Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области (далее - Миндортранс Магаданской области, Заказчик) Л<_> (дов. N 23 от 19.12.2023), без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок магаданской области" (далее - МОГКУ "Центр закупок магаданской области", Уполномоченное учреждение), индивидуального предпринимателя И<_> (далее - ИП И<_>, Подрядчик), уведомленных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ИП И<_>, в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона "Осуществление регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту N 511/512 Магадан-Омсукчан-Магадан на 2024-2026 годы" (реестровый номер 0847500000923001919).
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения участника от заключения контракта и проверки факта недобросовестности поставщика на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
29.11.2023 Уполномоченным учреждением - МОГКУ "Центр закупок магаданской области" в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Осуществление регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту N 511/512 Магадан-Омсукчан-Магадан на 2024-2026 годы" (реестровый номер 0847500000923001919).
Начальная (максимальная) цена контракта 27 243 620,16 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок - 07.12.2023 09:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 07.12.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.12.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 07.12.2023 NЦПА1, на участие в закупке было подано 3 заявки участников с идентификационными номерами: 115473201, 115500870, 115501521. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 80,24%.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 NИЭА1, все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими положениям извещения об электронном аукционе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером 115473201 (ИП И<_>), сделавший наименьшее предложение о цене контракта - 5 384 292,13 руб.
1. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Во исполнение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с подпунктом "а", "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 10 статьи 26 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
Постановлением Правительства Магаданской области от 02.06.2022 N 491-пп "О возложении полномочий на Магаданское областное государственное казенное учреждение "Центр закупок Магаданской области" полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, для нескольких органов исполнительной власти Магаданской области, казенных учреждений Магаданской области, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий Магаданской области (в соответствии с Перечнем) возложены на Магаданское областное государственное казенное учреждение "Центр закупок Магаданской области" (Уполномоченное учреждение), а также утвержден Порядок взаимодействия заказчиков Магаданской области с уполномоченным учреждением в части планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения государственных контрактов, и их исполнения для нескольких заказчиков Магаданской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 13 Порядка Уполномоченное учреждение самостоятельно осуществляет все необходимые действия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами.
Пунктом 17 Порядка установлено, что при осуществлении Уполномоченным учреждением Полномочий по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом для Заказчика в соответствии с настоящим Порядком, контракты заключаются Уполномоченным учреждением от имени Заказчика.
13.12.2023, во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Уполномоченным учреждением размещен в ЕИС без своей подписи проект контракта.
Во исполнение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участнику закупки - ИП И<_> не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения Уполномоченным учреждением в ЕИС проекта контракта, то есть до 20.12.2023, надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта и разместить на электронной площадке.
Согласно информации в ЕИС, проект контракта, заключаемый с Миндортранс Магаданской области по итогам проведения электронного аукциона ""Осуществление регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту N 511/512 Магадан-Омсукчан-Магадан на 2024-2026 годы" (реестровый номер 0847500000923001919), подписан ИП И<_> 19.12.2023, т.е. в установленный законодательством о контрактной системе срок, в качестве обеспечения исполнения контракта Подрядчиком представлено платежное поручение N 40 от 19.12.2023 на сумму 26 921,46 рублей.
Вместе с тем, 25.12.2023, согласно протоколу от 25.12.2023 NППУ20_1, ИП И<_> признан уклонившимся от заключения контракта на основании пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной - предоставленное подтверждение обеспечения исполнения контракта не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно без учёта положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ извещения о рассматриваемой закупке (с приложениями), документов, представленных в материалы дела, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Во исполнение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
В извещении о закупке Уполномоченным учреждением установлен размер обеспечения исполнения контракта - 136 218,10 рублей, что составляет 0,5% от НМЦК.
Пунктом 7.1 проекта Контракта (приложение к извещению о закупке) установлено, что размер обеспечения исполнения Контракта определяется в соответствии с порядком, установленным частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, и устанавливается в размере 0,5 % от начальной (максимальной) цены Контракта.
Вместе с тем, согласно части 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Как установлено ранее, согласно протоколу подачи ценовых предложений от 07.12.2023 NЦПА1, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 80,24%, в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 NИЭА1, предложенная победителем закупки (ИП И<_>) цена контракта составила 5 384 292,13 руб.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 7.1 Контракта, направленного Уполномоченным учреждением победителю закупки (ИП И<_>) установлено, что размер обеспечения исполнения Контракта определяется в соответствии с порядком, установленным частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, и устанавливается в размере 0,5 % от начальной (максимальной) цены Контракта и составляет: 26 921 рублей 46 копеек.
Вместе с тем, обеспечение исполнения контракта в размере 26 921,46 составляет 0,5% от цены Контракта. При этом, в извещении о закупке, приложениях к извещению, Уполномоченным учреждением не установлено преимущество участникам, являющимся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом положений части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен был составить 2 724 362,02 рублей (не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
На основании изложенного, в действиях Уполномоченного учреждения установлено нарушение части 3 статьи 7, части 1 статьи 34, части 1 статьи 37, части 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Установленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с положениями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, материалы о включении ИП И<_> в реестр недобросовестных поставщиков были направлены Заказчиком - Миндортранс Магаданской области в Магаданское УФАС России 26.12.2023 посредством размещения обращения в ЕИС.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок о факте уклонения от заключения контракта.
3. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу норм Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности организации в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении ИП И<_> в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
В письменном пояснении (вх. N 5062-ЭП/23 от 28.12.2023) ИП И<_> указал, что, посчитав информацию о сумме обеспечения исполнения контракта, установленную в пункте 7.1 проекта Контракте направленного на подпись Подрядчику, за достоверную, оплатил обеспечение исполнения контракта в сумме 26 921,46 рублей, что подтверждается платежным поручением N 40 от 19.12.2023. Также 19.12.2023 Контракт был подписан Подрядчиком, умысла на уклонение от заключения Контракта ИП И<_> не имел. Кроме того, в настоящий период у Подрядчика находятся в исполнении 9 государственных контрактов, заключенных в 2023 году с Миндортранс Магаданской области.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, предоставление ИП И<_> обеспечения исполнения контракта в сумме не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, явилось следствием недостоверных положений Контракта, направленного Подрядчику Уполномоченным учреждением.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, что заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, рассмотрев материалы, представленные в дело, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что ИП И<_> не подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
В действиях ИП И<_> отсутствует умышленное уклонение от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Осуществление регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту N 511/512 Магадан-Омсукчан-Магадан на 2024-2026 годы" (реестровый номер 0847500000923001919).
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Министерством дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе И<_> (<_>), в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона "Осуществление регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту N 511/512 Магадан-Омсукчан-Магадан на 2024-2026 годы" (реестровый номер 0847500000923001919) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" нарушение части 3 статьи 7, части 1 статьи 34, части 1 статьи 37, части 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 29 декабря 2023 г. N 049/06/104-284/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024