Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "Д-ГРУПП" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32879-ЭП/23 от 13.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку СКЗИ КриптоПро 5.0 для нужд СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" в 2023 году (извещение N 0372200211123000017),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку СКЗИ КриптоПро 5.0 для нужд СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" в 2023 году (извещение N 0372200211123000017) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 406 050,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Д-ГРУПП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Д-ГРУПП" заключен государственный контракт N 0372200211123000017 от 13.03.2023 на сумму 269 969,75 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 11.3, 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.04.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Д-ГРУПП".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить на поставку СКЗИ КриптоПро 5.0 для нужд СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" (далее - Товар) в течение 10 рабочих дней со дня подписания Контракта его сторонами (п. 1.3 Контракта).
21.03.2023 Участник с использованием ЕИС сформировал Документ о приемке N 1 от 21.03.2023 и направил его в адрес Заказчика.
В соответствии с п. 3.3.3 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами.
Заказчик, руководствуясь п. 3.3.3 Контракта, провел экспертизу своими силами, в результате которой было выявлено следующее:
1. ООО "КРИПТО-ПРО", являясь правообладателем программы для ЭВМ СКЗИ "Крипто Про CSP" версии 5.0, не предоставляло прав использования указанной программы, в том числе на сублицензию, ООО "Д-ГРУПП", договоры на предоставление прав использования программы для ЭВМ СКЗИ "Крипто Про CSP" версии 5.0. с ООО "Д-ГРУПП" не заключались;
2. предоставленные Заказчику бланки Лицензий на право пользования программы для ЭВМ СКЗИ "Крипто Про CSP" версии 5.0 на одном рабочем месте в количестве 150 (сто пятьдесят) шт. являются поддельными.
Использование СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" программы для ЭВМ СКЗИ "Крипто Про CSP" версии 5.0 посредством ввода серийных (лицензионных) номеров ключей установки, содержащихся в Лицензиях, полученных в рамках заключенного Контракта, является нарушением исключительных прав ООО "КРИПТО-ПРО".
В этой связи 03.04.2023 Поставщику было отказано в приемке Товара.
Заказчиком в адрес Поставщика были направлены 2 претензии (от 11.04.2023 N 250, от 19.04.2023 N 274) с требованием об устранении выявленных нарушений. Однако действий со стороны Поставщика по устранению выявленных нарушений не последовало со стороны ООО "Д-ГРУПП".
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.05.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Д-ГРУПП" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.05.2023.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч.ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение Заказчика вступило в законную силу 23.05.2023, однако Заказчик направил в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков только 13.12.2023, что образует в его действиях нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Д-ГРУПП", заключив Контракт с Заказчиком, руководствуясь нормами государственного Контракта, Закона о контрактной системе, ГК РФ и иных правовых актов Российской Федерации, своевременно приступило к выполнению взятых на себя обязательств. Однако в ходе исполнения Контракта Поставщик столкнулся с обстоятельствами, препятствующими его своевременному исполнению и не зависящими от него.
21.03.2023 ООО "Д-ГРУПП" осуществило поставку Товара (СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0 на одном рабочем месте в количестве 150 штук (Документ о приемке N 1 от 21.03.2023) в соответствии с п. 1.3 Контракта.
11.04.2023 Поставщик получил претензию от Заказчика исх. N 250. Исходя из ее содержания, Заказчиком проведена экспертиза поставленного ООО "Д-Групп" Товара в целях проверки представленных результатов исполнения условий Контракта. По результатам данной экспертизы, как сообщил Заказчик, выявлено, что СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0 на одном рабочем месте в количестве 150 шт., представленные Поставщиком, являются поддельными.
В ответ на вышеупомянутую претензию Поставщик направил письмо, в котором сообщил, что ООО "Д-ГРУПП" не заключало и не заявляло, что заключало договоры с правообладателем программы для ЭВМ СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0 на предоставление прав использования указанной программы, в том числе права на сублицензию. Более того, по мнению Поставщика, согласно положениям Контракта, к Поставщику не применены требования по обязательному получению прав использования указанной программы, в том числе прав на сублицензию от правообладателя программы ООО "КРИПТО-ПРО". Представленные Поставщиком в СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" бланки лицензий на право пользования программы для ЭВМ СКЗИ "Крипто Про CSP" версии 5.0 на одном рабочем месте в количестве 150 (сто пятьдесят) шт. являются подлинными, что подтверждается следующим.
С целью проверки подлинности лицензий ООО "Д-ГРУПП" направило запрос в телеграм-бот КриптоПро (https://t.me/CryptoProAssistantBot), являющийся официальным информационным ресурсом для проверки лицензий ООО "КРИПТО-ПРО". Поставщик представил к проверке лицензии в количестве 11 (одиннадцать) шт., выбранные в произвольном порядке из 150 (сто пятьдесят) шт., представленных Заказчику в рамках исполнения Контракта. В результате проверки лицензий КриптоПро бот выдал заключение о том, что представленные лицензии являются валидными, то есть постоянными и рабочими. Данный факт зафиксирован Протоколом осмотра доказательств от 13.04.2023.
Кроме того, Поставщик проверил лицензии в количестве 58 (пятьдесят восемь) шт. на официальном сайте service.cryptopro.ru на возможность обновления. Результатом проверки стало, что для всех представленных лицензий обновление возможно. Отметка "Обновление возможно" свидетельствует о том, что лицензия не заблокированная - является действительной и имеется возможность ее обновления.
В ходе проверки поставленных лицензий в рамках исполнения Контракта, Поставщику стало известно, что данные лицензии были выданы правообладателем программы ЭВМ СКЗИ "Крипто Про CSP" версии 5.0 ООО "КРИПТО-ПРО" ООО "МЕТМАШПРОЕКТ".
По данному обстоятельству ООО "Д-ГРУПП" была инициирована проверка контрагентов, в рамках которой, в целях предотвращения возникновения нарушений исключительных прав в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Поставщиком направлен запрос в ООО "МЕТМАШПРОЕКТ".
11.05.2023 ООО "Д-ГРУПП" направило в адрес ООО "СК ИСКАНДЕР" претензию по факту недобросовестного и некачественного исполнения ООО "СК ИСКАНДЕР" своих обязательств по Договору путем введения ООО "Д-ГРУПП" в заблуждение с требованием предоставить информацию относительно правомерности использования и передачи программ для ЭВМ СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0, переданных исполнителем заказчику по Договору N 7-5/23 от 09.01.2023.
Учитывая изложенное, представитель Участника считает, что у ООО "Д-ГРУПП" не было намерения уклоняться от надлежащего исполнения Контракта и вводить Заказчика в заблуждение.
Поставщик в соответствии с ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе своевременно предоставлял достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Таким образом, по мнению представителя Участника, ООО "Д-ГРУПП" со своей стороны в ходе исполнения Контракта проявлено исключительно добросовестное поведение. Поставщик делал все от него зависящее для удовлетворения нужд Заказчика и достижения целей Контракта, однако при исполнении своих обязательств столкнулся с обстоятельствами, не зависящими от него и препятствующими исполнению Контракта.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Д-ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Приложением N 2 к Контракту (Описание объекта закупки) установлено, что поставка программного обеспечения осуществляется путем передачи представителям Заказчика лицензионной документации и серийного ключа. Поставщик передает представителю Заказчика Лицензионное Соглашение на бумажном носителе и обеспечивает доступ к дистрибутивам программного обеспечения.
Для проверки лицензионной частоты Заказчиком 24.03.2023 в адрес Поставщика был направлен запрос N 188 о предоставлении копии лицензионного договора и акта передачи прав, на основании которых была осуществлена поставка лицензий в адрес Заказчика. Однако Поставщик так и не предоставил запрашиваемую информацию.
Таким образом, требования, указанные в Приложении N 2 к Контракту (Описание объекта закупки), не были выполнены Поставщиком.
Кроме того, Заказчик письмом N 193 от 27.03.2023 обратился к ООО "КРИПТО-ПРО" и получил ответ от том, что использование программы для ЭВМ СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0, не нарушая исключительных прав ООО "КРИПТО-ПРО", возможно только посредством ввода в указанную программу для ЭВМ серийного (лицензионного) номера ключа установки, содержащегося в Лицензии, оформленной на бумажном носителе формата А4, по установленной ООО "КРИПТО-ПРО" форме (далее - бланк Лицензии). Каждый серийный (лицензионный) номер ключа установки программы для ЭВМ СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0, является уникальным, передается ООО "КРИПТО-ПРО" только в рамках заключенных договоров. ООО "КРИПТО-ПРО", являясь правообладателем программы для ЭВМ СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0, не предоставляло прав использования указанной программы, в том числе права на сублицензию, ООО "Д-ГРУПП"; договоры на предоставление прав использования программы для ЭВМ СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0 с ООО "Д-ГРУПП" не заключались. Предоставленные СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" бланки Лицензий на право использования программы для ЭВМ СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0 на одном рабочем месте в количестве 150 (сто пятьдесят) шт. являются поддельными. Использование СПб ГБУЗ "Городская больница N 20" программы для ЭВМ СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0 посредством ввода серийных (лицензионных) номеров ключей установки, содержащихся Лицензиях, полученных в рамках Контракта, является нарушением исключительных прав ООО "КРИПТО-ПРО".
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, в соответствии с его условиями, однако не исполнил их, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестности ООО "Д-ГРУПП".
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что ООО "Д-ГРУПП" со своей стороны должным образом не ознакомилось с требованиями, установленными в извещении о закупке, и без надлежащей внимательности и осмотрительности подписало проект Контракта, тем самым согласившись с его условиями, однако не исполнило их, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Д-ГРУПП", ИНН: 7820082123; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Дорош Дмитрий Анатольевич, ИНН: 472100856806, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Д-ГРУПП" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
23.05.23 |
25.05.23 |
13.12.23 |
145 |
13.12.23 |
20.12.23 |
20.12.23 |
0 |
25.12.23 |
25.12.23 |
0 |
145 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2023 г. N РНП-78-1819/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2024