Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в отсутствие представителя Усть-Джегутинского городского поселения (далее - Заказчик),
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Михайловой Х.В. (далее - Заявитель);
надлежащим образом извещенных уведомлением от 27.12.2023 N АК/2789/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы Заявителя, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0179300002023000016 "Подготовка конкурсной заявки и документации для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях г. Усть-Джегута" (далее - конкурс, закупка) с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 105 Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе Заявителя, Комиссия Заказчика неправомерно приняла решение о соответствии заявки требованиям извещения о проведении закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик явку представителей не обеспечил, а также возражений в адрес Управления не представил.
Рассмотрение жалобы Заявителя Комиссией Управления состоялось 09 января 2024 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
01.12.2023 16:51 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N 0179300002023000016 "Подготовка конкурсной заявки и документации для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях г. Усть-Джегута" (извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме - 01.12.2023 16:51 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта -3 500 000, 00 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 01.12.2023 16:51 ч.; Дата и время окончания подачи заявок 18.12.2023 08:00 ч.
На участие в конкурсе поданы 6 заявок от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и не ценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно доводу жалобы Заявителя, заявка участника под номером 48417 не соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
В соответствии с пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.12.2023 N ПРОII1 (далее - Протокол) заявка Заявителя с идентификационным номером "48417" признана соответствующей требованиям извещения о проведении конкурса.
Комиссией Управления установлено, что заявка "48417" соответствует требованиям установленным извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме и Закону о контрактной системе. Комиссия Управления не усматривает признаков нарушения неправомерного допуска участника закупки, заявке которого присвоен номер "48417".
Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно п. 1 ч. 2. ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки в разделе 2 "Основные требования к проектным решениям и сдаваемым материалам" в содержании требований к созданию беспрепятственной, доступной и безопасной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения установлено, что при проектировании руководствоваться СНиП "Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения", утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ и вступившим в силу 01 января 2013 года.
Комиссия Управления отмечает, что в связи с введением в действие СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 904/п, вышеуказанный свод правил, на момент размещения извещения о проведении открытого конкурса является недействующим.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования п. 2, ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2. ст. 42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 данного Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно п. 19 Положения об оценке заявок на участие в закупке, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к данному Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно п. 22 Положения об оценке заявок на участие в закупке в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к данному Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Комиссия Управления установила, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен детализирующий показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки".
Заказчиком также установлены следующие детализирующие показатели: характеристика N 1 (Потребность в оборудовании и трудовых ресурсах), характеристика N 2 (Технологическая карта оказания услуг по подготовке конкурсной заявки и документации для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях), характеристика N 3 (Система контроля качества), характеристика N 4 (Перечень нормативно-технической документации, применяемой при подготовке конкурсной заявки и документации для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях).
При этом Комиссия Заказчика оценивает сведения по показателям путем изучения данных, представленных в заявке (предложении) на участие в конкурсе (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, в случае их наличия), и выставляет баллы каждой заявке (предложению) в зависимости от представленных сведений. Оценка по показателю оценки "качественные характеристики объекта закупки" будет производиться членами комиссии на основании предложений участника закупки, представленных в заявке. В случае если данные сведения о качественных характеристиках объекта закупки не представлены или представлены, но содержат в себе преимущественно подтверждение соответствия положениям и/или цитирование (ссылки) положений описания объекта закупки, не соответствуют требованиям действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов в области деятельности составляющей предмет данной закупки, а также содержат ссылки на недействующие на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов в области деятельности составляющей предмет данной закупки Комиссия Заказчика присваивает такой заявке 0 баллов по данному показателю и критерию оценки.
Вместе с тем, порядок оценки закупки, например, "развернутое описание", "степень проработанности предложения", "детализированные, конкретизированные сведения", что не позволяет четко и однозначно определить участникам закупки конкретное соотношение степени развернутости, проработанности, детализации, конкретизации и количества присваиваемых баллов.
Используемые Заказчиком термины, определяющие начисление баллов, являются субъективными, в связи с чем оценка по такому детализирующему показателю будет целиком зависеть от мнения членов конкурсной Комиссии, а не от предложения лучших условий исполнения муниципального контракта.
Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок не раскрывает конкретных измеряемых требований к предмету оценки, что не позволяет определить степень проработанности и соответствия представляемых документов описанию объекта закупки в целях получения максимального количества баллов при оценке заявки участника.
Кроме того, даже идеальное описание порядка оказания услуг никоим образом не связано и не гарантирует Заказчику в дальнейшем качественное исполнение заключенного по итогам закупки муниципального контракта.
Учитывая изложенное, установленный заказчиком порядок оценки заявок не отвечает принципу определенности и однозначности и в итоге позволяет конкурсной Комиссии Заказчика по своему субъективному усмотрению определять победителя открытого конкурса, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия оказания услуг.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2019 по делу N А44-4987/2018 и постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу N А44-1882/2020.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Михайловой Х.В. необоснованной.
2. Признать Усть-Джегутинское городское поселение нарушившим п. 2, ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки "АГЗ РТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 9 января 2024 г. N 009/06/106-01/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024