Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 19722/23) Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Юдиной Р.Н. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение жилого помещения (вторичный рынок) в многоквартирном жилом доме в целях реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. N 227-п (изв. N 0356500001423005140),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 26.12.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 27.12.2023 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001423005140 Заказчиком, ГКУ ПК "ЦОЗ" проводился электронный аукцион на приобретение жилого помещения (вторичный рынок) в многоквартирном жилом доме в целях реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. N 227-п. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 296 562,07 руб.
06.11.2023 г. между Заказчиком и Юдиной Р.Н. (далее - Поставщик) заключен контракт на приобретение жилого помещения (вторичный рынок) в многоквартирном жилом доме в целях реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. N 227-п (далее - Контракт). Цена контракта - 3 296 562,07 руб.
В связи с нарушением Поставщиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 28.11.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в ходе обследования жилого помещения было установлено наличие несогласованной перепланировки.
На основании указанного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.12.2023 г. решение размещено в реестровой записи Контракта в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 01.12.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 95 Закона о закупках срок Поставщиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 12.12.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следовательно, регламентированной датой направления Заказчиком обращения о включении информации об Юдиной Р.Н. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является - 14.12.2023 г.
Вместе с тем, в нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, информация об Юдиной Р.Н. была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы лишь 20.12.2023 г.
В письменных пояснениях представители Юдиной Р.Н. указали, что в ходе обследования жилого помещения было установлено наличие несогласованной перепланировки. Представитель уточнил, что фактически Внутриквартирный санитарный узел является раздельным. В письме N 11-ПУ-29-887 от 23.11.2023 г. ГБУ "ЦТИ" сообщило, что по результатам анализа материалов учетно-технической документации по объекту, расположенному по адресу: РФ, Пермский край, муниципальный округ Пермский, п. Ферма, ул. Трубная, д.6, кв. 13 и данных визуального обследования от 23.11.2023 г. выявлено несоответствие графических данных с фактической ситуацией, а именно в графической части технического паспорта на квартиру N 13 по состоянию на 27.11.2001 г. некорректно отражена конфигурация помещения N5* (санузел). 05.12.2023 г. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии было изготовлено уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН (N КУВД-001/2023-56829310/1). Представитель Юдиной Р.Н. указал, что вышеперечисленные документы были переданы Заказчику до вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (08.12.2023 г.), о чем свидетельствуют соответствующие отметки на таких документах.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Поставщика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, Юдиной Р.Н. в адрес Комиссии были направлены письмо N 11-ПУ-29-887 от 23.11.2023 г. ГБУ "ЦТИ" и уведомление Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (N КУВД-001/2023-56829310/1).
Таким образом, Юдиной Р.Н. принимались меры, направленные на исполнение Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщиком, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об Юдиной Р.Н. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об Юдиной Р.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2023 г. N РНП-59-464
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024