопудренные текстурированные нестерильные РУ N РЗН 2023/20249 от 18.05.2023 КТРУ22.19.60.119-00000008, Российская Федерация;
2. Перчатки диагностические нитриловые особопрочные одноразовые неопудренные текстурированные нестерильные РУ N РЗН 2023/20249 от 18.05.2023, КТРУ22.19.60.119-00000008, Российская Федерация;
3. Перчатки диагностические нитриловые особопрочные одноразовые неопудренные текстурированные нестерильные РУ N РЗН 2023/20249 от 18.05.2023, КТРУ22.19.60.119-8, Российская Федерация;
4. Перчатки диагностические нитриловые особопрочные одноразовые неопудренные текстурированные нестерильные РУ N РЗН 2023/20249 от 18.05.2023, КТРУ22.19.60.119-00000008, Российская Федерация;
5. Перчатки медицинские нитриловые диагностические (смотровые) нестерильные РУ N РЗН 2022/17441 от 22.11.2022, КТРУ22.19.60.119-00000008, Российская Федерация;
6. Перчатки медицинские нитриловые диагностические (смотровые) нестерильные РУ N РЗН 2022/17441 от 22.11.2022, КТРУ22.19.60.119-00000008, Российская Федерация.
10.10.2023 в адрес ООО "ВЕКТОР" поступила заявка на поставку Товара.
01.11.2023 от официального дистрибьютера Поставщику поступили перчатки (Товар), после чего были направлены в адрес Заказчика.
07.11.2023 Товар был поставлен в адрес Заказчика на сумму 236 840,00 рублей.
16.11.2023 Заказчик согласился принять Товар по позициям 1-5 Документа о приемке на сумму 20 000,00 рублей, а от оставшейся части Товара отказался по основаниям, перечисленным в мотивированном отказе:
1. Товар по позициям 13-16 Документа о приемке не доставлен;
2. Текстурированный рисунок только на пальцах, не соответствует характеристике: "универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев";
3. Товар по оставшимся позициям не соответствует по толщине: требуется 0,17 мм (установлено менее 0,17 мм).
По смыслу гражданско-правового регулирования отношений сторон в сфере поставки товаров и согласно сложившейся в правоприменительной практике правовой позиции основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате поставленного товара является факт передачи товара соответствующего условиям договора поставки.
С учетом распределенного между сторонами процессуальным законом бремени доказывания на поставщике лежит обязанность доказывания факта поставки товара, а на заказчике, заявляющем о несоответствии требованиям договора поставленного товара, - данного факта ненадлежащего исполнения обязательств.
При этом по смыслу ст.ст. 10, 469, 474 - 477 ГК РФ надлежащее качество поставленного товара в отсутствие доводов покупателя об ином предполагается (презюмируется). Заявляя о некачественности переданного товара, покупатель несет бремя доказывания соответствующих обстоятельств относимыми, допустимыми, достоверными доказательствами, совокупность которых должна в достаточной степени подтвердить обоснованность его возражении.
Представитель Участника заявил, что:
1. Поставленные перчатки имеют текстурный рисунок на всей поверхности, что обеспечивает надежный захват инструментов, и соответствует требованиям Контракта и приложенному в составе заявке регистрационному удостоверению.
В Контракте установлено, что перчатки должны обладать следующим свойством: Универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев.
Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 указывают на удобство, комфорт и функциональность перчаток, медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность.
Перчатки, не соответствующие ГОСТ Р 52239-2004 и Методическим рекомендациям МР 3.5.1.0113-16, не пройдут проверку уполномоченного органа в сфере здравоохранения, таким перчаткам не будет выдано регистрационное удостоверение.
Поставленные перчатки обладают перечисленными качествами, в том числе имеют повторяющиеся кольцевые анатомические расширения в области суставов пальцев, для профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движении.
2. Порядок проведения проверки и контроля толщины, герметичности перчаток определен ГОСТ Р 52239-2004. Так в указанном ГОСТ установлено, что размеры (ширина, длина, толщина) должны соответствовать уровню контроля и допустимый уровень качества (AQL)S-2 4,0 (по ГОСТ Р ИСО 2859-1). Толщину двух стенок неповрежденной перчатки измеряют в соответствии с требованиями ИСО 4648 толщиномером с давлением на основание (225) кПа в точках, указанных на рисунке 2, на расстоянии (13
3) мм от вершины среднего пальца, точно в центре ладони. Толщина одной стенки в каждой точке, равная половине толщины двух стенок, должна соответствовать норме, приведенной в таблице 2, при уровне контроля и приемлемом уровне качества (AQL), указанным в таблице 1. Если при визуальном осмотре обнаруживают утонение в какой-либо области перчатки, то измеряют толщину одной стенки перчатки в этой области.
Прочностные свойства перчаток определяют в соответствии с ГОСТ не менее чем на трех образцах, вырубленных из каждой перчатки, принимая за результат среднеарифметическое значение. Образцы для испытания вырубают из пленки ладонной или тыльной стороны перчатки.
Таким образом, по мнению представителя Участника, Заказчиком не были проведены исследования в соответствии с ГОСТ, а указанные в мотивированном отказе результаты исследования (менее 0,17 мм) имеют неконкретный характер. Вместе с тем в разделе 6.1 таблицы N 2 "Размеры и допустимые отклонения" ГОСТ Р 52239-2004 2Перчатки медицинские диагностические одноразовые" установлено - "толщина не менее - 0,11 - для текстурированных участков". То есть ГОСТ допускает отклонения до показателя не менее 0,11 мм. Что дополнительно подтверждает необоснованность замечаний Заказчика.
3. Позиции 13-16 Документа о приемке были утеряны грузоперевозчиком в ходе доставки груза. С грузоперевозчиком ведется претензионная работа.
07.12.2023 Заказчику поставлена оставшаяся часть Товара. В этот же день Заказчик разместил мотивированный отказ, с указанием на то, что внешний вид перчаток не соответствует регистрационным удостоверениям, перечисленным в Контракте.
По мнению представителя Участника, данный отказ является незаконным и противоречит фактическим обстоятельствам.
07.12.2023 на Официальном сайте был сформирован структурированный Документ о приемке N 213 от 07.12.2023 на сумму 216 840,00 рублей. К Документам приложены:
- Регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2022-17441 от 22.11.2022;
- Регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2023-20249 от 18.05.2023;
- Выписка из реестра российской продукции 2692-1-2023 от 15-28 02.08.2023;
- Выписка из реестра российской промышленной продукции 1715-1-2022 от 02.08.2022.
Перечисленные регистрационные удостоверения соответствуют условиям Контракта.
Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В разделе 5 Контракта определен перечень документов, которые необходимо предоставить Заказчику при поставке Товара.
Все обязательства по передаче сопроводительных документов Поставщиком были исполнены. Необходимость предоставления данных документов, подтверждающие качество и характеристики перчаток, определил сам Заказчик при составлении проекта Контракта.
При таких обстоятельствах, представитель Участника считает, что Заказчик обязан был принять поставленный Товар в полном объеме. 13.12.2023 в адрес Заказчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность за поставленный Товар. Однако Заказчик вновь отказался принимать Товар, ссылаясь на регистрационное удостоверение, которое Поставщик не предоставлял Заказчику, то есть отказ носит немотивированный характер.
4. Кроме того, в составе заявки ООО "ВЕКТОР" были приложены: Регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2022-17441 от 22.11.2022, и Регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2023-20249 от 18.05.2023, в котором содержалась информация о предлагаемом к поставке Товаре.
Заказчик признал заявку соответствующей условиям документации, тем самым согласился, что предлагаемый к поставке Товар удовлетворяет потребности Заказчика.
Условия о предлагаемом к поставке Товара, в том числе сведения о регистрационном удостоверении были включены в Контракт, что послужило основанием для поставки Товара в соответствии с перечисленными требованиями.
С учетом изложенного, к спорным правоотношениям подлежит применению принцип эстоппель (англ. estoppel - лишать права возражения), являющийся одним из проявлении принципа добросовестности (ст. 1, 10 ГК РФ). Содержанием указанного принципа является недопустимость противоречивого и непоследовательного поведения участника правоотношении, ущемляющего интересы других участников правоотношений. Фактически эстоппель запрещает противоречивое поведение участников оборота.
Заказчик в ходе проведения закупки и исполнения Контракта подтвердил необходимость поставки Товара, указанного в заявке (наименование, характеристики), однако на стадии приемки изменил свое поведение путем отказа от приемки согласованного Товара.
На основании вышеизложенного представитель Участника сделал вывод, что все замечания Заказчика являются незаконными и необоснованными и направлены на уклонение от приемки Товара.
Так, 06.12.2023 в адрес Заказчика была направлена претензия, в которой указывалось на нарушения порядка измерения толщины перчаток. Однако Заказчик на письмо не ответил, не провел повторную процедуру измерения перчаток в соответствие с ГОСТ, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности со стороны Заказчика в приемке перчаток.
Ни в одном акте и претензии, решении об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик не указывал на невозможность использования поставленного Товара, а замечания, по мнению представителя Участника, носят необоснованный и несущественный характер.
С учетом установленной п. 5 ст. 10 ГК РФ презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, а также по смыслу ст.ст. 469, 474 - 477 ГК РФ надлежащее качество поставленного товара в отсутствие доводов покупателя об ином предполагается (презюмируется).
Заявляя о некачественности переданного товара, покупатель в силу ст.ст. 9, 65 АПК РФ несет бремя доказывания соответствующих обстоятельств относимыми, допустимыми, достоверными доказательствами, совокупность которых должна в достаточной степени подтвердить обоснованность его возражений.
Таким образом, представитель Участника полагает, что продукция изготовлена и поставлена в соответствии с регистрационным удостоверением. Качество продукции подтверждается приложенными документами на Товар. Поскольку Товар поставлен в полном объеме и по своих характеристикам он отвечал требованиям Контракта и аукционной документации, решение об одностороннем отказе должно было быть отменено. Однако вопреки требованиям Закона о контрактной системе Заказчик Решение не отменил, тем самым нарушил права и законные интересы Поставщика, гарантированные ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ВЕКТОР" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "ВЕКТОР" были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в Контракте, и, как следствие, эти действия были направлены на удовлетворение государственных нужд, являющихся предметом Аукциона.
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС Участник не представил достаточных и убедительных доказательств (в том числе заключения независимой экспертизы), подтверждающих соответствие предложенного Заказчику к поставке Товара условиям Контракта, а также требованиям Спецификации.
При этом, согласно п. 3.3.3 Контракта установлено, что экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами.
Заказчик в соответствии с условиями Контракта произвел своими силами экспертизу поставленного Поставщиком Товара и установил его несоответствие условиям Контракта.
Таким образом, подписав Контракт, Поставщик согласился с его условиями, однако нарушил их, не исполнив свои обязательства по поставке Товара ни в установленный срок, ни после принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что ООО "ВЕКТОР" со своей стороны должным образом не ознакомилось с требованиями, установленными в извещении о закупке, и без надлежащей внимательности и осмотрительности подписало проект Контракта, тем самым согласившись с его условиями, однако не исполнило их, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов, в связи с чем представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС настаивал на включении ООО "ВЕКТОР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ВЕКТОР", ИНН: 3304025683; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Сметанкин Сергей Николаевич, ИНН: 330406700459, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ВЕКТОР" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.12.23 |
14.12.23 |
12.12.23 |
0 |
12.12.23 |
19.12.23 |
19.12.23 |
0 |
22.12.23 |
22.12.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2023 г. N РНП-78-1797/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024