Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - Попов С.С., Чернышев М.Е., Бугаев С.В.
от ООО "АрхСпецСтрой" - Омельченко С.И.
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков
участника закупки - ООО "АрхСпецСтрой" по факту заключенного контракта 2705 от 26.07.2023 г. "на оказание услуг по осуществлению авторского надзора на объекте: Строительство водопровода от очистных сооружений с. Александрия до промзоны г. Благодарный Благодарненского городского округа Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в
целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении ООО "АрхСпецСтрой" (не включении) сведений в отношении в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав доводы представителя Заказчика, проведя проверку факта неисполнения победителем аукциона положений контракта и действий заказчика установила:
26.07.2023 г. между заказчиком и ООО "АрхСпецСтрой" был заключен контракт N 2705 на оказание услуг по осуществление авторского надзора на объекте: Строительство водопровода от очистных сооружений с. Александрия до промзоны г. Благодарный Благодарненского городского округа Ставропольского края (на основании п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
08.12.2023 г. Заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, из которого следует:
"_ В соответствии с п. 2.1 Контракта, авторский надзор осуществляется в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию Объекта, а в случае необходимости начального периода его эксплуатации. Авторисий надзор осуществляется в соответствии с Графиком оказания услуг по авторскому надзору (Приложение N3 к Контракту).
В соответствии с п.3.2.2. Контракта Исполнитель обязан оказывать услуги своевременно и качественно, в полном объеме. Выезд специалистов группы авторского надзора осуществляется в установленные планом (Приложение N 4) сроки или по заявкам Заказчика.
Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные Графиком, а также по специальному вызову Заказчика или Исполнителя, при каждом выезде на Объект специалисты заполняют Регистрационный лист посещения (п.2.5. Контракта).
После заключения Контракта Исполнитель обязан передать Заказчику журнал- авторского надзора, оформленный в соответствии с СП 246.1325800.2016 ''Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" и осуществлять его регулярное ведение. Журнал авторского надзора хранится на Объекте до завершения строительства (п.3.2.12. Контракта).
Планом выезда специалистов на объект (Приложение к Контракту) установлены конкретные даты посещений Объекта специалистами Исполнителя: 28.09.2023, 27.10.2023, 28.11.2023, однако представители Исполнителя в указанные дни на объекте не появлялись, регистрационные листы посещения Заказчику не предоставляли (п.2.5 Контракта). Отсутствие специалистов Исполнителя на Объекте в утвержденные планом даты подтверждается Актами б/н от 28.09.2023, 27.10.2023, 28.11.2023, составленными работниками ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на месте проведения работ. По сообщению ПТП Благодарненское филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"-"Северный" журнал авторского надзора за строительством Заказчику для регистрации не предоставлялся. Акты освидетельствования геодезической разбивочной основы Объекта, подписанные представителем авторского надзора, акты на скрытые работы, подписанные авторским надзором при выполнении работ (вскрытие растительного сдоя, разработка траншеи) к представителю Заказчика также не поступали. Промежуточные сроки оказания услуг Исполнителем нарушены.
Таким образом, Исполнителем обязательства по осуществлению авторского надзора ш Объекте не исполняются.
В адрес Исполнителя была направлена претензия N28-05/10578 от 30.11.2023 (доставлена нарочно 30,11.2023) о начислении штрафа и требовании о незамедлительном выполнении своих обязательств по Контракту. Письмом от 06.12.2023 (вх. N 10170) Исполнитель направил возражения по претензии.
Считаем доводы, изложенные в письме, не обоснованными, не соответствующими реальные обстоятельствам. Контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Контракт заключен в соответствии с Законом N44-ФЗ.
Пункт 11.2 контракта предусмотрено, что во всем, что не предусмотрено контрактом, стороны должны руководствуются законодательства РФ, в том числе положениями СП 246.1325800.2016.
Штраф, выставленный заказчику, также считаем необоснованным в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с п. 8.5 контракта штраф начисляется заказчику за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Обязательства заказчика указаны в п. 3.3 контракта и нарушены Заказчиком не были.
Представленная исполнителем информация о выездах на объект не подтверждена документально. Приказом Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр "Об утверждении свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" ведение журнала авторского надзора за строительством названо в числе функций, осуществляемых проектировщиком при осуществлении авторского надзора в процессе строительства объекта капитального строительства.
На основании п.п. 6.5 СП 246.1325800.2016 при осуществление авторского надзора за строительством зданий и сооружений ведется журнал авторского надзора. Журнал должен быть подготовлен проектировщиком с учетом требований ГОСТ 2.105, пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатями проектировщика и заказчика. Журнал заполняется руководителем группы авторского надзора или специалистами, осуществляющими авторский надзор, а также уполномоченными лицами заказчика и подрядчика. Контроль за выполнением указаний, внесенных в журнал, возлагается на специалистов авторского надзора.
Также в соответствии с п. 3.2.12 контракта, после заключения контракта исполнитель обязан передать заказчику журнал авторского надзора, оформленный в соответствии с СП 246.1325800.2016 "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" и осуществлять его регулярное ведение. Журнал авторского надзора храниться на объекте до завершения строительства. Исполнителю направлялось письмо от 30.08.2023 N 15-07/7470 с указанием контрактов ответственных подрядной организации, осуществляющей строительно-монтажные работы на объекте. Выявлено, что журнал авторского надзора на объекте отсутствовал, а представители группы авторского надзора с представителями подрядчика на связь не выходили.
Журнал авторского надзора предоставлен в ГУП СК "Ставполькрайводоканал" только письмом ООО "АрхСпецСтрой" от 16.12.2023 N 169. В представленном журнале отсутствует подпись и печать ответственных лиц со стороны заказчика, а также отсутствует дата, свидетельствующая о начале ведения журнала.
Кроме того, доказательством осуществления исполнителем услуг авторского надзора и посещения представителями исполнителя объекта является регистрационный лист посещения специалистами, осуществляющими авторский надзор за строительством предоставленном Исполнителем 06.12.2023, отсутствуют подписи представителей Заказчика, подтверждающие факт посещения объекта строительства представителями группы авторского надзора.
По факту отчетов, предоставленных в письме Исполнителя от 06.12.2023 N 169, поясняем, что в соответствии с пн.7.3 документирование результатов авторского надзора включает в себя письменное уведомление о выявленных недостатках выполненных работ при строительстве объекта капитального строительства. Однако от исполнителя не поступало никаких уведомлений о неисполнении работ на объекте.
В представленных фотоматериалах отчетов о проделанной работе N 1, N 2, N 3 N 4 (приложения к письму) невозможно судить о времени, в момент которого они были сделаны, ввиду отсутствия на них дат, либо иных подтверждающих фактов.
Данная позиция также отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2020 N Ф05-6487/2020 по делу N А40-122416/2019, Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N АЗЗ-6145/2017, Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств _".
Комиссия рассмотрев решение заказчика о расторжении в одностороннем порядке, пришла к следующему выводу:
1. В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик 08.12.2023 г. принимает решение о расторжении контракта, 08.12.2023 г. также данное решение было вручено представителю Общества Р.В. Волынскому о чем свидетельствует его роспись.
Процедура расторжения контракта со стороны заказчика соблюдена.
2. Вместе с тем, рассмотрев представленные в дела обеими сторонами материалы, документы, комиссия пришла также к следующему выводу:
08.12.2023 от Заказчика в адрес Исполнителя поступило Решение об одностороннем расторжении Контракта по причине нарушения Исполнителем 1) промежуточных сроков оказания услуг, 2) неисполнением обязательств по Контракту, а именно:
1) не представление Заказчику журнала авторского надзора за строительством для регистрации;
2) отсутствие Исполнителя на Объекте согласно Графику оказания услуг по авторскому надзору (приложение N 1 к Контракту) и Плану выездов специалистов авторского надзора на Объект, указанному в приложении N 4 к Контракту (далее - График, План выезда);
3) отсутствие поступления от Исполнителя в адрес Заказчика подписанных представителем авторского надзора актов освидетельствования геодезической разбивочной основы Объекта, актов скрытых работ.
11.12.2023 от Исполнителя в адрес Заказчика направлено требование N 177 об отмене Решения об одностороннем расторжении Контракта так как Исполнителем принимаются все меры, направленные на устранение нарушений условий Контракта, и предпринимаются действия по исполнению Контракта с одновременным направлением документов, свидетельствующих об этих обстоятельствах.
В свою очередь 18.12.2023 от Заказчика в адрес Исполнителя поступило письмо N 28-03/11188 об отсутствии оснований для отмены Решения о расторжении в одностороннем порядке Контракта.
06.12.2023, исходящим письмом N 169, (до принятия Решения о расторжении) Исполнитель представил в адрес Заказчика журнал авторского надзора за строительством на Объекте, который вел на Объекте, что подтверждает сам заказчик.
Также следует отметить, что условиями Договора и положениями СП 246.1325800.2016 не установлены сроки предоставления Исполнителем в адрес Заказчика журнала авторского надзора за строительством.
Заказчик в период с 27.07.2023 по 08.12.2023 не проинформировал Исполнителя с предоставлением подтверждающих документов, о том, кто от его имени действует по исполнению Контракта, а именно: кто осуществляет регистрацию журнала авторского надзора за строительством, подписывает регистрационные листы посещения Объекта специалистами, взаимодействие с Исполнителем, в том числе по уведомлению Исполнителя о необходимости освидетельствования строительно-монтажных работ, присутствует на Объекте, подписывает акты скрытых работ, акты промежуточной приемки, акты приемки работ
Заказчик не информировал Исполнителя с предоставлением подтверждающих документов, что от его имени действует по исполнению Контракта представитель ПТП Благодарненское филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"-"Северный".
По состоянию на 29.11.2023 от Заказчика не поступало запросов и (или) писем о необходимости представить именно представителю ПТП Благодарненское филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"-"Северный" журнал авторского надзора за строительством для его регистрации в данном учреждении.
На момент исполнения Контракта Заказчик не определил ответственных лиц за регистрацию журнала авторского надзора за строительством и взаимодействие с авторским надзором.
Вместе с тем Исполнитель исполнил п. 2.4 Контракта и в рабочем порядке направил посредством электронной почты в адрес представителя ГУП СК "Ставропольскрайводоканал" Бугаева С.В. приказ N 13 от 27.07.2023 о назначении специалистов, ответственных за проведение авторского надзора.
Кроме этого, согласно п. 6.4 СП 246.1325800.2016 журнал авторского надзора за строительством должен храниться на строительной площадке.
Согласно п. 7.9 СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004 в случае осуществления строительства на основании договора застройщик (технический заказчик) передает строительную площадку подрядной организации как лицу, осуществляющему строительство.
В даты посещения Объекта Исполнитель не наблюдал размещение на Объекте строительной площадки, что является нарушением требований п. 7.9 СП 48.13330.2019, в связи с чем Исполнителю не представлялось возможным оставить журнал авторского надзора за строительством на Объекте для его передачи Заказчику и хранения.
По мнению Общества, " _ ввиду несогласованных действий по реализации Контракта, в том числе со стороны Заказчика, имелись объективные обстоятельства, препятствующие ведению в полном объеме журнала авторского надзора за строительством на Объекте ...".
Вместе с тем, журнал велся, что подтверждается непосредственно решением заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке от 08.12.2023 г. (где отражено, что в представленном журнале отсутствует подпись и печать ответственных лиц со стороны заказчика, а также дата, свидетельствующая о начале ведения журнала). (подтверждается материалами дела).
С 06.12.2023 Исполнителем были устранены препятствия исполнения своих обязательств по Контракту, а у Заказчика отсутствовали основания для принятия 08.12.2023 Решения о расторжении Контракта по указанной причине.
3. Доводы Заказчика о принятии Решения об одностороннем расторжении Контракта в связи с нарушением промежуточных сроков оказания услуг, а именно отсутствием Исполнителя на Объекте согласно Графику и Плану выездов необоснованны и незаконны, так как Исполнитель своевременно принял меры, направленные на исполнение Контракта в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и представил в адрес Заказчика журнал авторского надзора за строительством на Объекте, дополнительные фотоматериалы, Отчеты о проделанной работе N 2 от 28.09.2023, N 3 от 27.10.2023, N 4 от 29.11.2023.
Приказом Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр утвержден свод правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" (СП 246.1325800.2016).
В соответствии с п. 6.3 СП 246.1325800.2016, п. 2.3, 3.2.2 Контракта:
1) Исполнитель осуществляет авторский надзор согласно Графику. Графиком предусмотрено 2-х этапное оказание услуг авторского надзора: I этап - с 27.07.2023 до 25.12.2023, II этап - с 26.12.2023 по 29.02.2024.
2) выезд специалистов группы авторского надзора на строительную площадку осуществляется в установленные Планом выездов. При этом, в этом Плане не указано время прибытия специалистов авторского надзора на строительную площадку, а Контрактом не установлен порядок и сроки уведомления о выезде Исполнителя на Объект.
Из буквального значения условий Контракта Исполнитель должен в назначенные Планом даты выехать на строительную площадку Объекта.
Вместе с тем, как указывалось выше, в нарушении требований п. 7.9 СП 48.13330.2019 на Объекте отсутствовала строительная площадка, по акту от 11.07.2023 также не представляется возможным установить точное местоположение строительной площадки.
Тем самым, Заказчиком не доказано, что им была передана строительная площадка подрядной организации, и не были предприняты меры, направленные на исполнение условий п. 3.2.2 Контракта в части организации выезда Исполнителя, а именно установления времени и места (на строительную площадку) встречи участников Контракта.
Однако, в целях исполнения условий Контракта, Исполнителем самостоятельно осуществлялось взаимодействие с представителем Заказчика-главным инженером ПТП Благодарненское филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"-"Северный" Ворсиным С.Д. (тел. 89624021472) по вопросу места и времени встречи на Объекте, что подтверждается распечаткой оказания услуг связи за 14.09.2023, 28.09.2023, 27.10.2023, 29.11.2023.
В рамках исполнения Плана выезда на Объект 28.09.2023, 27.10.2023, 29.11.2023 Исполнитель осуществил выезд на Объект в установленные даты и, с учетом согласованного времени и места, встретился на Объекте (в начальной точке проектируемого водовода ПК0+0,0) с главным инженером ПТП Благодарненское филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"-"Северный" Ворсиным С.Д., что подтверждается Отчетами о проделанной работе N 2, N 3,N 4, представленными Заказчику исходящим письмом от 06.12.2023 N 169, а также распечаткой оказания услуг связи за 28.09.2023, 27.10.2023, 29.11.2023.
По доводам Заказчика, о том, что в представленных фотоматериалах отчетов о проделанной работе N 2, N 3, N 4, отсутствуют даты и иные подтверждающие факты наличия на объекте Исполнителя, что ни положениями СП 246.1325800.2016, ни положениями Контракта не установлены формы отчетов специалистов авторского надзора о проделанной работе, а также порядок их заполнения. В Отчетах о проделанной работе N 2, N 3, N 4, на титульном листе, указаны даты выезда Исполнителя на Объект, а именно 28.09.2023, 27.10.2023, 29.11.2023 соответственно.
Вместе с тем, в целях дополнительного подтверждения выезда Исполнителя на Объект в письме в адрес Заказчика от 11.12.2023 N 177 были представлены фотоматериалы, на которых указаны даты выезда, что также подтверждает принятие Исполнителем мер, направленных на исполнение Контракта.
4. Доводы Заказчика о том, что Исполнителем в данные даты проводился только авторский надзор по реконструкции медленных фильтров на площадке ОСВ с. Александрия ошибочны, так как данные встречи были как в начальной точке проектируемого Объекта (водовода ПК0+0,0), так и в близи (не более 10-15 м) месторасположения от данной точки, в связи с чем Исполнителем осуществлялся авторский надзор и за строительством Объекта в рамках Контракта.
По факту представленных Заказчиком актов б/н от 28.09.2023, 27.10.2023, 28.11.2023, подтверждающих отсутствие исполнителя на Объекте, данные документы не могут быть приняты Исполнителем по вышеуказанным основаниям, а также, так как в них отсутствуют сведения о месте их составления с подтверждающими документами о нахождении лиц, их подписавших, на Объекте 28.09.2023 в 16.45, 27.10.203 в 15.50, 28.11.2023 в 16.40.
Кроме того, Заказчик не подтвердил, что уведомлял Исполнителя о необходимости прибытия на Объект в указанное время в актах, а именно 28.09.2023 в 16.45, 27.10.203 в 15.50, 28.11.2023 в 16.40. Исполнителю не было известно о необходимости прибытия на Объект именно в установленное актами б/н от 28.09.2023, 27.10.2023, 28.11.2023 время.
Кроме этого, Исполнитель 06.12.2023 (до принятия Решения об одностороннем расторжении) в представленном журнале авторского надзора за строительством и Отчетах о проделанной работе N 1 от 14.09.2023, N 2 от 28.09.2023, N 3 от 27.10.2023, N 4 от 29.11.2023, проинформировал Заказчика, о том, что в адрес авторского надзорного не поступала схема разбивки трассы линейного объекта согласно разделу проектной документации АСС-ПИР-214-ППО. В связи с отсутствием строительной площадки и представителей подрядной организации авторскому надзору также не представляется возможным получить схему разбивки трассы линейного объекта согласно разделу проектной документации АСС-ПИР-214-ППО и осуществить авторский надзор в полном объеме, что также подтверждает принятие Исполнителем мер, направленных на исполнение Контракта в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Исполнитель своевременно принял меры, направленные на исполнение Контракта, и представил в адрес Заказчика журнал авторского надзора за строительством на Объекте, дополнительные фотоматериалы, Отчеты о проделанной работе N 2 от 28.09.2023, N 3 от 27.10.2023, N 4 от 29.11.2023, в которых указано, что Исполнителем осуществлен выезд на Объект согласно Графику и Плану выездов, установив время выезда самостоятельно, так как предполагал, что в указанные даты в рабочее время на Объекте должен был находится представитель подрядной организации, осуществляющий работы по СМР, которого заранее проинформировал Заказчик о выезде авторского надзора.
5. Доводы Заказчика о принятии Решения об одностороннем расторжении Контракта по причине отсутствия поступления от Исполнителя в адрес Заказчика подписанных представителем авторского надзора актов освидетельствования геодезической разбивочной основы Объекта, актов скрытых работ незаконны и не обоснованы по следующим основаниям.
Согласно пп. "е" п. 5.2 СП 246.1325800.2016 Перечень основных видов скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, в освидетельствовании которых принимает участие специалист авторского надзора определяется договором на осуществление авторского надзора.
Согласно п. 6.1.4, п. 6.1.5, пп. "в" и "д" приложения А СП 246.1325800.2016 договором на осуществление авторского надзора должны устанавливаться сроки уведомления и порядок вызова специалистов авторского надзора с целью освидетельствования и промежуточной приемки строительно-монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. При этом, за 10 календарных дней до начала следующего месяца заказчик уведомляет руководителя группы авторского надзора о требуемых специалистах авторского надзора с учетом фактического исполнения строительно-монтажных работ.
Кроме того, в соответствии с п. 6.3 СП 246.1325800.2016 выезд специалистов группы авторского надзора на строительную площадку осуществляется в установленные планом-графиком сроки. В случае, если фактические сроки выполнения строительно-монтажных работ не совпадают с установленными календарным планом производства работ по объекту, Заказчик должен своевременно (не менее чем за пять рабочих дней) информировать руководителя группы авторского надзора о том, что подлежащие освидетельствованию работы или ответственные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащие промежуточной приемке, не готовы для освидетельствования и/или приемке или готовы ранее установленного срока, и определить новые сроки выезда группы авторского надзора.
В силу требований п. 6.3 СП 246.1325800.2016 вызов на объект специалистов авторского надзора с указанием видов работ, ответственных конструкций, участков сетей, подлежащих освидетельствованию, осуществляется только Заказчиком.
Таким образом, именно на Заказчика возлагается обязанность по контролю фактических сроков выполнения строительно-монтажных работ с установленными календарным планом производства работ по Объекту и вызова Исполнителя в установленные сроки для освидетельствования и промежуточной приемки строительно-монтажных работ. Доводы Заказчика о том, что на Исполнителя возложены полномочия самостоятельно определять даты освидетельствования скрытых работ и представлять данные акты Заказчику не соответствуют положениям п. 6.3 СП 246.1325800.2016, а, следовательно незаконны.
В нарушении п. 6.3 СП 246.1325800.2016 Заказчик в период с 27.07.2023 по 08.12.2023 не информировал о порядке вызова Исполнителя и не вызывал Исполнителя на Объект с целью освидетельствования геодезической разбивочной основы Объекта и земляных работ (вскрытие растительного слоя, разработки траншеи). Иное Заказчиком в переписках с Исполнителем не указано.
Вместе с тем исходящими письмами от 06.12.2023 N 173 (до принятия Решения об одностороннем расторжении) и от 11.12.2023 N 177, в силу положений пп. "е" п. 5.2 п. 6.1.4, п. 6.1.5, п. 6.3, пп. "ж", "в", "д" приложения А СП 246.1325800.2016 и Контракта, Исполнитель просил Заказчика в кратчайшие сроки предоставить следующие документы и информацию:
1) контракт на выполнение работ по строительству водопровода от очистных сооружений с. Александрия до промзоны г. Благодарный Благодарненского городского округа Ставропольского края (Объекта), заключенного на основании разработанной ООО "АрхСпецСтрой" проектной и сметной документации;
2) контракт на оказание услуг по осуществлению строительного контроля на выполнение работ по строительству водопровода от очистных сооружений с. Александрия до промзоны г. Благодарный Благодарненского городского округа Ставропольского края (Объекта);
3) информацию о местоположении строительной площадки на Объекте;
4) порядок ознакомления специалистов авторского надзора с технической документацией подрядчика, относящейся к Объекту строительства, в том числе организационно-технической документацией (проектом производства работ, технологическими картами (схемами) на выполнение отдельных видов работ и т.д.);
5) календарный план производства работ по Объекту;
6) порядок вызова специалистов авторского надзора с целью освидетельствования и промежуточной приемки строительно-монтажных работ для его согласования Исполнителем.
Таким образом, Исполнитель до расторжения Контракта, пытался выяснить у Заказчика, в том числе график и календарный план производства работ подрядной организацией на Объекте, чтобы самостоятельно в рабочем порядке попытаться установить временные интервалы для подписания актов освидетельствования геодезической разбивочной основы Объекта, актов скрытых работ.
Также Исполнитель, в своих письмах, до спорного расторжения Контракта, просил Заказчика рассмотреть вопрос об инициировании в кратчайшие сроки совещания с участием Заказчика, Исполнителя и подрядных организаций, осуществляющих строительство Объекта и контроль за его строительством, в целях координации совместных действий всех участников для реализации строительства Объекта.
Однако, до момента принятия Решения об одностороннем отказе, от Заказчика в адрес Исполнителя не поступало информации по указанным вопросам.
Вместе с тем, исходящими письмами от 12.12.2023 N 178, от 12.12.2023 N 180 Исполнитель в адрес Заказчика и подрядной организации - АО "ПМК-38" соответственно направил информацию о том, что в рамках Плана выезда Исполнителем будет осуществлен выезд на Объект 20.12.2023 в 11.30, и необходимо присутствие на Объекте представителей Заказчика и подрядной организации с журналом авторского надзора за строительством.
Однако, в указанную дату и время представители Заказчика и подрядной организации с журналом авторского надзора за строительством не явились, о чем Исполнителем составлен акт от 20.12.2023. Вместе с тем Исполнитель произвел авторский надзор на Объекте, о чем уведомил Заказчика в исходящим письме от 21.12.2023 N 187 с приложением подтверждающих документов.
Данные действия подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта и желание осуществлять исполнение Контракта в полном объеме в установленные сроки.
С учетом изложенного, Исполнителем принимались все меры, направленные на исполнение Контракта, в том числе на устранение нарушений условий Контракта.
В материалах дела отсутствует доказательства, факты, документы свидетельствующие о намеренном не исполнении условий контракта со стороны ООО "АрхСпецСтрой", игнорировании требований заказчика и т.д.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Также необходимо отметить, что в силу п. 2.1 контракта авторский надзор осуществляется в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации. Срок окончания работ на объекте - февраль 2024 г.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "АрхСпецСтрой", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "АрхСпецСтрой" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "АрхСпецСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "АрхСпецСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 декабря 2023 г. N 026/10/104-2960/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024