Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от заявителя - в отсутствие представителя,
от уполномоченного органа - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Малыхина П.В. на действия заказчика - ТУ администрации Труновского МО СК в с. Донском, уполномоченного органа - администрации Труновского МО СК по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600018723000073 "Ремонт автомобильной дороги по ул. Нагорная в селе Донское Труновского муниципального округа Ставропольского края".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 27.12.2023 г. с вызовом сторон по делу.
27.12.2023 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
15.12.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0121600018723000073 "Ремонт автомобильной дороги по ул. Нагорная в селе Донское Труновского муниципального округа Ставропольского края".
1. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно доводу жалобы, срок исполнения контракта, установленный проектом контракта, не соответствует сроку исполнения контракта, установленному в извещении о закупке.
Так, проектом контракта установлены следующие сроки:
3.1.1. Начало работ: с 01 марта 2024 года.
3.1.2. Окончание работ: до 31 июля 2024 года включительно.
3.1.3 Срок исполнения контракта, включающий в себя, в том числе, приемку выполненных работ, а также оплату выполненных работ Заказчиком - до 30 сентября 2024 г., включительно.
Извещением установлены следующие сроки:
Дата начала исполнения контракта - 01.03.2024
Дата окончания исполнения контракта - 31.07.2024
Таким образом, срок исполнения контракта, установленный проектом контракта, не соответствует сроку исполнения контракта, установленному в извещении о закупке.
В действиях Заказчика установлены нарушения п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ.
Довод жалобы обоснован.
2. По мнению Заявителя, ответственность сторон в проекте контракта установлена не в полном объеме.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует ответственность, установленная п. 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N1042.
Довод обоснован.
3. Согласно ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного п. 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном ч. 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Проектом контракта установлено: "11.2. Размер обеспечения исполнения настоящего контракта составляет 5 (пять) процентов от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 375 173 (триста семьдесят пять тысяч сто семьдесят три) рубля 30 копеек.". Извещением об осуществлении закупки установлено: Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В данном случае заказчиком нарушена ч. 6 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ.
Извещением об осуществлении закупки установлено: Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Размер обеспечения необходимо устанавливать от цены контракта, а не от НМЦК.
Довод жалобы обоснован.
4. В силу ч. 3 ст. 30 Закона N44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п. 1 ч. 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона N44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Извещением об осуществлении закупки установлено:
"Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ - Размер преимущества не установлен".
В тоже время Проектом контракта установлено: "5.2.1. Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители из числа СМП, СОНКО) в объеме 30 процентов от цены Контракта, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466).
Если сам "Подрядчик" является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, применять условия предусмотренные Постановлением N 1466 не требуется.
5.2.2. В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора (договоров) с субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО представить "Заказчику":
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя из числа СМП, СОНКО к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО, заверенную "Подрядчиком".
5.2.3. В случае замены субподрядчика, соисполнителя из числа СМП, СОНКО на этапе исполнения Контракта на другого субподрядчика, соисполнителя из числа СМП, СОНКО представлять "Заказчику" документы, указанные в пункте 5.2.2 Контракта, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО.
5.2.4. В течение 10 рабочих дней со дня оплаты "Подрядчиком" выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО представлять "Заказчику" следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между "Подрядчиком" и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств "Подрядчиком" субподрядчику, соисполнителю из числа СМП, СОНКО, - в случае если договором, заключенным между "Подрядчиком" и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного Контрактом, заключенным с "Заказчиком" (в ином случае указанный документ представляется "Заказчику" дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты "Подрядчиком" обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО).
5.2.5. Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем из числа СМП, СОНКО, в течение 7 рабочих дней с даты подписания "Подрядчиком" документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
5.2.6. Нести гражданско-правовую ответственность перед "Заказчиком" за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению Контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 5.2.2 - 5.2.4 Контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме, установленном в настоящем Контракте".
Таким образом, Заказчиком нарушены положения ч. 3 и ч. 5 ст. 30 Закона N 44 - ФЗ.
Довод жалобы обоснован.
5. В проекте контракта гарантийные сроки на конструктивные элементы автомобильной дороги установлены не в соответствии с типовыми условиями контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2023 г. N 572 (далее - Типовые условия N572).
В действиях Заказчика установлены нарушения.
Довод жалобы обоснован.
6. Проектом контракта установлено: "2.4. Участники закупки, не являющиеся плательщиками НДС на основании пункта 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ, при формировании цены контракта и уточнении сметной стоимости работ, должны руководствоваться требованиями письма Госстроя России от 6 октября 2003 г. N НЗ-6292/10 "О порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения". Положения письма Госстроя России от 6 октября 2003 г. N НЗ-6292/10 "О порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения" регламентируют порядок определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения при использовании нормативов, приведенных в МДС 81-25.2001.
Вместе с тем, МДС81-25.2001 отменён с 1 июля 2021 г. Информация приведенная в письме Госстроя России от 06.10.2003 N НЗ-6292/10, носила справочный характер и в настоящее время утратила свое значение, следовательно, требования установленные в п. 2.4 проекта контракта противоречат действующему законодательству.
В действиях заказчика установлены нарушения.
Довод жалобы обоснован.
7. Проектом контракта установлено: "11) по требованию Заказчика обеспечить представителей Заказчика транспортными средствами и оборудованием, необходимым для проведения осмотра и приемки выполненной по контракту работы (ее результата), отдельных этапов исполнения контракта".
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Нагорная в селе Донское Труновского муниципального округа Ставропольского края, а не оказание транспортных услуг или предоставление в пользование какого-либо оборудования.
Таким образом, данное требование установлено заказчиком не правомерно.
Довод жалобы обоснован.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ИП Малыхина П.В. на действия заказчика - ТУ администрации Труновского МО СК в с. Донском, уполномоченного органа - администрации Труновского МО СК по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600018723000073 "Ремонт автомобильной дороги по ул. Нагорная в селе Донское Труновского муниципального округа Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ТУ администрации Труновского МО СК в с. Донском, уполномоченного органа - администрации Труновского МО СК нарушившими требования ч. 3 и ч. 5 ст. 30, п. 8 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 96 Закона N44-ФЗ, п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N1042, Типовых условий N572, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 декабря 2023 г. N 026/06/106-2977/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024