Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от ООО ОО "Легионер" - в отсутствие представителя,
от уполномоченного органа - в отсутствие представителя
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО Охранная организация "Легионер" на действия заказчика МКОУ СОШ N 9 п. Рощино, уполномоченного органа - Администрации Курского муниципального округа СК по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса N0121600021923000093 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)".
Заявитель обжалует действия заказчика в части осуществления закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
05.12.2023 года уполномоченным органом в ЕИС размещено извещение о проведении закупки N0121600021923000093 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)".
1. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ - при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона N 44 N ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в Приложении N4 к извещению указаны следующие критерии оценки:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;
показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта;
показатель оценки, детализирующий показатель оценки:
признак N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров охраны объектов (территорий),
признак N 1 (наличие в штате участника закупки лицензированных охранников 4 и выше разряда, прошедшего профессиональную переподготовку по программе "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций).
Вместе с тем в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 не предусмотрен такой термин, как Признак. В соответствии с ПП N 2604 устанавливается "характеристика квалификации участников закупки".
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, ПП N 2604.
2. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
проект контракта.
Наряду с извещением о проведении закупки уполномоченным органом размещено приложение N 5 "Проект контракта".
Согласно ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Согласно приказа Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" Заказчик обязан применять типовой Контракт при закупке охранных услуг в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ.
Законом N 360-ФЗ в часть 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий федеральных органов исполнительной власти на утверждение типовых контрактов и типовых условий контрактов, а также предусматривающие установление полномочий Правительства Российской Федерации на утверждение типовых условий контрактов.
В соответствии с частью 12 статьи 8 Закона N 360-ФЗ условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ.
Таким образом, после 1 января 2022 г. (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые противоречат действующим положениям Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ (например, условия о сроке оплаты).
Комиссией было установлено, что заказчиком в проекте контракта установлены условия, предусмотренные типовым контрактом, утвержденным приказом от 01.06.2020 года N 149, при этом, допущены нарушения требований Закона N 44-ФЗ, а именно:
3. Частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона 3 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Заказчиком в пункте 6.6. Контракта установлено - за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
При этом, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Извещением о проведении закупки установлено преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч.ч. 4,8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ
4. Согласно пункту 8.2. проекта Контракта в случае наличия споров, разногласий и претензий относительно исполнения одной из Сторон своих обязательств другая Сторона может направить претензию. В отношении всех претензий, направляемых по настоящему Контракту, Сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.
Согласно пункту 10.5. проекта Контракта любая корреспонденция, которую одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, направляется в письменной форме почтой или в форме электронного документа, подписанного уполномоченным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"
Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или Контрактом, любая корреспонденция, связанная с Контрактом, будет считаться надлежащим образом доставленной Стороной другой Стороне и полученной ею, если она передана нарочно лично уполномоченному представителю другой Стороны под расписку либо направлена другой Стороне по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Стороны, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Стороной, в адрес которой она направлена.
Корреспонденция считается доставленной Стороне также в случаях, если:
Сторона отказалась от получения корреспонденции и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи;
несмотря на почтовое уведомление Сторона не явилась за получением направленной корреспонденции, о чем организация почтовой связи уведомила отправителя;
корреспонденция не вручена в связи с отсутствием Стороны по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила отправителя.
При этом в соответствии с требованиями ч. 16 ст. 94 Федерального Закона N 44-ФЗ Претензия должна быть направлена с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений.
Заказчиком допущены нарушения ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
5. Согласно пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. N 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать: информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком).
Заказчиком в проекте контракта не указано ответственное должностное лицо, а так же срок исполнения контракта, что является нарушением части 2 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ.
6. Заказчиком в проекте Контракта (п. 3.1) установлено, что услуги по контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания услуг является календарный месяц.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 42 Федерального закона N44-ФЗ Заказчик в извещении указывает начальную (максимальную) цена контракта (цену отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют.
Извещением о проведении закупки не установлены сроки этапов оказания услуг, а так же цена отдельных этапов, что нарушает п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.ч. 4,8 ст. 34, ч. 1 ст. 42, пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. N 51, ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, ПП N 2604.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Охранная организация "Легионер" на действия заказчика МКОУ СОШ N 9 п. Рощино, уполномоченного органа - Администрации Курского муниципального округа СК по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса N0121600021923000093 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" - обоснованной.
2. Признать действия Заказчика - МКОУ СОШ N 9 п. Рощино по факту осуществления закупки путем проведения конкурса в электронной форме N0121600021923000093 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" нарушившими ч.ч. 4,8 ст. 34, ч. 1 ст. 42, пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. N 51, ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, ПП N 2604, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Б. Ш. Карпель
Е.В. Вишневская
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 декабря 2023 г. N 026/06/106-2999/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024