Резолютивная часть оглашена
29.12.2023 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), жалобу Сысоева К.В. на положения извещения электронного аукциона на оказание услуг по мойке автотранспортных средств (извещение N 0342300000123001933, начальная (максимальная) цена контракта - 610 000,00 руб.),
в присутствии представителей Заказчика,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба Сысоева К.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона, содержащая следующие доводы:
1. Описание объекта закупки указано не согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В извещении Заказчик неконкретно требует у участника закупки соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и подтверждающие документы.
3. Заказчик устанавливает незаконное требование к содержанию заявки участника, что нарушает ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, аннулировать результаты Закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик, Уполномоченный орган предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о Закупке Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу:
1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Предметом закупки являются услуги по мойке автотранспортных средств.
Непосредственно функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики у указанной услуги отсутствуют.
Согласно письму Министерства финансов РФ в информационном письме от 18.12.2023 N 24-01-10/122331 (пункт 1.4): "Реализация положений пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ не означает, что все описание объекта закупки следует осуществить исключительно в рамках характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. В частности, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки могут использоваться иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, которые в свою очередь не относятся к характеристикам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и, соответственно, не подлежат указанию в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в "структурированном виде.
В этой связи вопросы, касающиеся порядка выполнения работы, оказания услуги, периодичности ее оказания, не являются непосредственно функциональными, техническими, качественными характеристиками закупаемой услуги, в связи с чем могут быть указаны в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в полном описании объекта закупки, включаемом в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в качестве приложения".
Описание объекта закупки размещено в ЕИС в качестве приложения к извещению и содержит характеристики, касающиеся порядка и периодичности оказания услуг.
Довод признается необоснованным.
2. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Извещением о проведении закупки установлены требования:
1) В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
2) Единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
При необходимости предоставления каких-либо документов для подтверждения соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в извещении в ЕИС, а также в разделе "Требования" на ЭТП появляется строка с требованиями о предоставлении тех или иных документов именно по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Так как для участия в данной закупке документы (лицензии, допуски, пр.) для подтверждения соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ не требуются, информация о них в разделе "Требования" отсутствует.
В качестве приложений к извещению в ЕИС размещен файл "Единые и дополнительные требования к участникам закупки", а также файл "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по заполнению заявки на участие в закупке".
Довод признается необоснованным.
3. Приложение к извещению "Требования к содержанию заявки" включают в себя все требования, предъявляемые статьей 43 Закона 44-ФЗ к содержанию заявки для участия в конкурентной закупке без привязки к аукциону. Пункт 1 требований к содержанию заявки имеет оговорку "если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ".
Кроме того, функционал личного кабинета участника закупки при формировании заявки на участие в аукционе не предусматривает техническую возможность подачи ценового предложения (кроме возможности загрузки отдельного документа).
Подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявки на участие в аукционе - это основания, предусмотренные пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ. В применяемые к аукциону основания для отклонения не входит основание, предусмотренное пунктом 9 части 12 статьи 48 (включающий в себя, в том числе пункт 3 части 1 статьи 43 "предложение участника закупки о цене контракта" и применяемой для конкурсов и запросов котировок).
Довод заявителя признается необоснованным.
Запросов разъяснений извещения о закупке, жалоб от иных участников закупки не поступало. На участие в закупке подано 2 заявки.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявители, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе не представили надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу Сысоева К.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 января 2024 г. N 612-9936-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2024