Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "АРМ "Арх-Рест" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32880-ЭП/23 от 13.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом" в составе комплекса "Дом Гудовича В.В. со служебным флигелем, садом и оградой": разработка проектно-сметной документации на ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования здания ГБДОУ детский сад N 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Парковая ул., д. 18, литер А (извещение N 0172200002922000180),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом" в составе комплекса "Дом Гудовича В.В. со служебным флигелем, садом и оградой": разработка проектно-сметной документации на ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования здания ГБДОУ детский сад N 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Парковая ул., д. 18, литер А (извещение N 0172200002922000180) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 679 150,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АРМ "Арх-Рест".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АРМ "Арх-Рест" заключен государственный контракт N 0172200002922000180-1 от 26.10.2022 (далее - Контракт) на сумму 3 679 150,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 и ст. 450.1 ГК РФ в случае существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта, а именно:
9.1.1. задержки Подрядчиком хода работ по его вине, когда срок промежуточного выполнения работ, установленный в разделе 3 Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), увеличивается более чем на 5 рабочих дней;
9.1.2. задержки Подрядчиком хода работ по его вине, когда срок окончания работ, установленный в Контракте, увеличивается более чем на 5 рабочих дней;
9.1.3. если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АРМ "Арх-Рест".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом" в составе комплекса "Дом Гудовича В.В. со служебным флигелем, садом и оградой": разработка проектно-сметной документации на ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования здания ГБДОУ детский сад N 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, Парковая ул., д. 18, литер А (далее - Работы) в срок с даты заключения Контракта и не позднее 270 (двухсот семидесяти) календарных дней; промежуточные сроки выполнения Работ включены в раздел 3 (Приложение N 2 к Контракту) (п. 2.1 Контракта).
Срок выполнения Работ истек 29.07.2023. В адрес Подрядчика неоднократно направлялись претензии о ненадлежащем исполнении Контракта N 111/1 от 25.07.2023, N 124/1 от 18.08.2023, N 148 от 19.10.2023, N б/н от 17.11.2023, а также уведомление N б/н от 24.11.2023.
Однако по состоянию на 30.11.2023 Работы Подрядчиком не были закончены, проектная документация Заказчику не представлена, в связи с чем Заказчик на основании п. 9.1.2 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АРМ "Арх-Рест" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в рамках исполнения Контракта ООО "АРМ "Арх-Рест" приступило к исполнению Контракта. В ходе проведения подготовительных работ Подрядчиком были выявлены обстоятельства, препятствующие исполнению Работ по Контракту, о чем им было подготовлено и 23.01.2023 направлено заключение о невозможности реализации части мероприятий Специальных технических условий (далее - СТУ). В письме от 27.01.2023 Подрядчик просил проинформировать Заказчика о дальнейшем производстве Работ с учетом выводов, представленных в заключении.
Кроме того, Подрядчиком были направлены запросы в ООО "Пожарный регистр" от 13.03.2023 и КГИОП от 12.02.2023 с вопросами о разъяснении порядка согласования изменений СТУ, на что были получены ответы о том, что отдельное согласование СТУ без согласования проектной документации не производится.
Находясь в состоянии неопределенности о возможности дальнейшего производства Работ по Контракту, Подрядчик обратился к Заказчику исх. 01-167-23 от 13.07.2023, в котором предложил Заказчику либо продлить срок выполнения Работ по Контракту, либо расторгнуть Контракт по соглашению сторон, а на период принятия решения проинформировал Заказчика о приостановлении Работ по Контракту, руководствуясь при этом положениями ст. 716 ГК РФ о добросовестном и должном поведении Подрядчика, выявившим в ходе выполнения Работ непригодность технической документации.
В связи с тем, что со стороны Заказчика не последовало разумных предложений о разъяснении возникшей ситуации, Подрядчик уведомил Заказчика о расторжении Контракта в одностороннем порядке 13.11.2023.
Вместе с тем Комиссия УФАС установила, что решение об одностороннем расторжении Контракта не было сформировано Подрядчиком посредством Официального сайта.
Представитель Участника полагает, что неисполнение обязательств Подрядчиком было обусловлено виной Заказчика, что в соответствии со ст. 404 ГК РФ уменьшает размер ответственности должника, в следствие вины кредитора.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АРМ "Арх-Рест" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Подрядчик имел намерение исполнить Контракт и не собирался уклоняться от его исполнения, но несоответствия технической документации, не устраненные по вине Заказчика, не позволили ему это сделать.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая активные действия ООО "АРМ "Арх-Рест", направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "АРМ "Арх-Рест" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АРМ "Арх-Рест" (ИНН: 7839107124), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2023 г. N РНП-78-1820/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024